Сладкое и холодное, не болеть

Sep 17, 2023 21:10


На кухне в общем шкафу есть жестяная коробка в виде сердца, в ней есть сладкий запах.



Я хожу дышать к ней вечером. В темноте открываю её и дышу, это мой ингалятор. Иногда я спрашиваю вслух, откуда она, но вокруг тихо. Запах этот пряно-катастрофичный. И объяснить его трагедию мне сложно. Но выглядит всё так, что мне хочется обмякать, заволакиваться, хочется прикрыть глаза и тянуть из воздуха этот запах, мне хочется глотать воздух, где он будет распылён, хочется кусать что-то из воздуха и с каждой секундой это пьянство будет принимать всё более танцующе-неконтролируемые обороты.

Какая-то в ней трагедия, говорю я вслух, но никто не отвечает. А запах крутится, как восточный танец, как костюм беледи, как хвост павлина, который находится в одному ему известной агонии.

Я тогда думаю о страшных вещах, о том, из каких мест этот запах. Думаю о том, что, когда случается страшное, люди не дышат. Они замирают, как дичь перед охотником, и округляют глаза до размеров тарелок.



Я думаю, что когда происходит катастрофа, пахнет не горелым, не жареным, не резиной и не костром. Я не видела катастроф, но что, если по ним плетётся не запах беды, а запах чего-то вроде ранимой услады или чего-то настолько страшно любимого и родного, что невозможность жизни ощущается ещё острее. Что, если по кайме катастрофы и внутрь тянется запах необъяснимой пряности, и от того люди внутри так больны? Когда ты заходишь в хлебный отдел, и там стоит банный запах тёплого хлеба, и ты словно всю жизнь его знал откуда-то и поэтому не боишься, - катастрофа так пахнуть не должна.

Кровь пахнет сладко-солёно, пахнет медью и сладостью. Так написано в интернете. Я думаю, если расслаивать запахи на несколько, то можно выявить тяжёлые алхимические (в профанном смысле слова) соединения, попасть в созвездия другого порядка, куда-то за рассекреченным миром и за Аристотелем.

Вот я не знаю, что такое кровь, но я порезалась, и кровь пахнет, как медь с сахаром. Я не знаю, что такое кровь, и потому я думаю: кровь - это медный сахар, кровь - это сахарная медь. Допустим, стадия алхимической кальцинации и диссолюции мной уже внутренне пройдена, и теперь я на стадии сепарации. И вот в ней я и наблюдаю, из чего сложен запах неизвестного, то есть его можно разрезать на куски и за обонятельным прочтением реальности понять в целом суть процесса. Если я порезалась и моя больная кровь (буквализируя - сама моя боль) пахнет медью и сахаром, не значит ли это, что в основании тайны боли лежит сладкое и холодное, а «болеть» - это не просто уязвимость, а некоторая сахарная уязвимость?

В расслоении запахов, в попытке разложить их на формулы чистым сознанием, может, как раз и выясняется правда о боли, правда о пожаре, правда о землетрясении?

«Души обоняют в Аиде»

Гераклит «О природе»

В царстве мёртвых отрезана большая часть восприятия, но дышать всё же возможно. Вроде это имеет в виду Гераклит. «Я в Аиде», - так я думаю, когда подхожу к банке. Мне не нужно ни красок, ни шумов, только ударяющий в нос запах сладкой катастрофы. Я представляю искусного парфюмера, который сумел отслоить от реальности тонкую тень запаха, чтобы потом спрятать его в эту коробку.

Я думаю, что наша ошибка в том, что в мире, где ты и всё - атомы, и всё может взорваться и потянуть за собой другое, в том, что мы начали думать. Мне было мало, я была маленькая я сидела за столом, и я поняла, что мой атом, один мой атом, как пиксель, сейчас взорвётся. Я понимала, что, когда он взорвётся, я почувствую мало, но я знала, что я устроена, как карточный домик, и что, когда он взорвётся, за ним потянутся взрываться другие. Я знала, что не умела бы я думать, я бы этого не поняла. Атом бы взорвался, но нечему было бы на него смотреть. Мир не ожидал, что его кто-то осознает. А пришёл человек и смог на него посмотреть, смог сделать такое усилие, отменить которое уже нельзя, и посмотрел на мир.

