Над тоннелем у станции "Половинная"
Свет самых далеких звезд можно увидеть даже днем, если смотреть из глубины колодца....
-Чушь!- скажете вы,- сказки для маленьких!
И будете не вполне правы. Почему? Да потому что именно здесь, у станции "Половинная", на глубине более чем 1км установлен подводный
нейтринный телескоп. С его помощью ученые регистрируют и изучают потоки этих элементарных частиц, источником которых являются как космические так и земные объекты. Уникальность геолого-гидрологических характеристик озера позволяет использовать его как идеальную (для земных условий) лабораторию.
Дождь. Тоннель №12. Самый пртяженный на КБЖД. 778 метров. Раньше был двупутным(по моим сведениям). Кладка впечатляет.
А что можно увидеть в стволе тоннеля длиной три четверти версты?
Не так уж и мало, если постараться. Кого-то поманит золотое мерцание - даже по нынешним меркам проходка горного тоннеля дело не дешевое, а тогда и вовсе. Скажем вот этот вот, № 12, длиной в 778 метров, обошелся российской казне в
1210661 рубль. И не в нынешний деревянный, а в тот полновесный, подкрепленный золотом. Другие узрят клубы порохового дыма. К примеру, для сооружения тоннеля № 18бис длинной в 636 метров потребовалось ни много ни мало 17403 кг динамита. Тени покосившихся крестов и могил ужаснут третьих. Ведь строительство велось очень интенсивно, рабочие часто гибли при взрывных работах, от болезней, от ранений и криминальных разборок
Если государство шло на такие жертвы, значит это стоило того. Значит, освоение Дальнего Востока, перспективы КВЖД(Китайско-Восточной железной дороги) были неоспоримы. Не постепенная и плавная экспансия, а стремительный бросок, который обеспечивал надежную основу для дальнейшего развития. Этот подход и в нынешнее время был бы вполне оправдан во многих судьбоносных проектах.
Перед тоннелем № 12. Половинный.
-За два с половиной года на 85-тикилометровом участке Порт-Байкал-Слюдянка
было возведено 39 тоннелей общей протяженностью более 7-ми километров, 47 каменных галерей, часть из которых - самостоятельные сооружения, более 250 подпорных стенок, 249 мостов и виадуков. Все эти объекты совершенны не только с инженерной точки зрения, но и как архитектурные диковины.
Карта-схема КБЖД. Кликабельна.
102 км. Итальянская стенка. Гид утверждал, что ее и галерею соорудили всего за год. Правда, впоследствии производились некоторые доделки.
Пожалуй самым известный символ КБЖД - Итальянская стенка. Находится она у Шумихи,на 102-м км. Почему итальянская? Да потому, что строили ее итальянцы Л. Феррари и П.И Джибелло. Не вдвоем, конечно. Но надо отметить, что среди строителей дороги было немало итальянцев и турок. Есть сведения даже об албанцах. Все эти специалисты были привлечены по причине дефицита подобных внутри России. На КБЖД немало объектов, в которых чувствуется их почерк. Иностранные мастера использовали особый вид кладки, придавший тоннелям и галереям европейский вид. Бутовый камень для нее добывался на месте. Каменотёсы трудились тут же.
Станция Уланово. Высокая отвесная стена, гребень которой покрыт березняком, видна за вагонами. Можно представить себе какое количество труда было вложено.
На сегодняшний день дорога представляет большой интерес для исследователей самых разных направлений. В сети немало материалов, посвященных ей. Пожалуй, самый полный и интересный можно почитать
здесь. Конечно, не все они носят научный характер. Много мифов и легенд сложено,например, вокруг
золота Колчака .
История КБЖД скоротечна. Бурный расцвет. Активная, но недолгая, эксплуатация. Упадок. Все уместилось в полвека.
Станция Уланово. Пустынная и безлюдная.
Последнюю остановку перед Портом-Байкал поезд сделал в Уланово. Теперь это лишь разъезд. За бывшим зданием вокзала среди редких лиственниц приуныла беседка. Байкал шумел галькой и чем-то тревожился. Хмарь в виде серого облака упала, казалось, прямо на воду. Даже самый пристальный взгляд не мог пробить эту серую мглу достаточно далеко и сознание терялось в догадках масштабов обозреваемого. Сгущающаяся серость выдавала приближение сумерек. Мало кто из пассажиров отваживался уже покидать свои нагретые места. Но я не в силах был побороть свою ненасытную жажду приключений, подчинился ей и, несмотря на ленивый дождичек, пошел к кромке воды. Разбитый причал едва держался сваями за берег. Казалось еще чуть-чуть и он как рыбацкий карбас уйдет в самостоятельное плавание. Кто знает, может он только о том и грезил? Может он ждет своего капитана? Я ступил ногой на иссеченное об скалы бревно. Набежавшая волна качнула его и мечта едва не стала явью.
Порт-Байкал. Гавань. Озёрный буксир "Север" 1955 года постройки.
Надо сказать,что байкальский берег почти на всем протяжении КБЖД укреплен. Это необходимо чтобы волны не размыли насыпь железной дороги. Поэтому там где колея выныривает из тоннелей можно видеть между ней и водной стихией либо бетонную стенку, либо насыпи из камня и валунов. В одном месте, уже ближе к Порту-Байкал я заметил, что берег покрыт не просто обломками скал, а огромными белыми кусками мраморного плитняка. Такие же фрагменты красивейшего гранита, встречающиеся между ними, оттеняли его и делали картину фантастической.
В Порт-Байкал мы прибыли в тот момент, когда у причала ошвартовались три катера пассажиров на двадцать пять -тридцать каждый. Поэтому никто не дал нам времени поглазеть на окрестности. Надо было спешить.Темнело. Здание вокзала - вот то единственное, что удалось увидеть. Но я не буду его выкладывать потому что каждый прошедший моим путем делает это непременно. Я вам покажу лучше старый буксир "Север", уснувший в траве у воды. С моря дул сильный ветер и в корпусе корабля что-то жалобно бухало. Обшивка тоскливо скрежетала и стонала. Мне захотелось быстрее покинуть это мрачное место.
Продолжение следует....