Реформация в Западной Европе. Прямые предпосылки

Jan 20, 2025 15:36


Римская Католическая Церковь несмотря на неоднократные предупреждения, четко прозвучавшие в разных частях Европы, оказалась не готова к вызову со стороны Лютера. Новый раскол произошел в готовом для этого обществе, а Лютер стал тем, кто исполнил призывный сигнал.

Мир сильно изменился со времен Средневековья, радикально со времен Античности. К выходу на сцену Лютера уже пала Византия, был открыт Новый Свет, поражало воображение Итальянское Возрождение. Всё изменилось: архитектура, литература, живопись, наука. На этом фоне Католическая Церковь выглядела не соответствующей современному миру. Она не предлагала новые смыслы и идеи, но при этом представляла собой традиционно большую ценность, чтобы просто оказаться вне взглядов человека Нового времени.



Этот человек не мог забыть о вере, а напротив, ждал ответов на новые вопросы, начиная с того, хотя бы, кто такие те люди, которые живут на новых открытых землях, где о них говорится в Библии, как взаимодействовать с ними с точки зрения религиозного диалога: не обращать внимания? бороться? обращать в христианство? Ответа не было.

Проблема была еще в том, что и сама Библия не была доступна большинству населения Европы, ведь далеко не каждый человек мог похвастаться знанием латыни, а священники и епископы дать ответа на вопросы могли не всегда. В итоге другая литература могла оказаться доступнее, чем главная Книга.



Важным обстоятельством стало то, что развитие торговли, культуры паломничества, возможность путешествий стали обнажать серьезное различие между роскошью Рима, епископов и жизнью простого человека, включая приходских священников. Деньги и уровень благосостояния стал иметь большее значение для людей, чем когда-либо ранее. Всё больше времени европейцы проводили на рынках, общались с жителями далеких мест, обсуждали насущные проблемы. Постепенно стали понимать, что кажущееся им является объективной реальностью, а не результатом субъективных догадок.

Читающие люди могли убедиться также в своей правоте в работах гуманистов. Томас Мор, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский и другие обнажали несовершенность современного общества, но роль привычного института Церкви и здесь не была обозначена. Папы римские хранили молчание на сей счет. А без их указаний остальная иерархическая лестница священнослужителей не могла сформировать адаптированной к современности систему взглядов и ответов.

Кризис католической Церкви выражался в следующем:

  • неудовлетворенность современным человеком привычным набором обрядов без воздействия на умы и души,
  • невежество большой части духовенства, в результате которого, многие священники не могли поддерживать диалог с ищущими людьми,
  • вмешательство духовных лиц в дела правителей,
  • поборы монастырей с городов, расположенных на их землях,
  • рост церковных владений землей и сборов с крестьян,
  • сбор церковной десятины с крестьян и горожан,
  • распространение мнения о низком моральном облике части священнослужителей и римских пап, о роскоши церковных иерархов.

Католическая Церковь всё же была частью Нового мира. Стремление на рынок и к максимизации прибыли требовали новых решений, они были найдены в виде продажи индульгенций, которые якобы гарантировали не только прощение совершенных грехов, но и отпущение тех, которые будут содеяны в будущем. Это не было секретом, торговля велась открыто. Монахи продавали эти грамоты на ярмарках и рынках. Можно было приобрести и в церквях. Стоило лишь вписать свое имя. Данное явление стало большим раздражителем, так как явно противоречило самому смыслу христианского стремления к Спасению и Жизни вечной.



Знали все и о симонии - назначении на высокие церковные должности за деньги. Меньшее количество людей также знало, как можно склонить за деньги и подарки того или иного работника епископских и папской канцелярии в решении своих вопросов.

Совокупность всех этих факторов не могла не породить революцию в попытке изменить ситуацию. Как можно понять, в отличии от первых веков христианства, сейчас вовсе не требовалось рассматривать какие-то тонкие материи вероучений, размышлять о сущности и ипостасях Бога или Святой Троицы. Достаточно просто было социальных изменений, чтобы если и не снять угрозу нового раскола, так хотя бы отодвинуть его дальше по времени.

Продолжение тут.

Предыдущая часть здесь.

Приходите в наш телеграм-канал.

религия, 11 ЭКЮ, христианство, история Европы

Previous post Next post
Up