(no subject)

Jun 27, 2023 02:44


ГЛАВА VI ЗОЛОТАЯ ОРДА МОНГОЛЫ И ТЮРКИ В УЛУСЕ д ж у ч и За несколько лет до своей смерти в 1227 г. Чингисхан разделил империю на четыре улуса, которые он выделил своим четырем сыновьям от старшей и любимой жены Боракчин. Земли на восток от Иртыша достались старшему сыну Джучи, после смерти которого их унаследовал его сын Бату. В результате распада Монгольской империи в 1260-х гг. улус Джучи стал независимым государством, известным впоследствии как Золотая Орда (хотя исторически это название стало использоваться только со второй половины XVI в.). До наступления эпохи Чингисхана Прибайкалье и Монголию заселяли как монголоязычные, так и тюркоязычные кочевые племена, которые вели одинаковый образ жизни, активно контактировали между собой и часто включали в своем составе одновременно как тюркоязычные, так и монголоязычные родоплеменные группы. Считается, что совокупность этих факторов привела к длительному двуязычию монгольских племен и к сложению в этом регионе специфической тюрко-монгольской языковой общности контактного типа443. Монгольская хроника, известная как «Сокровенное сказание монголов», составленная около 1240 г., содержит значительное количество тюркизмов и свидетельствует о широком распространении среди монголов личных имен тюркского происхождения, включая ближайшее окружение Чингисхана444. Таким образом, можно констатировать, что тюрки оказали определенное влияние на этногенез монголов еще до наступления эпохи Чингисхана445. Монгольские завоеватели попали в древнерусские, европейские и восточные хроники под именем «татар», хотя, как известно, татары были всего лишь одним из кочевых народов, покоренных монголами. Впервые этноним «татары» (отуз-татар) упоминается в тюркских рунических надписях VIII в., найденных на территории Глава VI- Золотая Орда 93 Монголии и описывающих события второй половины VI в. Считается, что этот народ сформировался на территории Монголии в VI в. после гибели Жужанского каганата, и, очевидно, в его этногенезе принимали участие как тюркоязычные, так и монголоязычные группы кочевников446. О языке древних татар не сохранилось достаточных сведений, поэтому одни исследователи признают его тюркским, а другие - монгольским. Китайские, монгольские и среднеазиатские источники свидетельствуют, что в IX-XII вв. существовало два государственных образования татар. Одно из них находилось в Восточной Монголии, а другое - в Восточном Туркестане, в связи с чем Махмуд Кашгари называл обширную территорию между ними «татарской степью». Кроме этого, татары, наряду с кимаками и кипчаками, также упоминаются в качестве жителей Кимакского каганата, занимавшего в VIII-XI вв. территорию Южной Сибири и Северного Казахстана. К XII в. китайцы и жители Средней Азии перенесли этноним «татары» на все кочевое население «татарской степи»447. Рашидад-Дин писал в начале XIV в., что вследствие могущества древних татар их название охотно перенимали другие тюркские племена: «Из-за чрезвычайного величия и почетного положения [татар] другие тюркские роды, при [всем] различии их разрядов и названий, стали известны под их именем, и все назывались татарами»448. В ХП-ХШ вв. «татарская степь» оказалась во власти монголов, которых китайцы и народы Средней Азии также стали называть татарами. Этому, в частности, способствовало включение значительного числа татар в состав войск Чингисхана, по поводу чего францисканский монах Вильгельм Рубрук, посетивший ставку монголов в 1254 г., отмечал: «Хингис повсюду посылал вперед татар, и отсюда распространилось их имя, так как везде кричали: “Вот идут татары!”»449. Не вдаваясь в дискуссию по поводу этнического происхождения центральноазиатских татар, предлагаю вниманию читателя выдержки из ряда источников, свидетельствующих об их тюркском происхождении (или же о значительном тюркском компоненте в их составе). Географический трактат неизвестного персоязычного автора «Худуд ал-алам», написанный в 982-983 гг., причисляет татар к токуз-огузам - «самым богатым среди тюрков»450. Среднеазиатский исследователь тюркских языков XI в. Махмуд Кашгари упоминает татар в числе двадцати известных ему тюркских племен. Он отмечает, что татары, подобно племенам жумул, ябаку, кай и йасмил, имеют собственный язык, однако также хорошо владеют тюркским языком451. Тюркское происхождение четырех упомянутых племен признается большинством исследователей (Кашгари также 94 В. И. Марков. Тюркский след в истории Украины X-XV1I вв. свидетельствует о наличии второго языка у уйгуров, тюркское происхождение которых не вызывает сомнений). Персидский историк