Рукодельницы: магия прядения, вязания, плетения.

Jan 12, 2014 08:36



Пряха. 1864 г.
Художник Фирс Журавлев.

В старину самая обычная картина в деревенском доме: женщина у окна с прялкой. Вращается веретено, сплетается тонкая нить. У народов мира нить ассоциируется с нитью жизни, судьбы. Прервалась нить, прервалась жизнь. Слово «веретено» и «время», не просто однокоренные слова, по сути это слова почти синонимы. Вращение веретена отражает движение времени.



Икона Благовещенье последней трети XVII, Костромской музей.

Поэтому «не случайно и изображенная на иконе Богородица, получив «благую весть» от архангела Гавриила: «...ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь ему имя: Иисус» (Евангелие от Луки. 1.30-32), - держит в руках нить красной пряжи с клубком и веретеном, символизирующие зарождающуюся жизнь и предстоящее бытие».


«Различного рода рукодельницы по сути дублируют магические действия мифических существ, а их образы восходят к соответствующему архетипу. Ведь в качестве прядущего духа в быличках и бывальщинах нередко выступает домовой (дворовой; вероятно, и баенник, некогда составлявший с домовым синкретическое единство). В данной своей ипостаси он осмысляется в первую очередь как мифический предок-родоначальник, коллективная душа определенной семейно-родовой общины.



Причем в архаичной севернорусской традиции в этой роли чаще фигурирует женский персонаж: «Вот я раз ноцью выйтить хотела, встала, смотрю, месяц светит, а на лавки у окоска доможириха сидит и все прядет, так и слышно нитка идет: „дзи" да „дзи", и меня видала, да не ушла».
К числу прядущих, шьющих домашних духов относится и мара. В русских поверьях она редко принимает зооморфный облик (курицы, мыши, змеи), но чаще «блазнится» маленькой старушонкой. Осмысляясь в качестве пришелицы из иного мира, это «запечельное» существо, подобно другим духам, появляется лунной ночью. Это призрак, привидение, наваждение. Согласно разысканиям Ю. Миролюбова, в образе мары можно обнаружить признаки богини смерти: она забирает покидающую тело душу... Именно об этой маре рассказывают, будто она сидит на печи и прядет по ночам пряжу, что-то шепча и подпрыгивая. Ее же видят за самопрялкой. Мало того, мара сама может принять (и это показательно) вид колеса. Иногда она путает и рвет кудель, пряжу, что также служит определенным знаком-символом».
«Функции прядущего духа, а заодно и некоторые другие роли, присущие персонажам низшей мифологии, взяла на себя в процессе становления общерусского пантеона богиня Мокошь, упоминаемая в начальной русской летописи под 980 г. Ее идол стоял в Киеве на вершине холма рядом с кумирами Перуна и других богов. В самом имени Мокошъ В. В. Иванов, В. Н. Топоров усматривают возможную связь с «mokos», что значит «прядение».



Преподобная Параскева-Пятница.

Позднее, с усилением христианства, в качестве покровительницы прядения, ткачества и вообще домашней работы, в народном сознании, стала святая Параскева Пятница. В «рамках этого образа произошло «оязычивание» святой, архаизация ее облика. Вот почему двойником Параскевы оказалась баба Середа, которая, так же как и Пятница, персонифицируя определенный день недели, покровительствует рукоделию: помогает прясть и белить холсты. Схожи с этими персонажами и украинские Нички - мифические женские существа, прядущие ночью, особенно по пятницам, оставленные бабами кудели. Культу Пятницы соответствует в украинской же традиции и почитание Недели (персонификация воскресенья), также связанной с прядением. В иных этнокультурных традициях подобные мифические существа могут носить имена, связанные с названиями других дней недели. Так, в Средней Азии это чаще всего Биби Се-Шамбе (госпожа Вторник): в некоторых традициях - Биби Чор-Шамбе (госпожа Среда), а у турок - Першамбе-Кары (Женщина-Четверг). Одним словом, изначально каждый день недели персонифицировался в мифическом существе, так или иначе связанном с прядением либо ткачеством.
Семантика связи мифической рукодельницы с определенным днем (сутками) обнаруживается при этимологических исследованиях. Согласно разысканиям Л. В. Савельевой, выясняется, что слово «сутки», будучи однокоренным с глаголом «ткать», обозначает «то, что соткано».



