Илья Эренбург. Высокое дело

Oct 16, 2018 15:41


И.Эренбург || « Правда» №289, 16 октября 1942 года

Нет предела злодеяниям гитлеровских мерзавцев! Они убивают мирных советских граждан, они зверски истребляют военнопленных, они угоняют в рабство сотни тысяч советских людей.

Воины Красной Армии! Чем больше будет убито немцев в бою, тем скорее наша победа, тем скорее наши братья и сестры будут освобождены из фашистского ада!

# Все статьи за 16 октября 1942 года.




Я получил письмо от старшего сержанта Тихона Ивановича Тришкина:

«Я работал слесарем на Подольском заводе. Был счастлив. Во время войны с Финляндией пошел добровольцем на фронт. По возвращении женился и радовался жизни. Но вот напали на нас проклятые немцы. Младший братишка Коля жил со мной. Коля пошел на фронт. Я ему сказал на прощание одно: «Люби народ и люби родину». Он, наверно, погиб, от него нет слуха. Меня завод не пускал на войну. Но вот подошли к Москве немцы. Я первым пошел в рабочий полк. Люба была беременна. Она заплакала. Я ей сказал: «Люблю тебя, моя Люба, но еще больше люблю родину и Сталина». Мы, рабочие-подольчане, сражались, как должны сражаться русские люди. Многие мои товарищи погибли, но мы шли вперед и освобождали родную землю от гада. Моя жена Люба писала мне: «Тиша, я родила и очень крепко болела и чуть не умерла на квартире. Ко мне никто из завкома не пришел, чтобы помочь». Я ей дал ответ: «Люба, я, пока жив, буду уничтожать немцев, буду до последней капли крови драться за родину. Люба, а ты кого-нибудь попроси, чтобы сходили в завком, оказали помощь и тебе и ребенку». Вот жена мне пишет: «Мне и дочке Тамаре не дают карточек. Я пошла к Сапожкову, а он не хочет даже разговаривать. Я ему говорю, что у меня муж проливает кровь за родину, а ты не хочешь дать ребенку карточку. Тиша, почему у людей каменное сердце?» Я ей ответил: «Люба, потерпи. Я тебе помогу». Я написал рапорт комиссару нашего полка. Комиссар написал справку. Но Сапожков даже не стал читать, говорит: «Здесь я хозяин, а не они». Мы здесь думаем об одном, как бы разбить проклятого немца, а вот сидит в тылу такой Сапожков и ничего этого не чувствует»...

Чувства любви к родине и ненависть к врагу воодушевляют людей советского тыла. «Смерть немцам», - повторяют рабочие Урала, подавая фронту оружие. «Смерть немцам», - говорят колхозницы Сибири, подавая бойцам хлеб. Дни и ночи девушки Челябинска стоят на боевом посту, и, читая о немцах, раздавленных нашими танками, они вправе сказать: «Мы приложили к этому делу наши руки».

Однако есть в нашем тылу люди, которые еще ничего не поняли. Они защищены от тревоги, от любви, от гнева непроницаемой шкурой себялюбия. Огонь, которым об’ята наша страна, не выгнал этих чиновных барсуков из норы. Любовью окружают люди нашей страны семьи бойцов и командиров. Я знаю узбекских крестьян, которые просили, как о высшем счастье, о праве выходить больных детей Ленинграда. Я знаю куйбышевских рабочих, которые уступали свои койки женам и детям бойцов. Жена защитника Сталинграда, дочь танкиста, мать сапера - что может быть выше этих слов? Но вот старший сержант Тришкин пишет о своей обиде. Но вот в одном городе чиновники не хотят помочь эвакуированным семьям бойцов, в другом - жилищный отдел - это какой-то неприступный дот, в третьем - секретарь горсовета не думает о детях фронтовиков. Есть у нас еще слепые и глухие. Эти знают одно: номера исходящих и завитушку своей чиновной подписи. Пора им напомнить, что кровь фронтовика тяжелее канцелярских чернил.

Миллионы и миллионы советских людей в тылу горят одним желанием: облегчить, украсить жизнь жен, родителей, детей фронтовиков. Поддержать мать командира, помочь жене бойца - это высокое и благородное дело. Это значит подать патроны старшему сержанту Тихону Ивановичу Тришкину. Это значит помочь Красной Армии освободить родину от немцев. // Илья Эренбург.

*****************************************************************************************************************
Танк имени 16 гвардейцев

САРАТОВ, 15 октября. (Корр. «Правды»). По инициативе работников Орловской МТС в Марксовском районе начался сбор средств на постройку танка имени 16 гвардейцев, героически погибших в бою с фашистами под Сталинградом. Рабочие и служащие этой МТС внесли более 3 тысяч рублей. Патриотическому примеру работников МТС последовали рабочие местного завода «Коммунист», отчислившие на строительство танка однодневный заработок и средства, заработанные на специально проведенном воскреснике. Около 15 тысяч рублей внесли на постройку танка колхозники артелей «Коммунист» и имени Молотова.