середины XI в. Гардизи сообщает, что татары являются одним из семи племен, входящих в Кимакский каганат, и пересказывает легенду о том, что кипчаки, кимаки и татары происходят от общих предков - татар452. В персидском сочинении XI в. «Кабус Нама», содержащем советы по выбору рабов из тюрков, татары упоминаются в числе тюркских племен453. Арабский историк Ибн ал Асир (1160- 1223) называет татар «большим тюркским племенем»454. Придворный летописец Хулагуидов Рашид-ад-Дин, который, очевидно, был хорошо ознакомлен с этническими различиями между монголами и тюрками, пишет, что в эпоху войн, которые вел отец Чингисхана с татарами, последние являлись «самыми известными тюркскими племенами»455. В пользу вероятного тюркского происхождения татар свидетельствует и повсеместное перенесение этого этнонима на все тюркоязычные племена, покоренные монголами. Рашид-адДин отмечает: «...вследствие силы и могущества татар,., [и поныне] в областях Хитая, Хинда и Синда, в Чине и Мачине, в стране киргизов, келаров и башкир, в Дешт-и Кипчаке, всеверных[от него] районах... все тюркские племена называют татарами»456. По сообщению этого же автора, татары в значительной степени были интегрированы в монгольское общество: «...в начале державы Чингиз-хана и потом каждое из монгольских и немонгольских племен [брали у татар] себе и для своего рода девушек, а им давали [своих]. Чингиз-хан также взял от них девушек, ибо из [числа] его жен Есулун и Есукат были татарки; старший брат Чингиз-хана, Джочи-Касар, также высватал у них жену; многие эмиры тоже брали [за себя] татарских девушек... Из этого [татарского] народа, как во время Чингиз-хана, так и после него, некоторые стали великими и уважаемыми эмирами и доверенными государства в ордах [высокопоставленных монголов]... вплоть до нынешнего дня, в каждой орде и в каждом улусе [из татар] появлялись великие эмиры. Иной раз им давали девушек из рода Чингиз-хана и от них высватывали [невест]. В каждом улусе также существует из того племени много народа, который не стал эмирами, а присоединился к [монгольскому] войску; всякий из них знает, из какой ветви татар он [происходит]»457. «Сокровенное сказание монголов» свидетельствует, что две из жен Чингиз-хана происходили из татар458. Также известно, что старшая жена Вату и один из его старших эмиров по имени Ит-Кара происходили из племени алчитатар459. В период зарождения Монгольской империи в состав ее населения помимо татар на равных правах с монголами вошли другие рлава VI. Золотая Орда 95 тюркоязычные кочевники Южной Сибири и Восточного Туркестана, которые добровольно признали верховенство Чингисхана. Это были киргизы, телесы, теленгуты, уйгуры, карлуки, йемеки, ставшие первыми его подданными за пределами монгольских степей. Они обеспечили пополнение армии Чингисхана и предоставили опытные кадры для управления его империей, поскольку практически все они, в отличие от монголов, уже имели опыт государственности460. Безусловно, что эти процессы способствовали дальнейшему распространению тюркского языка в монгольском государстве. Источники свидетельствуют о ряде случаев, когда во время монгольских завоеваний тюрки и монголы на весьма удаленных от Монголии территориях заявляли о своем взаимном родстве. Так, во время осады монголами Самарканда тюркские воины хорезмшаха приняли решение сдаться им со словами: «...мы из рода их, они не убьют нас»461. В Азербайджане к монголам присоединился со своим отрядом бывший тюркский невольник одного из местных правителей, которого монголы приняли к себе, «будучи расположенными к нему вследствие родства»462. На Северном Кавказе монголам удалось разрушить союз аланов и кипчаков, а затем разбить их по отдельности, убедив кипчаков в отсутствии у монголов враждебности к ним, заявляя: «Мы и вы - один народ и из одного племени»462. Восточноевропейские кипчаки, которые оказали сопротивление монголам, в представлении последних подлежали уничтожению и обращению в рабство. В ходе западного похода 1237-1242 гг. часть из них была уничтожена, часть бежала, однако значительное их число было вынуждено подчиниться завоевателям. Монголы уничтожили племенную аристократию этих кипчаков и разрушили их прежнюю родоплеменную структуру. Половецкие роды и семейства были распределены между монгольской военной аристократией в качестве родоплеменных подразделений низшего социального ранга. Они были обязаны кочевать совместно со своим родом-хозяином, снабжать его продуктами животноводства и обеспечивать его хозяйственные нужды. Мужчины также были обязаны нести военную службу в качестве рядовых воинов. При распределении