Вперед к Антарктиде!

Nov 27, 2016 22:15



Художник Юрий Сорокин (источник :https://regnum.ru/) Шлюпы "Восток и Мирный" . На картине этого мариниста два шлюпа выполнены в виде максимально приближенном к историческому.  Очень наглядна "разнотипность" этих двух кораблей. Флагманский  "Восток" с легкими и стремительными формами. За ним  степенный и комфортабельный "Мирный".

Более трех с половиной тысяч морских миль или шесть с половиной тысяч километров между испанским Тенерифе и бразильским Рио-де-Жанейро. Это по кратчайшему пути. Но, как известно, парусники просто не могут в силу свой природы двигаться прямолинейно. Зависимые от ветров и  течений, они вынуждены постоянно менять курс.  Шторма и штили, неизбежные навигационные ошибки, разного рода поломки еще более затягивают этот путь.
 Можно себе представить, какие чувства испытывали моряки, когда вдали скрылся остроконечный пик вулкана Тейде. 5-7 миль в час - обычная скорость  отряда шлюпов. Даже до экватора  далеко. Как оказалось, месяц плавания.



  Летучие рыбы могут "планировать" десятки метров, поднимаясь, иногда, до высоты в 4-5 метров. Такую способность им придают особой формы брюшные и грудные плавники, а также сильный хвост, способный стремительно "выкинуть" рыбку из воды.

Напомню, что после посещения Тенерифе караван взял курс на западную оконечность Островов Зеленого Мыса и уже через три дня на 21гр. западной долготы  пересек северный тропик или, как его называют романтики, тропик Рака. Экспедиция вступила в жаркий тропический пояс, зона которого  интересна уже тем, что наблюдателю в ее пределах возможно увидеть полуденное  светило прямо у себя над головой, т.е. в зените.  Но если обычный человек легко может укрыться от зноя в тени каких-нибудь строений или деревьев, то для моряка, находящегося в плавании выбор небольшой: либо кубрик, либо укромное место где-нибудь на юте.  После обеда матросам свободным от вахт или работ разрешался сон на верхней палубе в тени натянутых тентов. Облегчения не приносил даже вечер.  По ночам в жилых помещениях бывало душновато. Температура в них поднималась до 27 градусов  по Цельсию.

25 сентября, спустившись на пару градусов южнее, моряки впервые увидели летучих рыб. Стремительно выпрыгивая из воды, расправив плавники точно крылья, они неслись по воздуху словно птицы, пытаясь спастись от быстрых атлантических пеламид.  Кто-то из экипажа решил поохотиться на хищника, но безуспешно, сильная рыба соскочила с гарпуна.  Пробовали удочки, но и те не помогли. Зато часть летучих рыб шлепалась на  руслини - а, это несколько метров над водой. Это только подогревало рыбацкий азарт матросов, и вскоре им удалось вытащить из воды другого хищника: небольшую акулу с прилепившейся к ней рыбой-прилипалой. Через несколько дней в воде  были замечены "паруса" медузы физалии, имеющие также другое, более возвышенное название:португальский кораблик. Астроном Симонов  из любопытства прикоснулся к одной из таких медуз и получил довольно сильный ожег. Его рука покрылась розовыми пузырями и белыми пятнами. Несколько часов ученого мучил озноб.

Но еще более удивительными были пиросомы, свет от которых по ночам создавал удивительные картины. Вот что пишет Беллинсгаузен:

"....ночью мы видели в море весьма много фосфорического света, происходящего от множества малых как будто искр и больших светящихся глыб. Величественное явление сие поражает зрителя; он видит на небе бесчисленное множество звезд и море, освещенное зыблящимися искрами, которые по мере близости шлюпов становятся ярче и в струе за кормою образуют огненную реку. Тот, кто сего никогда не видал, изумляется и совершенно в восторге. Фосфорическое блистание происходит, как известно, от склизких морских червей (Molusca). Для поимания сих искр и больших светящихся шаров с кормы шлюпа опущен был на веревке в воду флагдучный мешок; вытащили во множестве как больших, так и малых блестящих животных, из коих по особенному блистанию обратила внимание наше пирозома (Pyrosoma) длиною до семи дюймов, ... с одного конца закруглена, а с другого находится внутрь отверстие, которое почти доходит до другого конца; снаружи наросты разной величины; животное сие кажется будто стеклянное, когда в воде в спокойном состоянии иногда лишается света; спустя несколько времени с наростов начинает светить, наконец, все принимает огненный вид, после того снова постепенно тускнет, а при малейшем потрясении воды мгновенно блистание возобновляется."



 Пиросомы или огнетелки-это удивительные существа, способные жить только колониями. Размеры одной такой колонии могут  достигать нескольких метров. По форме колония похожа на полупрозрачный мешок, плавающий донышком вперед. Способны к люминисценции.
 Моряки беллинсгаузеновской экспедиции не раз вылавливали такие колонии, пытаясь определить природу свечения и физические свойства пиросом. Пытались даже скормить  кусок такой коллонии корабельной кошке. И что вы думаете!? Кошка съела охотно! Никаких отрицательных последствий от съеденного не случилось! Моряки подумывали даже и сами употребить ее в пищу, однако, кажется не решились.

.

Восторг и впечатления мореплавателей были настолько сильны, что даже стадо китов, встреченное в начале октября не вызвало сильных эмоций, а означилось лишь сухой строчкой в дневнике Фаддея Фаддеевича.