Поступление средств продолжается.

☆ ☆ ☆

Артисты МХАТ на фронте

Вчера в Москву возвратилась с Западного фронта бригада артистов МХАТ в составе народной артистки СССР лауреата Сталинской премии А.К.Тарасовой, народных артистов республики А.П.Зуевой, В.Л.Ершова, лауреата Сталинской премии заслуженного артиста РСФСР Н.И.Дорохина и других.

Пребывание на фронте артистов одного из самых любимых театров страны было встречено бойцами и командирами Красной Армии с огромным удовлетворением. Бригаде приходилось в течение дня выступать по нескольку раз.

Бригада продвигалась в небольшом автобусе вдоль линии фронта, проделав в общей сложности свыше 1.000 километров и дав 40 концертов. Выступать приходилось у блиндажей, на полянах, в сараях, ангарах и гаражах..

«Приезд прославленных мастеров театра, - пишет в своем отзыве командир одной из частей полковник Божко, - вселяет в нас еще больше бодрости. Страна трогательно заботится о своих защитниках. Эта забота еще больше разжигает пламя нашей ненависти к врагу. История уже произнесла свой приговор над гитлеровскими мерзавцами. Мы приведем этот приговор в исполнение». (ТАСС).

*****************************************************************************************************************
От Советского Информбюро*

Утреннее сообщение 15 октября

В течение ночи на 15 октября на фронтах существенных изменений не произошло.



В районе Сталинграда немецкая пехота при поддержке танков неоднократно атаковала наши позиции. Наши войска отбивали атаки противника и нанесли ему большие потери. Огнем артиллерии уничтожено несколько танков, 8 артиллерийских и 2 минометных батареи противника, рассеяно и частью уничтожено до двух батальонов немецкой пехоты.



Северо-западнее Сталинграда бойцы Н-ской части отразили пять контратак противника и уничтожили до 300 немецких солдат и офицеров. Огнем нашей артиллерии уничтожено 12 пулеметных точек, разрушено 14 дзотов и минометная батарея противника. Разведывательный отряд одной нашей части ворвался в окопы гитлеровцев и в рукопашной схватке истребил 60 немецких солдат.



В районе Моздока наши части вели бои с танками и пехотой противника. Отбивая атаки немецкой пехоты, пытавшейся занять одну высоту, наши бойцы уничтожили до 400 солдат и офицеров противника.

Советские летчики уничтожили 7 немецких танков, 40 грузовых и 3 легковых автомашины и 3 зенитно-пулеметных точки. В воздушных боях сбито 4 самолета противника.



На Ленинградском фронте нашими подразделениями за два дня истреблено до 300 немецких солдат и офицеров. Артиллеристы и минометчики разрушили 12 дзотов и подавили огонь 4 батарей полевой и зенитной артиллерии противника. Снайпер т. Смирнов за три дня истребил 22 гитлеровца. Снайпер т. Ярцев уничтожил 19 немецких солдат и офицеров.



На Северо-Западном фронте происходила артиллерийская и минометная перестрелка. Артиллерийское подразделение, где командиром тов. Бабашинский, произвело внезапный огневой налет на склады противника. На месте цели отмечены три сильных взрыва, огромные столбы пламени и клубы дыма. Расчеты противотанковых ружей гвардии лейтенантов Гордиенко и Акимова в последних боях подожгли 6 немецких танков.



Партизанский отряд, действующий в одном из районов Витебской области, пустил под откос 4 железнодорожных эшелона с войсками, вооружением и боеприпасами немецко-фашистских оккупантов. Партизаны этого отряда за две недели боевых действий истребили до 900 немецких солдат и офицеров.



Пленный ефрейтор 2 роты саперного батальона 16 немецкой мотодивизии Алоис Дракслер рассказал: «2-я рота в боях летом этого года потеряла 180 человек. После этого она шесть раз получала пополнение. Многие солдаты из пополнения уже давно сгнили в земле, другие стали калеками и отправлены в тыл. В роте не осталось ни одного солдата из тех, кто 22 июня прошлого года переступил границы России. Несколько дней назад вторая рота вновь была пополнена. Нам прислали 17-18-летних юношей. В первом же бою новички разбежались. Я остался на месте, а когда приблизились русские, поднял руки и сдался в плен, так как не имею ни малейшего желания провести еще одну русскую зиму на фронте».



В неотправленном письме ефрейтора 9 роты 769 полка 377 немецкой пехотной дивизии Эрнста Моровильца к Ядвиге Кюзбер говорится: «Мы уже три месяца топчемся на одном месте. Я не могу тебе рассказать все, что было. Мы имели тяжелые потери. Когда мы выехали из Франции, в составе роты было свыше 200 человек. Теперь осталось только 30 солдат».

