Каким образом княжна Тараканова могла оказаться инокиней Досифеей

Jun 19, 2024 08:00


Две самых таинственных женщин 18 века в России - это, безусловно, княжна Тараканова и инокиня Досифея. Про них обеих точно никто не может сказать, кем они были на самом деле. Княжна выдавала себя за разных личностей на протяжении своей жизни, в том числе и за дочь Елизавета Петровны от Разумовского. Именно эта версия происхождения и привела насильно Тараканову в Россию, в Петропавловскую крепость, ну и к ранней смерти.





А инокиня Досифея, напротив, ничего не говорила о себе, потому и множились слухи, откуда взялась она. Ведь, как известно, в Ивановский монастырь в 1780-х была помещена женщина среднего возраста, по манерам которой было видно, что происхождения знатного. Известно было, что постригли ее в монахини против воли, что никому не велено было знать откуда она, кто она.

Еще в изданиях 19 века узнаем мы версию о том, что инокиня Досифея и есть княжна Тараканова. В частности, в брошюре 1876 года Василия Руднева "Инокиня Досифея" это утверждается как факт. Но как? Мы ведь знаем, что княжна Тараканова умерла еще в 1775 году в заключении?



К. Д. Флавицкий. «Княжна Тараканова», 1864, Государственная Третьяковская галерея (Фрагмент картины)

Так вот, по рассматриваемой нами сейчас версии Руднева, изложенной в книжице, настоящая княжна Тараканова тогда не была привезена в Россию. Истинная дочь Елизаветы отказалась участвовать в польских интригах, и те взяли на ее место самозванку, известную как принцесса Владимирская (странный персонаж, конечно), за таковую она себя выдавала до того как назваться Таракановой. Именно лже-княжна Тараканова была доставлена Алексеем Орловым, помещена в Петропавловскую крепость и отдала Богу душу в 1775-м. В обычной историографии княжна Тараканова, принцесса Владимирская - это всё альтер-эго одной и той же женщины.

Доказательств того, что княжна Тараканова и принцесса Владимирская - это разные люди у Руднева не приводится, но в наши с вами дни они никем никогда и не требуются, потому мы с чистой совестью продолжим копаться в этой версии.

В общем, на допросах стало всем понятно, что это "не та". А "та", значит, все еще на свободе, что для правящей Екатерины Второй - дело переживательное. Ведь она сама свергла того, кто был поставлен Елизаветой, которая в свою очередь свергла того, кто был поставлен Анной Иоанновной. К тому же, параллельно прогремело природное явление русского бунта - Восстание Пугачева, который тоже был самозванцем. Поводов для аллергии на претендентов на престол у Екатерины было предостаточно.

Императрица, по словам Руднева, дает указание доставить из-за границы дочь Елизаветы. Её кстати, звали Августа. Судя по всему, и Екатерина, и остальные были в курсе того, что это на самом деле плоть от плоти - дочь Елизаветы Петровны, внучка Петра Первого. Её нашли, обманом заманили на корабль и похитили, примерно также как когда-то принцессу Владимирскую.

Привезли, доставили сразу же к Екатерине. Та её прочитала лекцию по новейшей истории: Пугачев, княжна Тараканова, государственные дела, международные и внутренние потрясения. Подвела к тому, что Августой могут воспользоваться враги нашей страны. Значит, для спокойствия народа, следует елизаветинской дочери удалиться от света, жить в уединении. Предложили уйти в монастырь.

Отказываться, по всей видимости, было нельзя. А то можно было разделить судьбу принцессы Владимирской. В 1785 году Августа стала Досифеей и насельницей одного из московских монастырей. Стала жить затворницей в келии. Рассказывают, что упрятавшись в монастырь, Досифея, продолжала бояться, бледнела, когда слышала за дверью приближающиеся шаги. Но именно тогда Досифея нашла веру, стала истинно религиозным человеком.



Инокиня Досифея. Похожа на Елизавету Петровну?

С годами монахиня не просто уверилась в правильности своего нового пути, но и обрела известность благодаря своей благочестивой жизни и мудрости. Приводятся слова некоей госпожи Курманалеевой, которая потеряв мужа, искала утешения в монастырях и ей рекомендовали встретиться с Досифеей. Встреча состоялась. Посетительница плакала, сетовала, что потеряла мужа, а детьми обзавестись не успели. Монахиня успокоила и предсказала, что у ее гостьи будет много детей, хоть и не родных - будет сирот воспитывать, дала советы как устроить жизнь.

Приезжал к Досифее кто-то и из императорской фамилии, но детали визита засекречены. 25 лет она прожила в монастыре, её не стало в феврале 1810 года. Во времена Александра I. Тело погребено в Новоспасском монастыре у восточной ограды на левой стороне от колокольни под номером 122. Деталей биографии ее нет никаких, так как содержалась секретно, в клировых монастырских ведомостях не значилась.

В общем, такая версия. Которая при желании помогает нам ответить сразу на две исторические загадки. Но, увы, историки люди скучные - они не верят просто версиям, им нужны какие-то доказательства, факты. Вот, поглядите, мы про Тараканову говорили с д.и.н., профессором РГГУ Игорем Владимировичем Курукиным.

Читайте также мою книгу про Ивана VI, его судьбу, его семью.

личности, 11 ЭКЮ, приключения, мифы, женщины в истории, история России

Previous post Next post
Up