покоренных кочевников монголы старались разрушить их прежние родоплеменные связи, для чего группы этих кочевников часто перемещались на большие расстояния. Таким образом подчиненные одному монгольскому роду половцы уже не представляли собой целостного рода или племени464. Следует отметить, что, в отличие от восточноевропейских кипчаков, часть их 96 В. И. Марков. Тюркский след в истории Украины X-XVII вв. азиатских соплеменников добровольно поддалась монголам, благодаря чему сохранила свою аристократию и родоплеменные подразделения. Материалы из погребений тюркских кочевников западноевразийских степей второй половины XIII в. позволяют проследить значительные их перемещения монголами из одних регионов в другие. В результате, в частности, увеличилась численность кочевого населения в Поволжье и Бессарабии, исчезло прежнее кочевое население в низовьях Дона, часть черных клобуков переместилась из Поросья в Поволжье. В Северном Причерноморье появились отдельные группы кочевников огузского происхождения из Заволжского и, возможно, Среднеазиатского регионов. Монголы использовали покоренных и добровольно признавших их власть кочевников для построения улусной системы своего военного государства, в которой административные единицы были сопряжены с воинскими единицами - «сотнями», «тысячами», «туменами». Темники (начальники туменов) получали в свое подчинение такое количество семей кочевников, которое могло выставить 10 000 воинов, тысячники, соответственно, 1000 и т. д. Таким образом, было положено начало сложению новых этнически смешанных административно-родоплеменных общностей Золотой Орды465. После окончания западного похода Бату в 1242 г. монгольские тумены, которые участвовали в нем от других монгольских улусов, возвратились домой, после чего в улусе Джучи остались только те монголы, которые были в свое время выделены Джучи Чингисханом. По сообщению «Сокровенного сказания», их численность составляла 9000 семей. По свидетельству Рашид ад-Дина - 4 тысячи воинов с семьями, к которым впоследствии присоединилось еще некоторое число монгольских переселенцев466. В любом случае, вполне очевидно, что численность этнических монголов в улусе Джучи была крайне незначительной и подавляющее большинство его кочевого населения составляли тюрки, среди которых преобладали кипчаки. По свидетельству археологических источников, плотность расселения монголов западнее реки Урал была неравномерной и они были главным образом сосредоточены в Нижнем Поволжье и на Северо-Восточном Кавказе467. Присутствие монголов также фиксируется и в Северном Причерноморье468, где, по мнению И. Л. Измайлова, они составляли 6-10% кочевого населения469. О присутствии монголов среди кочевого населения степного Поднепровья писал Плано Карпини, который посетил этот регион в середине 1240-х гг.470. Глава VI. Золотая Орда 97 Вследствие численного преобладания тюрков в составе кочевого населения улуса Джучи монголы в течение достаточно быстрого времени подверглись полной тюркской ассимиляции. По этому поводу известно высказывание арабского автора XIV в. эл-Омари: «В древности это государство [Золотая Орда] было страной кытаков, но когда им завладели Татары [монголы], то Кытаки сделались их подданными. Потом они [монголы] смешались и породнились с ними [кыпчаками], и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их [монголов], и все они стали точно кыпчаки, как будто они одного рода, оттого, что Монголы поселились на земле Кыпчаков, вступали в брак с ними и оставались жить в земле их»471. Этой ассимиляции также способствовали смешанные тюрко-монгольские браки, поскольку у средневековых монголов количество жен не ограничивалось и не возбранялось брать их из покоренных народов. Кроме этого, у монголов был распространен институт наложниц, а согласно монгольской ясе (закону Чингисхана) все дети, прижитые как от жен, так и от наложниц, считались законными и имели равные права472. Последний аспект, в частности, отмечал Плано Карпини: «...