На велосипедах к Леневскому озеру.

Jul 18, 2018 00:23

   Под утро перестаю понимать разницу между аэрогрилем и многоквартирной высоткой. По-моему, она весьма условна. Чтобы не превратиться в вяленого язя, принимаю душ и оседаю на кухне. Еще рано. Есть время помедитировать.
  За окнами встает новый день. Панельные джунгли источают накопленное за прошедший день тепло. Оно струится, плавит и без того горячий воздух. Вдали, там где и домов не разобрать,  бетонные торосы завесились голубоватой дымкой и в этом маринаде томятся подобно малосольным огурцам. Наливаю в кружку кипяток  и проклинаю привычку-сейчас  нормальный человек  зачерпнул бы ковш ледяного кваса и был бы конечно прав. В этих кварталах тоже, наверное, многое происходит по привычке. Если термометр вдруг взбесится, забурлит и станет похож на жезл регулировщика, то и тогда ничего не измениться. Люди, как и положено, будут выполнять заложенную в них программу. Ведь было уже... Помните дымное лето 2010-го? Торфяники, испускающие удушливый газ... Все работали. И ничего!
  Кстати, есть у меня в фотоколлекции несколько снимков о поездке на один из таких торфяников. Не самый крупный из подмосковных, но все же.



На север от Дмитрова, по  Савеловской железной дороге я раньше ездил нечасто. Разве что за черникой в школьные и студенческие годы. В сапогах и с трехлитровым бидончиком в руке. Места там довольно глухие, болотистые, а перегоны между станциями большие. Дорога не размениваясь по мелочам тянется одной рукой к Дубне - всем известному наукоцентру, другой - к городу с загадочным названием Кимры.  Особенно долго бежит электричка от Орудьева до Вербилок. Километров десять, наверное. А то и больше! Скучая у окна, смотришь бывало на мелькающие стволы елей, лишь изредка расступающиеся, чтобы приоткрыть для взора путешественника не очень-то привлекательные окрестности. И не на чем было остановить взгляд кроме как на колоднике да на сухостое.
  Теперь не так. Что случилось за эти годы - не знаю. Может буря прошла, может недра разверзлись, или я прозрел. Только виден теперь из вагонного окна на этом перегоне довольно больших размеров водоем. К востоку от железной дороги. И так получилось дорогие друзья, что не так давно мне удалось посмотреть на него и поближе.



Пару лет назад я приехал в Вербилки с велосипедом. Хотелось покататься по лесу. Подышать. Размяться. И попутчицы у меня нашлись. Они же и помогли сделать  снимки.  Ведь свою камеру я в дорогу не взял.  Но некоторые кадры сделаны мною.
 За разговорами и другими не менее важными мероприятиями прошла половина дня. Лишь в четвертом часу мы вкатились на Дмитровский проспект Вербилок. Проспект-это, конечно, сильно сказано. В общем-то это обычная поселковая улица, упирающаяся одним концом в "парк", который постепенно переходит в самый настоящий лес. Как-то сразу  кончился асфальт и деревья плотнее обступили дорогу. Солнце клонилось к горизонту и его лучи уже не доставали колеи, стремившейся к югу.



Ехали долго. Какой-то особой цели не было. Просто было очень приятно катить навстречу ветру. Ни тебе тягучих подъемов, ни затяжных спусков. Испуганные птицы изредка шарахались в высь, стоило с ними поравняться. Вероятно, они слишком поздно замечали наше появление -  грунт  был плотный и мягкий. Он совершенно скрывал шелест шин и мы двигались в полной тишине.
  Я остановился - на дороге показалась змея.... Нет, не змея! Это безногая ящерица медяница. Или по-другому, ломкая веретеница. Ее тело сияло точно бронзовая дверная ручка. Жаль! Беднягу переехало колесо автомобиля. Она лежала неподвижно и я смог ее хорошо рассмотреть. В лесных сумерках чудилось что-то таинственное. Шорохи, тени. Из полутьмы выступил старый пень. Лишайник распустил свои зеленые зонтики на его поверхности. Есть в этом существе нечто космическое, загадочное.



В глубине чащи застыла какая-то тень. Неужели муравейник! Какой огромный! Больше метра в высоту! К нему очень сложно подобраться. Все подходы усыпаны мелким, может быть речным, песком. Вероятно эти трудяги муравьи принесли сюда по отдельности каждую песчинку! Нога тонет по щиколоть! Разрушения, причиняемые мною, наверное, были катастрофичны в муравьиных масштабах.



Через шесть километров мы дважды пересекли трассы ЛЭП.  Еще  километр и  грунт стал более рыхлым.  Деревья расступились. Мы выехали на луг, заросший густой травой. Березы и сосны выстроились  в правильные линии, соединенные кое-где такими же ровными перемычками цветущей дикой розы. Вейник и лабазник почти скрыли их от глаз. Странно было видеть среди белых метелок иссиня-алые цветы. Незримое присутствие человека было повсюду, но ни хозяйственных построек, ни домов нигде не было видно. Мы проминали колесами жирный торф орудьевских болот.



Клин облаков над озером, а может дорога в облаках.

Еще чуть-чуть и перед нами открылось обширное водное пространство.  На картах оно обозначено как Леневское озеро. Но, как известно, карты врут. На самом деле это бывшие торфяные поля, которые уже лет двадцать  превращаются в водоем. Форма зеркала напоминает человеческое ухо. Площадь около квадратного километра. Настоящее Леневское озеро - крохотное. Оно расположено на полуострове, вдающемся в акваторию. Торфодобытчики старательно его обошли. Речки и ручьи, впадающие в него, после ликвидации дренажной системы постепенно наполняют бывшие карьеры. Название тоже ошибочно. Есть мнение, что ранее истинное озеро называлось "Линевское".  Поскольку, линь - наиболее ценная рыба обитавшая в нем. А затем что-то случилось. Возможно рабочие, которыми могли быть заключенные Дмитлага, не проявляли горячего энтузиазма и, с точки зрения администрации, ленились...

Кипяток в кружке давно остыл. Утро медленно занималось. Получается не зря я сомневался в существовании озера. Действительно, в 80-90-х годах я никак не мог видеть этого водоема из окна поезда. Его возникновение - достаточно важное событие в масштабах местной экосистемы.

Продолжение следует....

Краевед, Было дело, Мои фото, Вербилки

Previous post Next post
Up