3 картины Василия Верещагина. Картина «Торжествуют».
Apr 07, 2019 01:43
Величайший успех фон Кауфмана - «Туркестанская серия» Василия Верещагина и картина «Торжествуют» из цикла «Варвары».
Картина «Торжествуют». Из книги "Булгаков Ф.И. Василий Васильевич Верещагин и его произведения"
Тем, кто не читал или не пожелал читать вторую часть сообщаю: в многочисленных дореволюционных книгах о завоевании Средней Азии нет ни одного свидетельства, что в Самарканде или Бухаре выставлялись головы русских солдат на шестах. Ни одного, подробней https://0k-bacha.livejournal.com/4188.html
Но зато есть рисунок Н.Каразина с отрезанной и выставленной на шесте головы русского солдата. Вот он:
Рисунок Н.Каразина «Казнь военнопленных в Бухаре». Всемирная иллюстрация, 1872, Т. 7. (за наводку спасибо rus-turk)
Принадлежит рисунок перу другого армейского художника Н. Каразина. (об этом рисунке я может еще расскажу).
Не странно ли: генералы молчат, а прапорщик Верещагин и штабс-капитан Каразин прямо-таки режут правду-матку? Если кто-то верит в подобный сценарий - прошу отметиться в комментариях, есть у меня слабость к тем, кто верит в небылицы.
Тут, отнюдь не в порядке офф-топа я отступлю от творчества Верещагина и расскажу о том, как русские отрезали головы жителям Средней Азии и выставляли их для обозрения публики в Москве.
В 1872 году по инициативе А.П. Федченко и при финансовой, административной и личной поддержке генерал-адъютанта К.П. фон Кауфмана на проходившей в Москве Политехнической выставке был организован Туркестанский отдел.
Советская исследовательница Маслова О.А., собирая материалы для биографии Федченко, установила, что на выставке демонстрировались мумифицированные головы, заспиртованный мозг и черепа жителей Средней Азии. (МАСЛОВА Ольга Александровна, nd: Документация, собранная на выставке 1872 года для биографии О.А. Федченко, ЦГА РУз, ф. R-2691, op. 1, д. 10. [Gorshenina])
Это пока единственное упоминание мумифцированных голов на выствке. А вот черепа московской публике демонстрировались совершенно точно. Цитата из описания выставки в журнале Нива: «Антропологическая секция представляет собрание черепов, очевидно весьма различных типов, таджиков, узбеков, киргиз и сартов; между черепами встречается один принадлежащий чрезвычайно интеллигентной расе с замечательным развитием мозга.» [Нива №35 1972 стр. 554].
Это отнюдь не газетная утка - о черепах в экспозиции Туркестанского отдела имеется множество упоминаний.
Русские натуралисты отрезали головы у жителей Средней Азии - и черепа выставляли в Москве для обозрения публикой.
Собственно, на рис. все того же Н. Каразина видно, что представлены были также скелеты жителей Средней Азии целиком:
Часть рисунка Н.Каразина «Туркестанский отдел. Главный зал». Всемирная иллюстрация. 1872, Том VIII, №194, стр. 180
Общее обозрение московской Политехнической выставки Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете // Москва 1872
Цитата: I V . АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ С Е К Ц І Я . Мозг, скелеты, черепа, фотографии различных племен населяющих край: таджиков, узбеков, киргиз, сартов (… между таджиками и тюркскими народами). Из коллекций туркестанской экспедиции общества, от гг. Куна, Суворова и Морева.
Коллекция черепов г.Куна прослеживается и по другим дореволюционных источникам, двое других коллекционеров неизвестны.
Как уже упоминалось, выставка в 1872 году прошла при самом активном участии Туркестанского генерал-губернатора. Даже растения для нее были выращены в саду при московском особняке фон Кауфмана. Материалы для выставки начали собираться специальной комиссией еще за год до открытия. Кстати, у Верещагина на выставке 1874 года под номером 210 демонстрировался его набросок ЧЕРЕПА КИТАЙЦА, САРТА и ДУНГЕНА. [Каталог 1876, стр. 30] - рисунок очевидно, что рисунок сделан с экспонатов кого-то из этих коллекционеров.
фотоальбом «Виды и типы Хивинского ханства. Альбом, составленный по распоряжению, командовавшего войсками действовавшего против Хивы генерал-адъютанта фон Кауфмана I-го. Подпоручиком Григорием Кривцовым. 1873»
«Туркестанский альбом по распоряжению Туркестанского генерал-губернатора генерал-адъютанта К.П. фон Кауфмана 1-го составил А.Л. Кун» - на самом деле альбом из четырех частей в шести отдельных томах. Полный альбом состоит из 1400 рисунков.
