Почему бы нам, хоть изредка, не поговорить о фотографии? Нет, учить мы никого не собираемся. Просто встряхнем одну-другую запылившуюся истину и еще раз порассуждаем о банальном. Хочется знаете ли представиться миру, заявить о себе. Не в смысле, вот он, мол, я молодец, а просто обозначить позицию.
Нет ничего проще, чем нажать на спуск затвора, выставив предварительно экспозицию, и получить на носителе то, что мы считаем фотографией. Если же взять сотню самых обычных людей, вооружить их камерами и отправить одним и тем же маршрутом, то обнаружится очень интересная особенность. Оказывается, каждый из нас видит мир по-своему. Соответственно, и снимки получаются разными. Кто-то сделает упор на общих планах и пейзажах, кто-то подметит детали и характерные черты местности, кто-то обратит внимание на обитателей окрестностей и их традиции. Какой бы жанр не избрал обладатель фотоаппарата, фотографами я бы назвал только тех, в чьих снимках читается мысль, эмоции или понимание эстетики. Если же раз за разом в одной работе автору удаётся соединять и то и другое и третье, то перед нами потенциальный мастер. Техническая оснащенность в данном вопросе вторична.
Но это все общие слова. Никому не интересные. В моей жизни многое, очень многое, преломляется через фотографию. Мне интерсно наблюдать за окружающим. Будь моя воля - я бы не расставался с камерой. Иногда ловлю себя на том, что непроизвольно ищу лучший ракурс, ловлю оптимальный момент, строю идеальную композицию . Еду ли в метро, разговариваю ли с соседом, работаю ли в поле - не важно. Просто одержимость какая-то! Это не значит, что в те минуты, когда я держу в руках фотоаппарат, благодаря такой тренировке все происходит на полном автомате. Совсем наоборот. Часто излишняя суета и неуместный перфекционизм портят все дело. Не хватает умения и мастерства. И тем не мене, свой почерк и понимание у меня есть.
Петрович иногда говорил, что нужно выставлять только удачные снимки. Держать марку. Но он был профи. Я - нет. Поэтому мне можно и отойти от этого правила. Иногда.... Могу я также объяснить что не так, в том случае, когда снимок, обещавший многое, таковым не становится.
Вот вам бабушка с тростью.
Односторонний переход между "Площадью Революции" и "Театральной" довольно длинный. С уклоном. Всё время в гору. Оттого, попадая в него вместе с другими пассажирами, видишь весь поток на десятки метров вперёд. Бухают под ногами металические листы настила. Спины, плечи, затылки. Эти затылки прыгают над толпой как шары в лототроне. Испытываешь некоторое удивление от того, что можешь видеть сотни человеческих голов одновременно и при этом нет ощущения неловкости, какое было бы неременно если бы смотрел всем этим людям в глаза. Невольно думаешь о том, что и твой собственный затылок ничем не лучше, и те кто сзади могут даже посмеяться над его флуктуациями. И, конечно, ускоряешься - кому охота быть смешным?!
И вдруг! Замешательство! Откуда на этом безликом фоне глаза?! Ах, вот в чем дело! Единственное человеческое лицо в океане голов! Случайная карта в колоде судеб! Бабушка... На стуле... Так неожиданно! Не нищая.....Не попрошайка...Просто отдыхает и с интересом смотрит на проходящих мимо. Но никому нет до нее никакого дела. Поразительно! Одиночество в толпе! Как демонстративно и кричаще.... Это мы! Это наша жизнь!
Подхожу. Вежливо здороваюсь. Предлагаю помощь. Оказывается, все в порядке. Просто женщина присела отдохнуть. Недавний инсульт сказывается. Трудно ходить... Трудно говорить...Получаю разрешение сделать снимок и фотографирую. Но.... поздно! Толпа уже значительно поредела. Люди исчезли и топот ног стих. До следующей порции пассажиров пара минут. Ждать чтобы сделать дубль неудобно. Сую в руку старушке сложенную купюру и удаляюсь с неприятным чувством упущенного момента.