Вечернее сообщение 15 октября

В течение 15 октября наши войска вели бои с противником в районе Сталинграда и в районе Моздока. Ha других фронтах никаких изменений не произошло.



За 14 октября нашей авиацией на различных участках фронта уничтожено или повреждено 5 немецких танков, до 40 автомашин с войсками, подавлен огонь 5 артиллерийских батарей, разбит железнодорожный состав, рассеяно и частью уничтожено до роты пехоты противника.



В районе Сталинграда наши войска вели ожесточенные бои. Противник силою до двух пехотных дивизий с 100 танками и при поддержке большого количества авиации предпринял атаки на рабочий поселок. Наши бойцы самоотверженно отбивают яростные атаки гитлеровцев. На отдельных участках ценою больших потерь противнику удалось несколько потеснить наши части. В течение дня, по неполным данным, подбито и сожжено свыше 45 немецких танков и уничтожено более 1.500 солдат и офицеров противника.

Южнее Сталинграда бойцы одной нашей части в ночном бою уничтожили 300 гитлеровцев, 5 орудий, 6 дзотов с их гарнизонами и вооружением и два вещевых склада. Захвачены трофеи и пленные.



Северо-западнее Сталинграда происходили бои местного значения. Разведчики Н-ской гвардейской части обнаружили скопление вражеской пехоты и установили, что немцы готовятся к атаке. Наши артиллеристы произвели несколько огневых налетов и рассеяли группировку противника. На другом участке наши подразделения атаковали противника и заняли первую линию его окопов. Уничтожено до роты немецкой пехоты. Огнем зенитной артиллерии и наземных войск сбито 3 самолета противника.



В районе Моздока наши части вели бои на уничтожение группы танков и пехоты противника, вклинившихся в нашу оборону. В течение дня немцы предприняли одну за другой три атаки, пытаясь прорвать нашу оборону. Наши подразделения отбили атаки гитлеровцев и отбросили их в исходное положение. В боях на этом участке подбито и сожжено 19 немецких танков и уничтожено до двух рот пехоты противника. На другом участке бойцы под командованием лейтенанта Комлицкого ворвались в окопы неприятеля и уничтожили несколько десятков немецких солдат. В этой схватке с противником сержант Абдула Кашанов штыком и гранатой истребил 9 солдат и 3 немецких офицеров.



Наш разведывательный отряд на одном из участков Брянского фронта предпринял разведку боем. Отбив две контратаки противника, наши бойцы истребили до 300 немецких солдат и офицеров и захватили пушку, 300 снарядов, несколько пулеметов, автоматы, винтовки и 5 тысяч патронов.



Группа партизан, действующих в Минской области, пустила под откос железнодорожный эшелон противника. Разбиты паровоз, 22 вагона с войсками, 13 платформ с автомашинами и 2 цистерны с горючим.



Пленный командир обоза боепитания 14 роты противотанковых орудий 593 немецкого пехотного полка унтер-офицер Гуго Гутман рассказал: «Наш полк потерял 60-70 процентов личного состава. За последнее время из строя выбыло очень много офицеров. B 1 батальоне в живых не осталось ни одного кадрового офицера. Пятая рота потеряла убитыми трех офицеров. Командир 1 батальона и командир 2 батальона ранены. Оба они - офицеры запаса. В связи с огромными потерями два батальона слили в один. Новый командир батальона Марберт тоже из запаса. Недавно он очень коротко, но ясно выразил свое отношение к войне следующими словами: «Я хотел бы избавиться от этого дерьма и вернуться домой. Мы все равно не выдержим второй русской зимы».



Жители захваченного немцами города Дно обречены захватчиками на голодную смерть. Под угрозой кровавой расправы гитлеровцы принуждают женщин и подростков работать на немцев по 18 часов в сутки. Отбывающие принудительные работы получают в день по 200 граммов мякины. В начале октября немцы расстреляли 18 женщин, которые ввиду крайнего истощения от голода не могли двигаться и не вышли на работу.



Польские крестьяне отказываются сдавать немецким захватчикам хлеб и продовольствие. Во многих районах на этой почве происходят столкновения крестьян с эсэсовцами. Недавно в окрестностях Избицы польские патриоты подожгли 4 склада с награбленным у крестьян хлебом. Недалеко от Владыславова без вести пропали 12 солдат из отряда эсэсовцев. Несколько дней спустя их трупы были обнаружены в лесу. // Совинформбюро.

________________________________________________________
И.Эренбург: Душа народа ("Красная звезда", СССР)
Величие духа советского человека ("Известия", СССР)*
А.Толстой: Грозная сила народа ("Красная звезда", СССР)
Очистим советскую землю от немецких захватчиков* ("Красная звезда", СССР)**

Газета «Правда» №289 (9060), 16 октября 1942 года

Илья Эренбург, осень 1942, октябрь 1942, 1942, газета «Правда»

Previous post Next post
Up