Недавно обнаружил на даче кустик мелиссы. Ни одно чаепитие теперь не обходится без нее. Кладу небольшую горсть еще свежей травы в кружку и жду пока вскипит новая порция воды. Где-то тут у меня был чай. Черный. Крупнолистовой. Сделаю ароматный микс.
Что общего у черного чая и торфа? Не так уж и мало если вдуматься. Это я так,чтобы продолжить тему. Ферментация, которой подвергается любой чай - процесс распада органических веществ. Торф же - частично разложившиеся остатки растений. Цветовое сходство даже не обсуждается! Существуют на свете чайные брикеты. Правда, я никогда их не видел, но наверняка они не очень отличаются от торфяных. Может быть они и горят не хуже. Но чего точно не стоит делать, так это заваривать торф.
Мы стояли у озера и с интересом озирались вокруг. Подходов к открытой воде почти нигде не было видно. Лишь здесь, где заканчивалась дорога был сравнительно большой, метров пять в ширину, свободный от камыша выход в акваторию. Да и тот образовался, скорее всего, усилиями рыбаков. На остальном же протяжении береговая линия была нечеткой и сплошь поросла тем же камышом. И не разберешь сразу где кончается суша и начинается вода. Все это указывало на небольшие глубины водоема в целом.
То что на карте обозначено как Леневское озеро - не что иное как бывшие Очевские карьеры. Маленький водоем на полуострове и есть настоящее озеро. Очево - небольшая деревня поблизости.
Во многих местах, над поверхностью озера угрожающе поднимались могучие корневища каких-то растений. Они были похожи на шеи и ласты чудовищ, навеки застрявших в этом почти болоте. Мелкие и крохотные островки, пучки отдельно стоящего камыша и просто коряги виднелись во всех направлениях.
Уже много лет мне не попадаются на глаза торфяные брикеты. Это было хорошее топливо! Раньше мне не раз приходилось помогать деревенским родственникам в его уборке. На зиму покупали несколько тонн. А хранился он в сараях и хозяйственных постройках. Пока перетаскаешь да сложишь - умаешься. Хорошо хоть форма брикета была удобная. Из него получались отличные пирамиды и шпалеры.
Печка-буржуйка в армейском кубрике у нас тоже потребляла брикет. И меня, солдата-срочника, ничуть не смущало то, что и в ГДР отлично знали и использовали прессованный торф. По утрам часть тонула в сизом дыме с характерным запахом, а подразделения получали наряды на разгрузку вагонов с брикетом.
А ведь когда-то нашей стране, взявшей курс на индустриализацию, позарез нужны были источники энергии. Нефтегазовые месторождения Западной Сибири и многих других мест еще не были разведаны. Уголь, торф и даже дрова должны были обеспечить необходимый потенциал экономике. По сравнению с дореволюционным добыча торфа к середине 20-го века выросла в десятки раз. Теплоотдача его достаточно высока, а выбросы в атмосферу не превышают аналогичных при использовании угля, дров или мазута. Торф уступает газу и нефти прежде всего в удобстве транспортировки, а также в затратах на производство эквивалентного по энергоотдаче объема топлива. Поэтому уже к середине 80-х в отрасли разразился кризис, а к 2000-м производство брикета сократилась почти до уровня 1913-го года. Карьеры опустели, инфраструктура и оборудование пропало. (Подробнее здесь:
http://expert.ru/northwest/2001/26/26no-rinok1_52858/)
Торфяные брикеты. Именно такими я их помню. Фото с сайта
http://bodoon.ru Хорошо, что мы приехали сюда в солнечную погоду. В ненастье здесь тоска Гримпенской трясины с ее ужасным четвероногим призраком!
А вон и доктор Мортимер! Поджаривает свою Снупи - на тропинке мелькнула чья-то спина в камуфляже.
Чёрт!
На самом деле пахнет дымком! Надо пойти посмотреть не начинается ли пожар!
Очень скоро мы обнаружили несколько пустующих рыбацких стоянок. Такие же как и везде. Навесы из брезента или полиэтилена.Черные проплешины кострищ. Значит, рыбачки не стесняются разводить огонь на залежах торфа! Один из биваков, видимо, только что покинули и залитый водою костер выбрасывал столб дыма и пара.
Бытового мусора не так много, как в тех местах где стоят обычные туристы. В основном после промысловиков здесь остаются нехитрые вещи, способные пригодиться последователям. Можно, конечно, бы было вывозить и их, но рыбацкое братство - не пустой звук.
Наведываются сюда и охотники. Возможно, браконьеры. Бьют утку, зайца и другую дичь. На одной из стоянок десятки стреляных гильз. Пластиковая бутылка, прибитая к молодой березке изрешечена дробью и картечью. Судя по патронам, гости могли промышлять все что угодно от цыпленка до свиньи.
Замечательные свойства торфа применимы не только в энергетике, но и в сельском хозяйстве. Все мы покупаем по весне пакеты с грунтом для рассады. А тут удалые охотники в вырытую для отходов яму кинули раскисший помидор. Что из этого вышло смотрите сами. Готовая рассада на болоте. А лето-то на исходе.
Если охотники и рыбаки не гнушаются проводить дни и ночи в таких местах, то на примере с помидорами вы видите на что способен фотограф-любитель. Проникать в мусорные ямы, отхожие места и чужие спальни он может из "любви к искусству". Он человек мирный и внимательный. Ему нет нужды добывать трофей, ценность которого исчисляется количеством погубленных жизней. И этим он зримо выше своего собрата охотника.
Что осталось сказать? Леневское озеро(карьеры) мелководно. Для этого не надо даже заглядывать в справочник. Достаточно взглянуть на него. Глубина от 2-х до 3-х метров. Интернет сообщает, что в нем водятся карась, линь, щука и окунь. Но добыть их без лодки или спиннинга - сложно.
Та поездка на торфяные карьеры осталась в прошлом. Событие неяркое. Им не похвастаешься в кампании друзей. Да и к чему? Было хорошее время, лес, тишина и настроение. Теперь это страница в моем дневнике. Пусть будет!