Каким представляли домовых в Новгородской губернии 19 века

Jun 23, 2024 09:14


В 1861 году в Новгородских ведомостях вышло занимательный рассказ о том, какие есть суеверия в тех местах.

Автор рассказывает, что побывать у колдуна при начале важного дела - это распространенное явление. Многие в понедельник не отправляются в дорогу, считая неудачным днем. А охотники, даже из числа образованных людей, прежде всего обязательно выстрелят прежде назад, себе за спину, полным зарядом.

Ну и, конечно, в те годы продолжали верить во всех классических представителей нечистой силы: домовых, водяных, леших, оборотней. Хотя, как следует из публикации, вера в них - удел простого населения, необразованного. Мужики в такое верят, а более благородные слои общества посмеиваются, хоть вышеприведенные приметы тоже соблюдают. Мы же вам передадим то, каким представлялся новгородцам 19 века домовой.



Добрый Домовой или злой?

А вот он такой, наполовину. Он считает себя хозяином дома, а потому приходится быть всяким. Называли его в Новгороде ещё шутум или шишко.

Как выглядит Домовой?



Он может показаться в образе владельца дома. Другой раз он большой мужик с седой бородой, с волосами убранными под скобку, в синем кафтане, подпоясан красным поясом. Бывает, что в красной рубахе. Но никогда не носит головного убора почему-то.
Видимо, кому-то удалось разглядеть и руки его, раз сообщается, что они покрыты мягким пухом. Но тут уж как повезет - если чувствуете, что домовой вас гладит мягкой лапкой - жди приплода у скота, еще какой радости, а вот если щетина на руке, то что-то ему не по нраву делаете.

Как проявляет себя Домовой?

Вот, случалось, просыпается Новгородец по утру, а на теле синяки, которые не болят - однозначно домовой щипал ночью. Кстати, если вдруг кто почувствовал эти щипки, то имеет право спросить: "к добру или худу". В ответ услышит смех или плач.

Эти домовые могут любить хозяев, убирая им в избе, ухаживая за лошадьми, гривы красиво заплетая. Своим любимчикам из скотины они еды подклывают больше, забирая у нелюбимых представителей домашних питомцев. Может даже замучать непонравившуюся животину, загонять её ночью.



Некоторые новгородцы говорили, что зимой встречали у конюшни следы ног домового.

Новгородцы верили, что когда дома слышен какой-то шорох, стук, скрежет - это всё проделки домового. Голоса его не слышно, но если уж сильно разозлится, то может донестись его ругань на скотину.

Как унять Домового

Конечно же, не любят домовые сорок и козлов. Почему? Не ведомо. Но даже мертвая сорока пугает. Тушками этих птиц и выживали домовых из хлева, конюшен. Привязывали дохлых сорок к потолку. Ну а если сороки в вашем регионе встречаются редко - можно просто привести в конюшню козла.
Иные и вовсе ночью стерегли домового, а когда он принимался бить скотину, то ловили его на месте преступления, хватали за шиворот и били палкой. Это очень опасное дело, так как надо приговаривать с каждым ударом фразу: "вот те первой". Разумеется, пойманный домовой будет вас сбивать, говоря: "вот те другой", "вот те третий", - если поведетесь и собьетесь - непременно задушит. А если удержитесь, то не будет больше проказничать.

Наблюдение

Почему-то в этих наставлениях совсем ничего не говорится про влияние икон, молитв, крестного знамения на эту домашнюю нечисть. Складывается впечатление, что для простых людей словно существовало параллельно два мира. В одном они были все крещенные, ходили в церковь, противостояли дьяволу, придерживаясь веры Христовой, а другой стороной жизни оставались язычниками, самостоятельно выясняя отношение с домовыми, лешими. Две эти реальности почти не перекликались. Хотя вот пишут, что при помощи свечи церковной, купленной на Страстной неделе, можно было разыскать в доме домового, сидящего в углу в яслях. А дальше? Непонятно.

Ну и напоследок поговорка от моей прабабушки:

"Иди домой, там сидит домовой, лапти сушит, тебя задушит".

Спасибо за прочтение!

Подписывайтесь. Ставьте лайк. Пишите комментарии. Добавляйте нас в Телеграм и на Дзене. А еще напоминаем, где можно найти наши книги в электронном виде. Читайте также мою книгу про Ивана VI, его судьбу, его семью.

фольклор, 11 ЭКЮ, регионы, язычество, мифы, история России

Previous post Next post
Up