Мне, как и vihrbudushego, не представляются верными построения типа: "раз посылали на выставку черепа, то значит отрезали головы на поле боя". Хорошо еще не написали, что перед отсылкой русские офицеры эти головы обгладывали до состояния черепа. И цитируемое в переписке письмо офицера натуралисту вполне можно понять так: "За кого Вы меня держите, чтобы я головы убитым отрезал? Вот если попадется череп - то пришлю". А если письмо будет опубликовано, то все станет еще яснее. По поводу творчества В.В. Верещагина, его творчество (как продукт его мировоззрения) нельзя рассматривать без учета работы "Апофеоз войны" или "Побежденные. Панихида". Мне представляется, что Верещагин прежде всего убежденный пацифист. Ни одна из его батальных картин, даже "Кутузов под Плевной" не вызывает радостных чувств типа "торжество победы над врагом" или "победа русского оружия". К тому же он известен крайне независимым характером (слово "крайне" здесь не гипербола). С военным ведомством он был в очень натянутых отношениях. Поэтому вряд ли слова фон Кауфмана о "предоставлении возможности" следует считать тождественными "выполнить политические плакаты". К. фон Кауфман совсем не был пацифистом и он видел в работах то, что ему хотелось, а лично я, будучи пацифистом, вижу в них мощный антивоенный посыл.
Признаться, мне не понятны стилистические претензии предыдущего комментатора и Ваши. Дано: в РИ было не менее трёх коллекционеров, которые для изучения/подтверждения расовых теорий собирали черепа жителей Средней Азии (и явно не только жителей Средней Азии). Упоминаний об этих черепах множество, из самых разных источников, мумифицированная голова упоминается в одном, но заслуживающим доверия. Как эти черепа оказались у коллекционеров? Хорошо, не отрезали головы. Отрубали? Отрезали? Хирургически удаляли туловище? Покупали головы людей на базаре? Предложите свой вариант, если мой Вам кажется не корректным.
Письмо офицера, точнее ссылку на публикацию письма в надёжном источнике, если надо найду. Меня в нем неприятно шокировало, как он гордился тем, что не допустил убийства мирных жителей, посему я его не использовал.
Пацифизм? В процессе подготовки материала я проштудировал немало материалов. И везде, где педалируется пацифизм Верещагина - цитируется одни и те же строки из письма Верещагина Третьякову. Только несколько строк из одного письма. Мне представляется, что этот пресловутый пацифизм - не более, чем советское мифотворчество, миф, запущенный Лебедевым (pdf его монографии есть у меня в фейсбуках). То бишь попросту высосан из пальца. Верещагин был сыном своего времени, к войне относился индифферентно, она просто была частью его мира. В своей книге, изданной в Нью-Йорке он прямо презентует себя солдатом. Пацифист, в качестве самопрезентации называющий себя солдатом? Проще предположить, что Верещагин и чувствовал себя военным, считал войну делом обычным, а слова про "я бью войну" из письма Третьякову - не более чем попытка подстроиться под собеседника, от которого он зависел финансово.
"Натянутые отношения с военными" - такой же миф как и враждебное отношение к художнику самодержавия. Верещагин получал деньги и поддержку от армии, его допускали в штабы, к генералам, царскую ставку, он сам выполнял армейские должности на той же русско-турецкой войне... если это свидетельствует о прохладных отношениях - каковы же тогда ровные рабочие отношения, или горячии симпатии. Опишете?
И цитируемое в переписке письмо офицера натуралисту вполне можно понять так: "За кого Вы меня держите, чтобы я головы убитым отрезал? Вот если попадется череп - то пришлю". А если письмо будет опубликовано, то все станет еще яснее.
По поводу творчества В.В. Верещагина, его творчество (как продукт его мировоззрения) нельзя рассматривать без учета работы "Апофеоз войны" или "Побежденные. Панихида". Мне представляется, что Верещагин прежде всего убежденный пацифист. Ни одна из его батальных картин, даже "Кутузов под Плевной" не вызывает радостных чувств типа "торжество победы над врагом" или "победа русского оружия". К тому же он известен крайне независимым характером (слово "крайне" здесь не гипербола). С военным ведомством он был в очень натянутых отношениях.
Поэтому вряд ли слова фон Кауфмана о "предоставлении возможности" следует считать тождественными "выполнить политические плакаты". К. фон Кауфман совсем не был пацифистом и он видел в работах то, что ему хотелось, а лично я, будучи пацифистом, вижу в них мощный антивоенный посыл.
Reply
Признаться, мне не понятны стилистические претензии предыдущего комментатора и Ваши.
Дано: в РИ было не менее трёх коллекционеров, которые для изучения/подтверждения расовых теорий собирали черепа жителей Средней Азии (и явно не только жителей Средней Азии).
Упоминаний об этих черепах множество, из самых разных источников, мумифицированная голова упоминается в одном, но заслуживающим доверия.
Как эти черепа оказались у коллекционеров?
Хорошо, не отрезали головы.
Отрубали? Отрезали? Хирургически удаляли туловище? Покупали головы людей на базаре?
Предложите свой вариант, если мой Вам кажется не корректным.
Письмо офицера, точнее ссылку на публикацию письма в надёжном источнике, если надо найду. Меня в нем неприятно шокировало, как он гордился тем, что не допустил убийства мирных жителей, посему я его не использовал.
Пацифизм?
В процессе подготовки материала я проштудировал немало материалов. И везде, где педалируется пацифизм Верещагина - цитируется одни и те же строки из письма Верещагина Третьякову. Только несколько строк из одного письма.
Мне представляется, что этот пресловутый пацифизм - не более, чем советское мифотворчество, миф, запущенный Лебедевым (pdf его монографии есть у меня в фейсбуках). То бишь попросту высосан из пальца.
Верещагин был сыном своего времени, к войне относился индифферентно, она просто была частью его мира. В своей книге, изданной в Нью-Йорке он прямо презентует себя солдатом. Пацифист, в качестве самопрезентации называющий себя солдатом? Проще предположить, что Верещагин и чувствовал себя военным, считал войну делом обычным, а слова про "я бью войну" из письма Третьякову - не более чем попытка подстроиться под собеседника, от которого он зависел финансово.
"Натянутые отношения с военными" - такой же миф как и враждебное отношение к художнику самодержавия. Верещагин получал деньги и поддержку от армии, его допускали в штабы, к генералам, царскую ставку, он сам выполнял армейские должности на той же русско-турецкой войне... если это свидетельствует о прохладных отношениях - каковы же тогда ровные рабочие отношения, или горячии симпатии. Опишете?
Reply
Leave a comment