«Типы народностей Средней Азии» вышел также по распоряжению и содействию К.П. Кауфмана, «Составлен, по приказанию Господина Туркестанского Генерал-Губернатора Генерал-Адъютанта Фон Кауфмана 1-го, Комитетом по участию Туркестанского края на 3-ем международном конгрессе Ориенталистов в С.-Петербурге. г. Ташкент 1876 г.»
«Виды и типы Хивинского ханства. Альбом, составленный по распоряжению, командовавшего войсками действовавшего против Хивы генерал-адъютанта фон Кауфмана I-го. Подпоручиком Григорием Кривцовым. 1873»
«Туркестанский альбом по распоряжению Туркестанского генерал-губернатора генерал-адъютанта К.П. фон Кауфмана 1-го составил А.Л. Кун»
«Типы народностей Средней Азии», «Составлен, по приказанию Господина Туркестанского Генерал-Губернатора Генерал-Адъютанта Фон Кауфмана 1-го, Комитетом по участию Туркестанского края на 3-ем международном конгрессе Ориенталистов в С.-Петербурге. г. Ташкент 1876 г.»
Скриншоты из книги "Прищепова В. А. Иллюстративные коллекции по народам центральной Азии второй половины XIX - начала XX века в собраниях Кунсткамеры."
И Верещагин в Средней Азии оказался именно для создания альбома с фоторепродукциями же, цитирую «По просьбе К.П. Кауфмана военный министр Д.А. Милютин ходатайствовал перед Александром II о командировании художника В.В. Верещагина на два года для подготовки альбома картин из жизни Туркестанкого края. В 1867 г. В.В. Верещагин отправился в Туркестан, где генерал-губернатор поручил ему создание альбома, посвященного этнографии народов Средней Азии. Отчетом о работе по официальному заданию является фотоальбом «Туркестан», который хранится в МАЭ.» [Прищепова, 128]
Благодаря К.П. Кауфману многие собрания и музеи, Публичная библиотека, Азиатский музей, Царскосельский арсенал, Политехнический музей, Географическое общество, Общество поощрения художеств и др. обогатились немалым числом экспонатов. [Прищепова, 124].
Усилия титанические. [Зачем они были нужны?]Зачем они были генералу? Только ли потому, что он подражал Наполеону Бонопарту в его египетском походе или какой-то ненормальной для российских генералов просвещенности?
Нет, конечно, ларчик проще открывается.
Генерал-адъютант фон Кауфман совершенно очевидно имел могущественных недоброжелателей при дворе. Перед тем, как получить назначение на должность генерал-губернатора он около года провел в опале.
Его завоевательные походы, его завоевательная политика, новые и новые военные действия, словом, дело его жизни отнюдь не имели всеобщего одобрения. [Противники имелись и в Европе и России]Противники имелись и в Европе и России.
Британцы отнюдь не без оснований видели в завоевании Средней Азии подготовку похода на Индию. (собственно, это был секрет полишинеля. Российские генералы, особенно уже упоминавшийся Терентьев, с нескрываемым злорадством перечисляли уязвимость британцев в Индии) Помимо потоков русофобных книг и статей в газетах британские официальные лица буквально бомбардировали правительство РИ нотами и заявлениям.
В самой Российской Империи завоевания равным образом отнюдь не приветствовались единодушно. Министерство финансов не желало тратить миллионы на неизвестно что, военные делили лавры и должности, дипломаты побаивались Англию.
Как отголосок кипевших тогда страстей можно привести небезызвестных «господ ташкентцев» Салтыкова-Щедрина. Великий сатирик едко высмеивал завоевателей - и при этом имел в России благодарную аудиторию.
В таких условиях туркестанскому генерал-губернатору было важно - очень-очень важно! - показать свои завоевания с наилучшей стороны. Показать необходимость завоевания как борьбы с варварством, показать богатства завоевываемого края и какие выгоды сулит владение им Россией.
Собственно, именно этим он и занимался на Политехнической выставке - немалое место в экспозиции занимали демонстрации богатств края и товаров, которые край может поставлять в Россию. Один из томов упоминавшегося Туркестанского альбома так и назывался «Промысловый» и демонстрировал выгоды от эксплуатации края.
Генерал занимался не столько пропагандой, сколько тем, что ныне называется PR, обработкой общественного мнения и GR (Government Relations, взаимодействие с органами государственной власти) - вышеперечисленные альбомы имели в буквальном смысле штучный тираж и подносились высшим лицам Российской Империи.
Фон Кауфман, дал указание одному из своих сотрудников, Бродовскому, ответить публично Салтыкову-Щедрину, указывая на недопустимость очернения завоеваний и завоевателей.
