Совокупность политических, социальных, мировоззренческих факторов, о которых мы говорили ранее, не могла не породить революцию в попытке изменить ситуацию в европейском обществе. Как можно понять, в отличие от первых веков христианства, в 16 веке вовсе не требовалось рассматривать какие-то тонкие материи вероучений, размышлять о сущности и ипостасях Бога или Святой Троицы. Достаточно просто было социальных изменений.
Последствия Реформации
Даже после октября 1517 года, когда Мартин Лютер опубликовал свое воззрение, свои соображения по поводу индульгенций, существовал путь к мирному решению ситуации. Этот человек был католическим монахом, доктором богословия. Не был он неведомым иностранцем с которым невозможно найти общий язык. Потому выстроить диалог было легко и старт реформ или хотя бы их объявление, вкупе с отменой столь открытого способа заработка как продажа индульгенций, могли стать если не панацеей, то симптоматическим лечением проблем в отношениях между обществом и Церковью.
Суд над Лютером
Это понимал даже император Священной Римской империи Карл V, который, с одной стороны требовал от Лютера отречься от раскольничьих взглядов, но с другой стороны, не спешил с наказанием, вероятно, в ожидании реакции от Рима, от населения страны.
Но папа не осознал пользы, которую можно было извлечь для Церкви от сотрудничества с амбициозным богословом. Зато полезность оценил саксонский князь Фридрих, который стал покровителем Лютера и, наверняка, тем, кто влиял на дальнейшее формирование лютеранства.
Переход в учение Лютера не требовал от европейцев отказа от христианства, но теперь обеспечивал:
- Библию и службы на родном языке
- Свободу для священников, которые могли теперь даже жениться
- Высвобождение земель и имущества церквей и монастырей
- Подчинение Церкви не папе, а светским властителям
- Отказ от сложных и длительных обрядов
- Возможность для каждого разобраться в вере, читая Библию
Лютеранская вера была представлена полезной как для простых людей, так и для князей, королей. Но раскол теперь уже нельзя было остановить. Даже Лютер при своей жизни мог увидеть жестокие последствия своего раскола: Крестьянскую войну 1524-1525 годов, которую он осуждал, несмотря на то, что она была продолжением изменений, начатых его призывным сигналом.
Заключение
“Чья страна, того и вера”.
Слишком простое утверждение, чтобы с ним не согласиться.
Слишком простое утверждение, чтобы с помощью него обеспечить мир. Вестфальская система лишь в 17 веке сумеет восстановить в Европе баланс хотя бы в вопросах религиозного сосуществования лютеранских и католических государств. Но к тому времени уже проявили себя и Англиканская церковь, и кальвинисты (гугеноты, пуритане и другие), кровь была пролита. Но это вовсе не стало концом противостояния. Лишь в 1998 году после долгих лет борьбы и терактов было подписано соглашение о прекращении вооруженной борьбы в Северной Ирландии.
Противостояние в Белфасте
Как изменилась Римская Католическая Церковь с XVI века, учла ли те причины, которые послужили поводом к расколу на многие ветви (сложно посчитать корректно все варианты расслоения протестантских церквей) Западного христианства, это вопрос сложный и не имеет однозначного решения. Индульгенции сегодня не продаются на рынках, но утерян и авторитет Церкви в Европе.
В Великобритании в 1983 году верующими себя называли 70% населения, а в 2020 году - всего 40%, во Франции верующих 34%, а в Швеции - всего 23%. Как можно заметить, речь идет и о католических, и о протестантских государствах. Папы римские регулярно делают заявления о необходимости взаимодействия с современным обществом и молодыми людьми, но построить диалог до сих пор не получилось. Судя по всему, возможность этого утеряна еще тогда, во времена формирования идеологии и предпосылок Реформации.
На этом всё. Закрыли тему Реформации. Ставьте лайк. Подписывайтесь. Впереди много другого интересного.
Предыдущая часть здесь. Приходите в наш
телеграм-канал.