Мойры и веретено судьбы. 1890 г.
Художник Дж.М. Стадвик.

«Тайный смысл действий, связанных с различными рукоделиями и их атрибутами, известен лишь «знающим» людям, колдунам, знахарям».
«Тайные знания-«хитрости» хранились в традиции веками, иначе не объявилась бы в 1742 г. колдунья, ничем не отличающаяся от древнерусской. Дело П. Я. Янушевской слушалось в Дубенском суде. Суть обвинения: ответчица, запрятав веретено, перевязанное красной лентой, в целебные травы, незаметно освятила его в церкви; это веретено она собиралась употребить в своих колдовских целях. А несколько ранее, в 1710 г., в Каменецкий городской суд была подана жалоба на жену священника Бабиженко. Священник Ставицкий изобличал «колдунью» в том, что она, угрожая смертью его жене, прошлась несколько раз у их дома, потряхивая веревкой.
Колдуны или знахари занимались осознанными и целенаправленными манипуляциями с куделью, пряжей, нитью, веревкой, с разными изделиями из них или же атрибутами рукоделия. Аналогичные действа совершали и исполнители магических или мантических обрядов. Вот одно из святочных гаданий: прядут «наопак» (наоборот) две нити (одна для жениха, другая - для невесты) и пускают их недалеко друг от друга в воду, налитую на сковороду. Если нити сойдутся вместе и «завьются», влюбленные соединятся брачными узами, и наоборот, если нити разойдутся - свадьбе не бывать. Отсюда выражение «связать свою судьбу».



«И даже обычное прядение (веретеном, на прялке) и обычные рукоделия (вязание, шитье, вышивание), имеющие повсеместное распространение в крестьянском быту, также имели некогда определенный магический смысл… : «Девка прядет, а бог ей нитку дает». Вместе с тем, согласно болгарским поверьям, прясть и ткать научил людей сам Господь. А в украинской традиции прялка считается даром Божиим, врученным еще Еве. Как ниспосланный от самого Господа дар, стоящий в ряду с «Духом Божиим, мудростию, разумением, ведением», осмысляется в Библии умение «составлять искусные ткани» и вышивать «по голубой, пурпуровой, червленой и виссонной ткани» (Исход. 35. 31-35). Отсюда используемое в обиходной речи выражение «работать по вдохновению».



Пряхи.
Художник Иван Куликов.

«Характерно, что различными рукоделиями девушки занимались на беседах и вечеринках (посиделках), которые в отдельных локальных традициях так и назывались супрядками. Именно здесь, где программировалась судьба, они в основном и готовили себе приданое»
«Прядение считалось в крестьянском быту настолько важным занятием, что даже избы делились на «пряху» и «непряху». Если печь располагалась при входе справа от двери и ее устье было обращено к окну, к свету, то такая изба считалась «пряхой». В избе - «непряхе» печь помещалась слева от входа. В ней пряха сидит в иной позе: ее правая рука обращена к сте¬не, а не к свету от окна, причем ей трудно пустить по полу веретено на большое расстояние.
Сакральным занятием представлялось и ткачество. Наиболее благоприятным для него временем считался Великий пост. Согласно поверьям, все изготовленное в эти дни будет тонким и ровным».
«Показательно, что в некоторых локальных традициях определенный отрезок времени так и назывался «пряжей». - т. е. «бабий счет по пряже»».



Пророк Исайя.

Аналогичные знаки-символы содержатся в Библии. «Так, пророк Исайя вопиял в своей предсмертной молитве: «… я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; Он (Господь) отрежет меня от основы» (Книга пророка Исайи. XXXVIII. 12), т. е. перережет концы нитей, которыми ткань прикрепляется к стану. И сам образ челнока символизирует быстротекущее время: «Дни мои бегут скорее челнока, - говорил о своих страданиях пророк Иов, - и кончаются без надежды» (Книга Иова. VII. 6).

По материалам книги:
Криничная Н. А. Русская народная мифологическая проза: Истоки и полисемантизм образов. Том второй: Былички. бывальщины, леген¬ды, поверья о людях, обладающих магическими способностями. - Петрозаводск: Карельский научный центр РАН. 2000.

Древние народные верования
Русская народная мифологическая проза
В полночь на Лысой горе
Перекресток (росстань)
Темные силы нас злобно гнетут

христианство, язычество, Библия, Россия, бесы

Previous post Next post
Up