Я помню небольшой частный домик на окраине рабочего подмосковного городка. Два окна, выходящие в сад. Узкую улочку и дорогу, по которой тянулась разбитая колея. Помню яблони и дощатый забор, выкрашенный в синий цвет. Когда на небе собирались тучи или сгущались сумерки, в окнах загорался свет. Можно было заглянуть в них прямо из сада. За тем, что слева открывалась узкая и длинная детская. Две кровати, писменый стол, книжный и бельевой шкаф-вот и вся обстановка. Обычный загородный домик - особняков в те годы не строили. Особняки появились значительно позже. Огромные и не очень, красивые и безвкусные. Вобщем, разные. Демонстрация достатка раньше носила иные масштабы. Но красоту люди понимали всегда. В меру своей образованности, конечно.
На стенах детской, со светло-зелеными бумажными обоями, в огромном количестве были развешаны копии картин известных художников. Отечественных и зарубежных, от современности до эпохи Ренесанса. Вырезанные из различных журналов, заботливо приклееные на картон и любовно обрамленные цветной бархатной бумагой они в несколько рядов протянулись от окна до входного проема. Эта коллекция была собрана и устроена старшими детьми, а дети младшие росли и крепли в окружении уже почти музейном. Центральное и самое уважаемое место занимала загадочная "Джаконда", которая и с копии не прекращала следить за любопытствующими внимательным взглядом. Были здесь и "Тройка" Василия Перова, и "Бурлаки на Волге" Ильи Репина, и "Всюду жизнь" Николая Ярошенко. Но особенно интересны были шишкинская "Рожь", левитановский "Март" , соседствующий с "Весна. Большая вода", саврасовские "Грачи"....
Знаю, что ряд ученых, проведя многочисленные исследования доказали ВОСПРИЯТИЕ искусства нерациональным, т.е. зависимым от понимания зрителем того подлинник пред ним или копия. Это так и есть на самом деле. Наверное, этот факт важен более для авторов работ, нежели для остальных: ведь редко кто может отличить хорошую копию от оригинала. Автор же желает славы, признания, уважения. Денег, в конце концов! Ему надо быть уникальным. Но, для нас...
Эти картинки на стене, с посредственной полиграфией, все же передавали детям из маленького домика нечто необыкновенное. Наверное, понимание красоты как свойства рельности, необходимости быть внимательным к окружающему миру, веру в то, что есть люди на свете, для которых это важно.
Лагерь "дикарей" на левом берегу.
(Продолжение. Начало в ранних публикациях по тегу "На Оке").
Как хорошо оставить позади раскаленный асфальт шоссе! Поле встретило по-матерински, добрым и неназойливым теплом. К устью Вобли вел проселок, но в той стороне раскинулись шатры и ревела музыка: народ отдыхал. Я принял правее и вскоре оказался на кромке пятиметрового обрыва. Здесь река Ока делала крутой поворот влево. Глинистый берег, интенсивно подмываемый течением, носил следы многочисленных обрушений. Противоположная сторона реки, наоборот, представляла собою песчаную отмель. Какая-то пышногрудая барышня бежала по ней, поднимая крейсерскую волну.
Послышались мужские голоса. Внизу, в полутора метрах от границы потока и суши, из воды, словно буйки, торчали две коротко остриженные головы. Головы широко раскрывали рты, пытаясь захватить как можно больше воздуха, и изредка отпускали крепкие словечки. Прокачав жабры, головы уходили под воду, чтобы появиться вновь через минуту-другую.
Налимище.
Я присмотрелся. Удивительно ведь: берег вот он - рядом, а здоровенные мужики уходят на глубину. Сколько же здесь? Два метра!? Три!? А во-вторых, хотелось бы узнать чем занимаются эти тюлени? Те же продолжали нырять, что-то иногда швыряя на узкую песчаную подошву под обрывом. При этом они медленно продвигались вниз по течению. Усмотрев неподалеку пятачок, куда можно было спустится, я занял удобную позицию и стал дожидаться когда "ловцы жемчуга" приблизятся ко мне. Вот они уже рядом. Вдруг к моим ногам шлепнулась рыбешка, размером с кильку из консервной банки. Каплеобразное тело. Мощный плавник, переходящий сразу в хвост. Никакого намека на талию... Да, это же налим! Малек! Эти балбесы, ради забавы, губят такую рыбу!
