3 картины Василия Верещагина. Описание картины «Представляют трофеи».

Mar 31, 2019 20:28

Вымышленный сюжет превратился в чуть ли не документальное свидетельство. Именно так следует сказать о картине Василия Верещагина «Рассматривают трофеи».

Prescription. В этом и последующих публикациях под “русскими” следует понимать подданных российского императора. Этнически это могут быть как великороссы, так и немцы, шведы, татары, кавказцы и даже эфиопы - служили таковые в уральских казаках.



Картина «Представляют трофеи»

Картина очень яркая, живая, производит впечатление достоверности, едва ли не фотографичности и документальности.

Именно как зарисовку реального события ее и описывают в многочисленных каталогах и книгах по искусству.

И все эти описания фактически сходятся к одному-единственному, от некоего Стасова.
[Описание Стасова]"… картины, изумительно написанные, но со сценами, которых автор не имел возможности сам видеть, а только восстановлял творческим воображением. Первая -- "Представляют трофеи". Дело происходит внутри самаркандского дворца, которого роскошная архитектура написана с удивительным совершенством; и здесь, в одной из галерей, недалеко от трона, эмир бухарский стоит перед грудой черепов, наваленных перед ним на пол, как куча арбузов. Рассматривая интересную добычу, он толкает ногой один череп за другим. Кругом толпа придворных, в пестрых халатах и с неподвижными лицами.
[Стасов]


Стасов прямо утверждает, что отрезанные головы принадлежат русским и рассматривает их эмир бухарский. Одна проблема: сведений, что в Самарканд эмиру бухарскому доставляли головы русских солдат… попросту нет!

Процесс колониальных завоеваний Российской империи в 60-70 гг 19 века описан на удивление хорошо. Причем описан не просто очевидцами и участниками событий, русскими военными. Много описаний оставили царские генералы, обладавшими сей полнотой информации.

Под спойлером список книг, в которых война с Бухарским эмиратом описана наиболее полно.

[Список книг наиболее авторитетных авторов]Список книг с описанием войны с Бухарским эмиратом наиболее авторитетных авторов:
Терентьев М. А. История завоевания Средней Азии. Т.1. - самый подробный и фундаментальный труд по войне с Бухарским эмиратом. Ни одного упоминания отрезанных голов, доставляемых эмиру бухарскому.
Лыко М. В. Очерк военных действий 1868 года в долине Заравшана. - подробное и скрупулезное описание боев, столкновений и переговоров с посольствами эмира бухарского. На переговорах поднимаются самые разные темы, включая требование освобождения пленных. Тема возврата тел для христианского погребения или протестов против публичного надругательства над телами погибших не поднимается ни разу.
Маев Н. От Ташкента до Каты-Кургана. - описание войны с Бухарским эмиратом от очевидца и участника.
Белявский, Николай Николаевич (1846-). Материалы по Туркестану (секретно). - материалы секретный, только для ограниченного круга лиц. Никаких упоминаний об отрезанных головах доставленных эмиру бухарскому.
Куропаткин, Алексей Николаевич. Завоевание Туркмении : (Поход в Ахал-теке в 1880-1881 гг.) : С очерком воен. действий в Средней Азии с 1839 по 1876 г.
Мартенс, Ф. Ф. Россия и Англия в Средней Азии.


Никто из авторов дореволюционных книг, никто из русских генералов не упоминает, что эмиру Бухарскому доставляли отрезанные головы русских солдат.

Нетерпеливый читатель может воскликнуть - ну мало ли что не описан! В Российской Империи солдат называли «серой скотинкой» - русские генералы могли просто не зафиксировать факт отрезания голов солдатам как незначительный. Мало ли.

Это не так. Подобные факты были - и генералы о них писали. Военные действия в Средней Азии вообще отличались большой жестокостью, как со стороны защищавшихся, так и со стороны завоевателей. Тот же Терентьев невозмутимо описывает, как русские добивали раненных на поле боя, и рубили сдающихся в лапшу (так у Терентьева) [Терентьев, 448]. Он же упоминает, что разбитым под Иканом казакам отрезали головы - и эти головы доставляли тогдашнему кокандскому правителю Алимкулу в Ташкент.

[Терентьев дословно]Алимкулъ послал головы, срубленные с убитых казаков
в Ташкент, оттуда в Кокан и, наконец, 40 голов в Кашгар, в подарок Якубъ-Беку,.. Это
была реляция с вещественными доказательствами победы!
[Терентьев, 305]


Еще один случай описывает тот же Стасов в Форте №1, произошедший незадолго до приезда туда Верещагина - казаки проиграли бой восставшим киргиз-кайсакам, оставленным на поле боя погибшим казакам кочевники отрезали головы.

Совершенно очевидно, подобные действия кочевников породили самые фантастические слухи и страхи среди завоевателей. Но слухи - не факты. Документальных свидетельств о получении эмиром бухарским голов русских солдат попросту нет.