Между тем, служба на кораблях шла своим чередом.  В эти же дни окончательно заменили стеньги. Проводились научные наблюдения(о которых расскажу в следующий раз) и картографические работы. С палуб шлюпов были убраны ставшие надолго ненужными, ввиду отдаленности стоянки, массивные бухты  якорных и швартовых канатов.  На шлюпах, размером с речной трамвайчик, стало заметно просторнее. Дабы избавить жилые помещения в палубе от накопившейся сырости во  влажном и тёплом климате,  пришлось, несмотря на имевшуюся систему естественной вентиляции, регулярно протапливать жилые помещения.
 27-го сентября миновали португальские острова Зеленого мыса, оставив их ста милями восточнее. Странно сегодня об этом думать, но в те годы на архипелаге вовсю процветало рабство. Экспедиция взяла курс юго-юго-восток. По ночам  горизонт по левому борту рвали всполохи далеких зарниц.
  Продвигаться приходилось с большим трудом.  Причиной тому обычное в этих местах безветрие, которое особенно заметно стало после 7 октября и встречное северо-западное течение. Здесь, вероятно, идет речь о первых признаках Южного Пассатного течения. Если говорить об этом, то уже через несколько дней Беллинсгаузен пишет, что во время двенадцатидневного штиля имели течения с разных сторон. И действительно, эти места, как нам сегодня известно-сложнейшее переплетение различных океанических струй. Струи же дождевые, все больше грозовые, тоже не оставляли путешественников в покое. Фаддей Фаддеевич употребил все меры для сбора драгоценной ливневой влаги.


  5 октября в двух милях по ходу шлюпов был замечен смерч, имевший форму столба. Вода возле него кипела. Обычно смерчи образуются в месте стыка теплого и холодного фронтов  и часто сопутствуют грозам. Массы холодного воздуха под действием разных причин "наваливаются" на насыщенный влагой теплый приземный воздушный слой. В месте соприкосновения образуется дождь и выделяется тепло, которое устремляется ввысь, создавая под собою разряжение. Процесс имеет лавинообразный характер и форму перевернутой воронки. Беллинсгаузен был уверен, что справится со смерчем можно расстреляв его ядрами из пушек.
 Он пишет: "Известно, что подобные водяные насосы разбиваются ядрами и что даже одно сотрясение воздуха, происходящее от действия пушечных выстрелов, достаточно, чтобы разрушить сие опасное явление."



Фото: http://lit.lib.ru/img/a/akulow_a/text_0220/text_0220-8.jpg (Книга Анатолия Акулова "Праздники Нептуна"1962)

18 октября . Жара несколько спала. 27 градусов. За два часа до полудня вошли в южное полушарие
 По морской традиции этому событию сопутствовало нептуново торжество, устраиваемое для тех, кто находился в этих широтах впервые.   Единственным человеком на "Востоке" уже пересекавшим экватор оказался сам капитан. Это значит, что только он был в праве  совершить обряд над новичками. Что Фаддей Фаддеевич с удовольствием и сделал, окропив офицеров и нематросскую часть экипажа морской водой. Клерк и поверенный Иван Ремизов, сам только что прошедший "крещение", принялся за матросов. В его руках была внушительная чаша, которую он с прибаутками выплескивал  прямо на русые головы. Забаву быстро подхватили.  Кто-то схватил лейку, кто-то  ведро,  кто-то ушат. Использовали даже  пожарные помпы. На палубе не осталось сухого места. Вино, водка и деньги помогали "недотрогам" откупиться от крещения.
Гром пушечного салюта прокатился над волнами. Облачка белого дыма отнесло за корму. На шканцах кричали  "Ура!" ,  а звон стаканов с пуншем, поднятых в честь императора ознаменовал всеобщее ликование.



Фото: http://lit.lib.ru/img/a/akulow_a/text_0220/text_0220-8.jpg (Книга Анатолия Акулова "Праздники Нептуна"1962)
Традицию отмечать переход экватора праздником Нептуна имеют моряки целого ряда стран. Например, Королевских ВМС Великобритании, а также в ВМС США. Французы тоже не прочь повеселиться по такому случаю. На русском флоте этот обычай пошел с первых кругосветок, т.е. с начала 19-го века. Однако известно, что еще при  Петре нептуновы потехи нередко устраивались по разного рода поводам, не имевшим, впрочем, никакого отношения к переходу из северного полушария в южное или обратно.

Несколько иначе проходил праздник на "Мирном".  Лейтенант Лазарев уже имел за плечами кругосветку на "Суворове" и устроил торжество согласно обычаю.  В центре действа был владыка морей Нептун с богиней подземного царства Прозерпиной, которые явились на украшенной водорослями и раковинами колеснице-лафете в сопровождении  целой своры чертей, тритонов и прочей нечисти. Все они имели наряды согласно своей роли. Нептун был в короне и с трезубцем. Он грозно сверкал глазами и грозил пустить всю братию ко дну, если капитан тотчас не даст ему строго отчета в своих действиях.  Хвостатые черти, перепачканые сажей и пушечным салом, устроили сражение на кочергах. А Штормы, Шквалы и Смерчи из свиты царя, украсившись пучками пеньки, дико отплясывали и завывали на трапах.   После того как капитан ответил на все вопросы божества, подручные владыки принялись за новичков. С шутками и присказками их ловили и купали в наполненной морскою водою шлюпке, установленной на шкафуте. Офицерам позволили откупиться дабы не ронять их авторитет. В завершение Нептун угостил всех пуншем из большой чаши и отправился восвояси.
 Песни, пляски и веселье продолжались до позднего вечера.


Эмилио Маркос Палма - первый человек, родившийся в Антарктиде. Дата рождения - 7 января 1978 года. Аргентинец. Родился на полярной станции Эсперанса, где его отец Хорхе возглавлял отряд аргентинской армии. Незадолго до родов жена Хорхе Мария Сильвия де Палма приехала к мужу  на станцию чтобы там родить.
 В настоящее время число людей, родившихся в Антарктиде перевалило за десять.

Продолжение следует....

Антарктида

Previous post Next post
Up