Я танцую на кухне, держа маленькую мою коробку, и говорю: «Ну почему её кто-то накачал этим запахом, почему не положил туда что-то, что хотя бы косвенно бы намекало, откуда это. Запах без того, что что-то пахнет, - это только сказочный сюжет, это духи. Духи - это то, что отслоили, то, что отсоединили от предмета, сняли, как плёнку. Это такая чёртовская тень. Это тень, которая не снилась Платону. В коробочке нечему пахнуть, там только коробочка. Как возможно это осознать, если я не в сказке и если у меня есть жизненный опыт.

На бывшем кладбище в районе Эталона всегда стоял запах жжёного сахара, - мы шли через кладбище в школу. Там остались плиты, кресты и заброшенные непонятные бассейны. Иногда откуда-то говорили: «Остановитесь, чем пахнет?» «Да жжёным сахаром», - говорила мама, и я говорила: «Да, жжёным сахаром».

Они улыбались как-то тупо, без понимания сути вещей, вроде того, что: «А, так это же жжёный сахар, ну, тогда всё понятно». Дальше нужно было идти через зависть. Завидовали покойники живым, а живые покойникам. Дальше мы шли через зависть, терзаемые изнутри, где-то за сердцем, словно сердца у нас и не было, потому что чувство было не сердечное.



Ветки и кресты царапали нам лицо, получались скошенные татуировки, глупые какие-то татуировки, я бы сказала. А потом кладбище медленно вливалось в парк, кресты начинали мешаться со скамейками, как бы нежно. Сначала одна скамейка среди трёх могил, а потом одна могила среди трёх скамеек. Так начинался парк. В парке стояло заброшенное колесо обозрения и огромный фиолетовый осьминог. Там продавали сахарную вату липкие грязные дети. Лица их были чёрно-розовые - грязь вперемешку с волосами и сахаром. Мы не покупали вату.

Помню, как учительница по физике в специфически агрессивной манере брала неизвестные духи и говорила: «Поднимайте руки, когда запах до вас дойдёт», - она нажимала на дозатор длинным пальцем и выжидающе жёстко смотрела на детей. Она была вся абсолютно хищная от того, что до этого работала в тюрьме и всё не могла к нам привыкнуть.
Шла волна. Первый ряд чувствовал угрожающе-конфетный запах духов учительницы по физике и поднимал руки. На первом ряду сидели отличники и руки они поднимали ученически точно, остро так, что учительница оставалась ими довольна. Дальше с каждым рядом острота рук понижалась, и к концу руки поднимались уже совсем вяло, словно запах был совсем неинтересный. Волна была сама по себе красивая. Я была на третьем ряду и запах доходил до меня так мягко и так сонно, что мне хотелось поцеловать кого-то. Запах был тягучий и действительно страшно вкусный. Мне казалось, что пахнет не только духами, но и стеклом. Казалось мне это оттого, что был урок физики, и хотелось вытянуть из этого процесса всё, что можно, поэтому мозг создавал ольфакторные аберрации.

Потом учительница по физике говорила так, словно за что-то нас ругала: «Это называется диффузия, слышите? Вы хоть чуть меня слушаете?»

А руки медленно опускались, как будто нёс их неведомый какой дух, а не запах. Духи отступали, врастали в запах класса, и я замирала в ожидании следующей колбочки, чтобы опять была волна, и мы опять так вместе качались, может, как тихий ветер.

Я стою около открытого шкафа, его рябое стекло насквозь просвечивает луна. Банка с запахом лежит рядом. Я смотрю на видео, как горят башни-близнецы. Первое видео - только шум. Шумит город, машины, ветер, люди бегут, но криков не слышно, они сильно далеко. Второе видео - крики людей, вопли удивления, агонии, можно различить слова. Первое видео - реакция, какая должна быть, если бы мы не подумали. Второе видео - реакция, которая случилась оттого, что мы мыслим. Для меня «мыслим» и «чувствуем» в данном контексте - суть одно. Оппозицию мысли и чувства я понимаю только семантически и никогда не понимала её буквально. Мне кажется, люди шутят, когда они к ней отсылают.

Думаю, может, у меня в банке на шкафу запах башен-близнецов лежит. А потом ещё я думаю, что тогда всё-таки ничем не пахло. Даже если бы пахло, оно бы не успевало обдуматься.

Анастасия Елизарьева
Материалы автора

Отличия Умберто Эко от продуктов эко, Анастасия Елизарьева, Отличия Фуко от Ларошфуко, Нирвана Кобейн, Отличия Фуко от Фуко, Природа запаха, Ольфакторные размышления, Ханафитский мазхаб

Previous post Next post
Up