Даже сам Василий Верещагин ни о чем подобном не писал. Вот скриншот из каталога:



Верещагин В.В., сост. Каталог картинам, этюдам и рисункам В.В. Верещагина. Пояснительный текст составлен самим художником. // Москва, Университетская типография (Катков) на Страстном бульваре, 1876.

Описание картины от самого Василия Верещагина:
"Сцена в Самаркандском дворце. Победители, по варварскому обычаю тех стран, отрезывают головы убитых и увозят их в мешках, привязанных к седлу, для того, чтобы представить эмиру, а этот дает за них награды, смотря по доблести, т.е. смотря по количеству голов, и назначает день благодарений, при чем трофеи выставляются на площади, на показ народу"

Обратите внимание на проработанность деталей: мешки, привязанные к седлу, награды, день благодарений... все эти детали я покажу чуть ниже совсем другом исполнении.

Эмир бухарский Музаффар, после сокрушительного поражения изъявил желание отречься от престола и удалиться в Мекку. Генерал-губернатор фон Кауфман пожелал, чтобы эмир Музаффар остался на престоле и стал вассалом российского императора. Так и произошло.
Если бы эмир Музаффар платил за отрезанные русским головы и выставлял их на кольях - стал бы русский генерал фон Кауфман настаивать на сохранении за ним трона?

Вопрос не риторический.

Но зачем же художник Василий Верещагин изобразил событие, которого не было?

Тут следует снова вернуться к контексту создания картины и ее выставления на суд публики. Впервые картина выдающегося русского художника была выставлена… в Лондоне.

Еще раз: русский художник свою первую персональную выставку «пожелал» сделать в недружественной к русским Англии, где газеты и книги поднимали одну русофобскую кампанию за другой. Зачем?

После захвата русскими Самарканда общественное мнение в Англии было весьма возбуждено. Англичане вполне обоснованно подозревали русских в желании совершить «поход в Индию».

[Вот как описывал это русский публицист Ф.Мартенс]Вот как описывал это русский публицист Ф.Мартенс:

«С 1868 г. в английском общественном мнении замечается гораздо больше беспокойства за судьбу Ост-Индии, чем прежде. Английская печать постоянно обсуждает среднеазиатский вопрос и, за некоторыми редкими исключениями, высказывает … враждебность к России»
[Мартенс, 33]


Вполне естественно, что Василий Верещагин, русский художник, пожелал развеять панические настроения англичан. И захват Самарканда представить как борьбу с варварством: до русских в Самарканде любовались отрезанными головами, очевидно, что при русских подобного не будет.
На случай, если живописное послание будет не понято, Верещагин изложил все открытым текстом в каталоге к своей выставке:
„Варварство среднеазиатского населения, так явно, … что чем скорее проникнет в эту страну европейская цивилизация, с той или другой стороны, тем лучше. Если эти правдивые наброски помогут рассеять сомнения английской публики относительно их настоящих друзей и соседей в Средней Азии, трудности путешествия и выставки будут более чем вознаграждены"
[Лебедев, 131, 132].

И его усилия отнюдь не пропали даром. В отзыве «Таймс» 7 апреля 1873 года заметно явное оправдание «войны с такими свирепыми варварами, как эти среднеазиатские монголы и смешанные персидско-татарские племена всех мастей, с которыми Россия уже столько лет ведет решительную и дорогостоящую борьбу» [Лебедев, ???]

И вот в этом месте сюжет картины внезапно проясняется. Имея целью обработать общественное мнение Англии Верещагин вполне естественно обращался к образам, которые были бы понятны англичанам. А именно - к книгам и лекциям Вамбери, который незадолго до русских завоеваний проник в Среднюю Азию под видом дервиша.

Вамбери в свой полу-художественной книге «Путешествие по Средней Азии» очень красочно описывает мешки с отрезанными головами и раздачу за это халатов. Правда, свой эпизод Вамбери относит к Хиве.

спойлер
[Цитата из Вамбери]Цитата из Вамбери:
…простую одежду дают в награду за четыре отрубленные головы
врагов, самую красивую - за сорок. .. На следующий день я
действительно увидел, как около ста всадников, … у каждого позади был приторочен большой мешок с
отрубленными головами врагов - свидетельство его подвигов. Приехав
на площадь, всадник сдавал пленных, которых он привел в подарок
хану или одному из придворных, затем развязывал мешок, брал его за
два нижних угла, и, как крупные картофелины, выкатывались
бородатые и безбородые головы перед протоколистом, слуга которого
сбивал их ногами вплотную друг к другу, пока не набиралась
большая куча в несколько сотен.
[Вамбери, 74]


Вамбери описал виденное - или же якобы виденное - в Хиве.
Картина Верещагина словно книжная иллюстрация подходит к тексту Вамбери, отражено даже перекатывание голов ногой. Помните, в своем описании Верещагин воспроизводит такие мелкие детали, вроде мешков, привязанных к седлам и раздачу наград? Это прямая цитата из Вамбери.