Технически это выглядит так. Большим (едва не сказал указательным : )) пальцем ноги пловец прощупывает ил в подводной части крутого берега. Он ищет норки, где любит затаится рыба. Обнаружив добычу, "добытчик" ныряет и уже рукою добывает малька. На мой взгляд - варварство! Налима в наших реках все же не так много, чтобы его губить на корню.
Претензии не принимаю: бутылки не мои.
Вскоре, нанырявшись, мужики ушли собирать "добычу". А, я огляделся вокруг. Ух! Сюрпризы не кончились! Из прибрежного ивняка к Оке бежал шустрый ручеек. Кристальнейшей чистоты. Он был настолько прозрачен, что, не удержавшись, я зачерпнул водицы и всласть напился. Едрёныть! Ледянющая!!! Будто из ледника!
Тут же провел забавный эксперимент. Разувшись, и закатав по колено штаны я побрел вниз по ручью. Впадая в Оку он не сразу сдавался, а еще с десяток метров пытался двигаться в прежнем направлении. Постепенно его сила стихала, а поток мутнел, смешиваясь с общим течением. Встав левою ногою в ручей, другую я поставил в Оку, чуть выше устья. Разница температур приличная - градусов десять! Чудно!
Неподалеку от лодки появился акулий плавник
Наигравшись, я побрел к свежеокрашенной дырявой посудине, по виду напоминавшую лодку. По-видимому, в этих местах полно чудаков. Взять хотя бы этих налимщиков. Или какому человеку пришла в голову мысль тратить краску на гнилую лодку, которая уже лет десять не выходила на реку? Надо быть аккуратнее. Может здесь аномалия какая!?
Пока я следил за стайкой бабочек, что-то старательно ищущих в речном песке, с высоты заросшего ракитой берега раздался треск мотора и понял, что мне не миновать встречи с очередным чудиком. Ведь там, где шумел двигатель не смогла бы пройти ни одна машина. Что машина! Мотоцикл, и тот бы спасовал! Лишь узкая тропка сквозь кусты, по которой я спустился с кручи.
Сверху, по тропинке, на меня спускалось тарахтящее двухколесное чудовище. За рулем сидел малый с блаженной улыбкой на устах. Весь его вид выражал крайнюю степень восторга. Восторг тоже бывает разный. У футбольного фаната он один, у ботаника другой. На меня надвигался восторженный док Эммет Браун российского разлива (Эммет Браун-тот самый чокнутый док-изобретатель из фильма "Назад в будущее").
Отступать мне было некуда. Позади река. А плаваю я как утюг! Поэтому я схитрил, изобразив на лице смесь любезности и любопытства.
Сооружение, на котором прибыл незнакомец, оказалось снегоходом с присабаченой вместо лыж парой передних колес. Штука и впрямь суперпроходимая. В обмен на поток любезностей с моей стороны, Кулибин позволил себя сфотографировать и минут десять рассказывал о втулках и амортизаторах. Затем, решив, что я не достаточно впечатлён, самоделкин направил свой агрегат прямо в Оку. Я схватился за голову: гуляя по ручью я выяснил, что за узкой кромкой наносного песка шириною в полметра, дно попросту теряется. Чуток зазевайся и не то что снегоход, самого изобретателя надо будет спасать.
Однако, чудакам везет! Как ни в чем ни бывало ковбой пересек устье ручья и выбрался на берег сухим. Может оно и к лучшему. Если бы каждый рационализатор погибал во время испытаний мы бы до сих пор гуляли бы в шкурах.
Продолжение следует.....
Не правда ли, красиво!