Чёрт знает, каким это чудом меня на неё занесло, но день своего знакомства с КИ считаю своим вторым днём рождения. Совру, наверное, если скажу, что она поменяла в моей жизни всё. Но поменяла очень многое.
Так выглядит контактная импровизация. Монпелье, 2004 год. Источник: wikipedia.org
Так интересно вышло, что за 50 лет существования Контактной импровизации те, кто её практикуют, так и не смогли толком определить, что же это за практика. В сообществе, её практикующем, дебаты о том, что такое КИ и из чего она состоит, идут по сей день.
Но, если очень грубо и очень в двух словах, - это форма свободного танца, в котором нет заранее известных или выученных шагов и правил. На занятиях по контактной импровизации никого не учат танцевать. Нет роли ведущего и ведомого. Нет предопределенных гендерных ролей. И здоровые крепкие мужчины зависают в поддержках на хрупких девичьих плечах с таким же успехом, как девчонки на мужских.
А всё почему?
А всё потому, что те, кто практикуют КИ, прикасаются к знанию о физике и биомеханике человеческих тел. Знакомятся с инерцией, балансом, контр-балансом и так далее и тому подобное.
Те, кто практикуют КИ, выясняют, что, если грамотно соединить два центра (например, таз одного человека и крестец другого), качественно использовать опору, понимать, что такое инерция, то вот и 80-килограммовый мужчина становится воздушным на плече у 50-килограммовой девушки.
Помните такую игрушку из детства - маленькую птицу, которая на одном только клюве держится на пальце и балансирует? Те, кто практикуют Контактную импровизацию, очень хорошо знакомы с принципом, на котором работает эта игрушка.
Основной центр тяжести расположен в клюве, а остальная её часть - лёгкая. Точно также работают сложные акробатические поддержки - грамотное расположение центра тяжести. Но, если поглубже, то суть Контактной импровизации не в поддержках, не в балансе и контр-балансе и не в акробатике. Суть кроется в самом названии. Это импровизация. В контакте с другим человеком. Если неопытного в танце человека поместить в танцевальный зал и сказать «А ну-ка, импровизируй», он, скорее всего, ответит: «Идите к черту».
Но, если человеку дать знание об инерции, балансе, падении, прыжке, если настроить его тело и предоставить необходимые условия для импровизации, скорее всего, он станет танцевать так, как никогда раньше не умел.
А вот если дать ему еще и второго человека, который также знаком с принципами и возможностями свободного движения, тогда и случится Контактная импровизация.
Контактная импровизация переворачивает с ног на голову представления о человеческих возможностях и вообще телесности.
Есть такие мероприятия - джемы называются. Это формат, во время которого все практикующие собираются в большом зале и танцуют, как правило, молча, а иногда даже без всякой музыки. И, если сидеть у стеночки и наблюдать, то может показаться, что происходит чудо. Люди ни о чём не договариваются заранее, ничего не обсуждают, не заучивают, но почему-то летают по залу, как шестерёнки, соединяясь телами, как пазлы, скрепляются, выскакивают в высоченные поддержки, падают, не принося травм ни себе, ни другим, двигаются хаотично в совершенно свободном, импровизационном формате и никто никому не мешает. Никто ни с кем не сталкивается. 20, 30, 100 человек могут находиться в едином танцевальном пространстве и двигаться, как единый танцующий организм.
Первые 3 месяца моей практики я испытывала шок каждый раз, когда находилась на джеме. Не могла поверить, что совокупность доверия, контакта, телесной практики и законов физики может превратиться в такой красоты танец.
И вот я практикую полгода. И всё качество моей жизни - иное.
Моё тело - другое. Живое, мобильное, готовое к движению, к падению, пластичное, мягкое, подвижное.
Мой круг общения - другой. Сейчас это танцоры, телесные терапевты, люди, с которыми можно отлично провести время в двухчасовом танце, не обменявшись и парой слов.
Мои смыслы сильно изменились, потому что практика Контактной импровизации несёт в себе очень много метафор и философии, которая отлично перекладывается на жизнь.
Не знаю, можно ли сказать, что КИ изменила для меня всё. Но полгода назад, когда не было её в моей жизни, я была совсем другим человеком. И тот человек, который сейчас (человек живой, мобильный, танцующий) мне нравится гораздо больше.
Надежда Путякова
Материалы автора При поддержке «СОЛО на клавиатуре»
Всё ещё тратите 15-20 минут на то, чтобы набрать одну страницу текста? Но зачем? Ведь можно пройти курс
«СОЛО на клавиатуре», научиться печатать вслепую и делать то же самое в 3-4 раза быстрее, да ещё без лишней нагрузки на зрение!Есть такая телесная практика - Контактная Импровизация