Последние часы Третьего Рейха

May 05, 2011 06:25


Редакционная статья, « The New York Times», США.

# Все статьи за 5 мая 1945 года.


Начало нацистскому режиму положила анархия. Конец его погружен в хаос. В свои последние часы он утратил единое руководство, как в военном, так и в политическом плане, лишился всякой опоры и любого уважения - даже в самой Германии. Последние очаги сопротивления сохраняются в основном не на немецкой земле, а в оккупированных странах - Норвегии, Латвии, Чехословакии, в нескольких окруженных городах на территории Франции и Италии, да на паре островов в далеком Эгейском море.

Капитуляция немецких войск в Нидерландах, на севере Германии и в Дании, - они начали складывать оружие сегодня утром - по сути представляет собой лишь официальное подтверждение командованием вермахта уже свершившегося факта. Трудно представить себе, чтобы другие немецкие части, при всем фанатизме отдельных командиров, смогли бы сколько-нибудь долго продолжать организованное сопротивление - даже советским войскам. Сегодня тот факт, что германская военная машина потерпела самое полное и безоговорочное поражение в своей истории, должно быть, уже стал очевиден всем «сверхчеловекам», вплоть до рядовых солдат. Их командование осознало его уже несколько месяцев назад: об этом свидетельствуют и допросы пленных офицеров, и массовая сдача немцев первому же американцу, которого они увидели.

Величайший трагизм этих последних часов бессмысленной борьбы заключается в том, что многим союзным солдатам придется пожертвовать жизнью, подавляя оставшиеся очаги сопротивления нацистов. К бесчисленным обвинениям, уже предъявленным нацистскому режиму, теперь следует добавить еще одно: обвинение в убийстве, которое надо выдвинуть против всех, кто еще не сложил оружие. Они не могут оправдаться тем, что защищают родину, ведь Германия захвачена, или свою честь - они ее давно лишились.

Несмотря на трагические жертвы, которых, по любым логическим меркам, можно было бы избежать, тот факт, что немецкая армия капитулирует по частям, прямо на поле боя, может принести позитивные плоды в будущем. Никакой новый Гитлер теперь не сможет заявить, что у германской армии «украли победу» пораженцы в тылу и трусливые политики в Берлине.

Более бесславного финала история не знала - но это вполне подобающий конец для режима, родившегося в пивной, чья « библия» была написана в тюремной камере человеком, осужденным за государственную измену, чьи «идеалы» сводились к неприкрытому грабежу и убийству. Полный распад, который мы сейчас наблюдаем, не сможет приукрасить никакой будущий Геббельс. Сегодня история вынесла абсолютно недвусмысленный вердикт, и обжалованию он не подлежит. Пусть же рождение нацизма послужит всем предостережением, а отвратительное зрелище его кончины - уроком. // Перевод: Максим Коробочкин ©

________________________________________
Укрепление советской системы ("The Times", Великобритания)
Последний акт ("The New York Times", США)
Время триумфа ("The Times", Великобритания)
Русские взяли Берлин ("The New York Times", США)
Что нас ждет после войны? ("The New York Times", США)
Немцы не знают, что они разбиты ("The New York Times", США)
Россия: страну придется восстанавливать почти с нуля ("The Times", Великобритания)
Психология «гибели богов»: сможет ли Геббельс вновь овладеть умами немцев? ("The New York Times", США)

битва за Берлин, «the new york times», 1945

Previous post Next post
Up