И именно поэтому картина «Представляют трофеи» поэтому была с таким пониманием воспринята в Англии.

В сухом остатке: художник нарисовал дикую Азию и кровожадного азиатского властителя, какой она представлялась воображению европейского зрителя. А эмира бухарского домыслил уже Стасов и его слова последующие авторы повторяли раз за разом.

Картина «Представляют трофеи» не документальна, это своего рода политический плакат, исполненный с большим талантом. По прошествии времени агитационное послание английскому зрителю стало восприниматься как документальное свидетельство.

Сюда же можно и отнести и картину «Забытый»: для английского зрителя это был образ тех жертв, что несут русские в своей «решительной и дорогостоящей борьбы» с варварами.

А при чем же здесь фон Кауфман, о котором столько говорилось в первой части https://0k-bacha.livejournal.com/4083.html?

В духе нынешней толерантности можно было бы порассуждать об особой мужской дружбе, связывающей просвещенного генерала и впечатлительного художника. Походная жизнь, длительное воздержание знаете ли… не кидайтесь тапками, шучу я, шучу.

Все гораздо проще и очевидней. Для тех, кто не догадался я написал следующую часть, в которой рассказывается, как русские отрезали головы жителям средней азии и выставляли их в Москве. Нет, это не бред - русские действительно выставляли головы жителей завоеванного края в Москве, есть даже Николая Каразина на эту тему. https://0k-bacha.livejournal.com/4563.html

[Список использованной литературы]Список использованной литературы:

Вамбери, Арминий. Путешествие по Средней Азии : Описание поездки из Тегерана чрез Туркм. степь по вост. берегу Касп. моря в Хиву, Бухару и Самарканд, соверш. в 1863 г. Арминием Вамбери, чл. Венг. акад. : Пер. с англ. - Санкт-Петербург : тип. Ю.А. Бокрама, 1865. - 221 с. ; То же [Электронный ресурс]. - https://dlib.rsl.ru/viewer/01003567475 (дата обращения: 29.03.2019)

Стасов, В.В. Избранные сочинения в трех томах. Живопись. Скульптура. Музыка. Том второй. / М., Государственное издательство "Искусство", 1952. ; То же [Электронный ресурс]. - http://az.lib.ru/s/stasow_w_w/text_1883_vereshchagin.shtml (дата обращения: 24. 03. 2019)

Терентьев М. А. История завоевания Средней Азии. Т.1. - Санкт-Петербург, 1903./ ; То же [Электронный ресурс]. - https://dlib.rsl.ru/viewer/01007492478 (дата обращения: 29.03.2019)

Мартенс, Ф. Ф. Россия и Англия в Средней Азии / Ф. Ф. Мартенса ; с изменениями и дополнениями автора перевел К. Ф. Тауве. - Эмиль Гартье, 1880. - 91 с. ; То же [Электронный ресурс]. - https://dlib.rsl.ru/viewer/01003544887 (дата обращения: 29.03.2019)

Маев Н. От Ташкента до Каты-Кургана. / Москва, 1870 г.

Лыко М. В. Очерк военных действий 1868 года в долине Заравшана. - СПб.: тип. Деп-та Уделов, 1871. ; то же [электронный ресурс]. - http://militera.lib.ru/h/lyko_mv/index.html (дата обращения: 29.03.2019)

Белявский, Николай Николаевич (1846-).
Материалы по Туркестану (секретно) / Сост. Ген. штаба полк. Белявский. - [Санкт-Петербург, 1885]. - 204 с.; 34. ; То же [Электронный ресурс]. - https://dlib.rsl.ru/viewer/01003545156 (дата обращения: 29.03.2019)

Покоритель и устроитель Туркестанского края генерал-адъютант К. П. фон-Кауфман I-й. // Кауфманский сборник, изданный в память 25 лет, истекших со дня смерти покорителя и устроителя Туркестанского края генерал-адъютанта К. П. фон-Кауфмана I-го. М., типолитография Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1910. ; То же [Электронный ресурс]. - https://militera.lib.ru/bio/semenov_aa_kaufman/index.html (дата обращения: 29.03.2019)

Куропаткин, Алексей Николаевич. Завоевание Туркмении : (Поход в Ахал-теке в 1880-1881 гг.) : С очерком воен. действий в Средней Азии с 1839 по 1876 г. / Сост. А.Н. Куропаткин. - Санкт-Петербург : В. Березовский, 1899. - 224 с. ; То же [Электронный ресурс]. - https://dlib.rsl.ru/viewer/01003688507 (дата обращения: 29.03.2019)

Верещагин В.В., сост. Каталог картинам, этюдам и рисункам В.В. Верещагина. Пояснительный текст составлен самим художником. // Москва, Университетская типография (Катков) на Страстном бульваре, 1876.
(оцифровка данного издания имеется, как можно видеть по скриншоту выше. Если кому нужен pdf - спрашивайте в комментариях)


Previous post Next post
Up