между сыном от наложницы и от жены нет никакой разницы, но отец дает каждому из них, что хочет, и если он из рода князей, то сын наложницы является князем постольку же, как и сын законной супруги»475. Вероятно, что указанные обстоятельства стали одной из причин быстрого распространения кипчакского языка и среди высших слоев золотоордынского общества. Еще одной причиной стремительной этнической консолидации разноплеменного кочевого населения Золотой Орды в первой половине XIV в. стала его всеобщая исламизация. Впрочем, отдельные группы кипчаков продолжали сохранять свою этническую обособленность до конца XIV в. Так, Ибн Батутта, проживший в 1333 г. некоторое время в золотоордынской столице, писал, что население этого города состояло из монголов, кипчаков и представителей других народов (включая выходцев из Руси)474. Среднеазиатский историк первой половины XV в. Шереф-ад-Дин Йезди описывал войско золотоордынского хана Тохтамыша, собранное в 1388 г. для похода против Тимура, как состоящее «из русских, черкесов, булгар, кипчаков, алан» и других народов. Этот же автор под 1391 г. упоминает о кипчакском подразделении в составе армии Тимура475. В результате смешения монголов и численно преобладающих тюрков в степях Дешт-и-Кипчака к концу XIV в. сложились новые тюркоязычные этнические общности, прошедшие улусную систему Золотой Орды. Этноним «татары» сохранился к XV-XVI вв. 98 В. И. Марков. Тюркский след в истории Украины X-XVII вв. только в Западной Сибири, Поволжье и Северном Причерноморье. На остальных территориях появились новые кочевые этносы - казахи, кочевые узбеки, ногаи, каракалпаки476. ЗОЛОТООРДЫНСКИЕ ГРАНИЦЫ И ГОРОДА В МЕЖДУРЕЧЬЕ ДНЕСТРА И ДОНА Сложившийся после монгольских завоеваний территориально - правовой статус земель нынешней Украины, по мнению автора, можно условно разделить на четыре основные категории: Галицко-Волынское княжество (1); удельные княжества, в которых существовал институт баскачества (2); территории Южной Руси, находившиеся под непосредственной властью татар (3); территории, вошедшие в состав Золотой Орды (4). Остановимся на них несколько подробнее. 1) Галицко-Волынское княжество. Оно признало свою вассальную зависимость от татар, выплачивало им регулярную дань, однако здесь отсутствовал институт баскачества, татары не проводили переписи населения и не осуществляли рекрутские наборы477. Как известно, в 1245 г. Даниил Галицкий лично посетил ставку хана Бату, где присягнул ему в качестве вассала, однако после смерти Бату в 1256 г. Даниил не ездил присягать Улагчи (1256-1257) и Берке (1257-1266). Также ничего не известно о поездках в орду за ярлыками кого-либо из его преемников. Тем не менее галицко-волынские князья в XIII-XIV вв. неоднократно принимали участие в ордынских военных предприятиях. 2) Удельные княжества, в которых был учрежден институт баскачества - Киевское, Черниговское, Новгород-Северское, Путивльское (похожий статус имели княжества Владимиро-Суздальской Руси). Их князья лично присягали золотоордынским ханам и получали от них подтверждения своих властных полномочий. Сюда были назначены баскаки - ордынские контролирующие чиновники и одновременно откупщики дани. Татары произвели в этих княжествах перепись населения, учредили подушную подать и осуществляли регулярные рекрутские наборы. Местные князья были обязаны по первому требованию татар принимать участие в их военных предприятиях478. 3) Регионы Южной Руси, которые находились под непосредственной властью татар и в которых отсутствовала княжеская власть, - Болоховская земля, Понизье, Поросье, Переяславщина и, вероятно, Южная Черниговщина. Здесь татарскую дань с населения собирало местное самоуправление, которое передавало ее рлава VI- Золотая Орда 99 татарским баскакам. Главы сельских общин здесь назывались «атаманами»479, и их упоминание в источниках XIV-XV вв. позволяет маркировать пределы этих территорий. Поросье - пребывание этого региона под властью Орды засвидетельствовано Плано Карпини, который посетил Киев по пути в Монголию в 1246 г. Он пишет, что город Канев был первым населенным пунктом на его пути, находившимся под непосредственной властью монголов480. По мнению Ф. М. Шабульдо, пребывание Поросья под непосредственным ордынским контролем также подтверждается многочисленными находками здесь кладов джучидских монет, которые совершенно отсутствуют севернее Киева481. Польский хроникер XVI в. Мацей Стрыйковский упоминает Белую Церковь, расположенную в Поросье, в перечне городов, отвоеванных Ольгердом у татар в XIV в. (наряду с расположенными южнее Роси Звенигородом и Торговицей). Он пишет, что Ольгерд освободил от татар «все поля аж за Очаков от Киева», отмечая прежнее приграничное положение Киева482. Понизье, Болоховщина и прилегающие территории. По всей видимости, в 1240 г. часть населения Понизья и Болоховщины поддалась монголам добровольно. В Ипатьевской летописи под 1241 г. отмечается, что болоховцы «имели от татар большую надежду» и были оставлены татарами для того, чтобы выращивать для них пшеницу и просо483. Ко времени монгольского нашествия Понизье и Болоховская земля представляли собой достаточно автономные южнорусские территории, особенно последняя. В 1235 г.  
Previous post Next post
Up