Вернемся впрочем к Верещагину. В первой части я немного слукавил, процитировал генерала фон Кауфмана не полностью. Вот полная цитата с обоснованием отпуска поручику Верещагину с трехтысячным содержанием: „Желая предоставить Верещагину возможность привести к окончанию труд, который наглядным образом может ознакомить цивилизованный мир с бытом малоизвестного народа и обогатить науку важными для изучения края материалами"
Из копии письма К. П. Кауфмана военному министру Д. А. Милютину. Центральный государственный исторический архив Узбекской ССР в Ташкенте, ф. 1, оп. 32, д. 1, л. 21 [Лебедев, 100, 312]
«наглядным образом … ознакомить цивилизованный мир» - главная задача Верещагина, поставленная ему фон Кауфманом.
Именно поэтому первая персональная выставка Василия Верещагина проходит в Лондоне. А годом ранее его первые туркестанские картины демонстрируются в Лондоне же именно в те дни, когда граф Шувалов в Лондоне же ведет напряженные переговоры о разделе Средней Азии.
Картина Верещагина «Торжествуют» имела тогда вполне явный посыл: в Самарканде процветает ужасное варварство, долг цивилизованных русских его прекратить… попутно присоединив к Российской Империи.
Маленький штришок: цикл Варвары состоит из семи картин, а должен был иметь девять; так об этом было написано в каталоге лондонской выставке. Две недостающие картины Верещагин так и не нарисовал. Просто потому, что его задача (или задание?), обработка общественного мнения в Англии была уже выполнена, поручение туркестанского генерал-губернаторо исполнено. И надобность в окончании цикла попросту пропала.
Глядя на картины Туркестанской серии Вы видите не только яркий и придуманный мир. Вы видите прямые указания Кауфмана - как нужно смотреть на Туркестан и что видеть в завоеванном крае. А для столь титанической задачи - и слегка приврать не грех.
Поддержка Верещагина - это лишь один, частный случай общей кампании политической пропаганды. И многие картины Верещагина - всего лишь политический плакат того времени.
Повторюсь: многие картины Верещагина - всего лишь политические плакаты того времени созданные по желанию генерала фон Кауфмана.
И нужно признать - очень талантливо выполненный политические плакаты. Настолько талантливо, что переросли замысел и зажили самостоятельной жизнью.
Если кто-нибудь из читающих эти строки возьмет на себя труд поискать в интернете картины «Представляют трофеи» и «Торжествуют» - он обнаружит, что везде содержание картин подается как изображение реально произошедших событий. Нигде нет ни одного упоминания что это всего лишь метафора, обобщенный взгляд европейцев, видевших Восток варварским и жестоким.
Включая экскурсии в Третьяковской галерее, где эти картины экспонируются ныне. Включая многочисленные альбомы с репродукциями картин Верещагина. Включая преподавание в школе, где детей учат, что эмир бухарский выставлял на площадях отрезанные головы русских - а жители Средней Азии приходили на них посмотреть. С младых ногтей у россиян формируют представление о Средней Азии как крае где живут дикие и кровожадные люди.
Кауфманская колониальная пропаганда продолжается по сию пору - когда о самом Кауфмане большинство россиян даже знают.
Прищепова В. А. Иллюстративные коллекции по народам центральной Азии второй половины XIX - начала XX века в собраниях Кунсткамеры. СПб.: Наука, 2011. - 452 с., ил.
Булгаков Ф.И. Василий Васильевич Верещагин и его произведения. Фототипическое и автотипическое издание. СПб.: Типография А.С. Суворина, 1896. 95 с.
Иллюстрированный каталог Художественного отдела Всероссийской выставки вМоскве, 1882 г., содержащий более 250 фотолитографий, воспроизведенных г.г. Скамони и Честермэном большею частью с оригинальных рисунков художников, с приложением 160 биографических заметок о художниках на основании сведений, сообщенных ими самими / Сост. [и снабдил предисл.] ... М.П. Боткин. - 2-е изд. испр. и доп. - Санкт-Петербург, 1882. - [14], II, XVI, 86, XIV с., 88 л. ил.; 24. Парал. текст на рус. и фр. яз.
Верещагин В.В., сост. Каталог картинам, этюдам и рисункам В.В. Верещагина. Пояснительный текст составлен самим художником. // Москва, Университетская типография (Катков) на Страстном бульваре, 1876. (оцифровка данного издания имеется, в публичный доступ не выкладывается по причине крайней неполиткорректности. Если кому нужен pdf - спрашивайте в комментариях)
Svetlana Gorshenina. La construction d’une image “savante” du Turkestan russe lors des premières expositions “coloniales” dans l’empire russe: analyse d’une technologie culturelle du pouvoir // Cahiers d’Asie central. 2009. No 17/18. ; То же [Электронный ресурс]. - http://asiecentrale.revues.org/1187 (дата обращения: 15. 03. 2019)