Смелость и инициатива капитана Ткаченко

Aug 13, 2018 23:40


П.Олендер || « Красная звезда» №189, 13 августа 1942 года

«Война есть война, она требует железной дисциплины». ЛЕНИН.

# Все статьи за 13 августа 1942 года.

(От специального корреспондента «Красной звезды»)




Вчера в «Красной звезде» сообщалось о рейде танкового батальона капитана Ткаченко по тылам врага в излучине Дона. Сообщаем подробности этого замечательного рейда.

В ходе своего наступления немцы заняли в придонских степях важную в тактическом отношении высоту. Достигнув ее, враг стал готовиться к дальнейшему развитию успеха. Его самолеты пытались бомбить следующий рубеж, к которому направились и вражеские танки. Однако вскоре стало ясно, что наступление захлебывается. «Юнкерсы», встреченные нашими истребителями, были рассеяны и понесли потери. Немецким танкам нанесли жестокое поражение наши танковые засады. Скоро на всем этом участке противник отошел к высоте и стал на ней окапываться.

В это время командир танкового батальона капитан Ткаченко получил приказ - атаковать врага и возвратить высоту. Вместе с ним на выполнение этой задачи направилось одно подразделение мотопехоты. При других обстоятельствах капитан произвел бы тщательную рекогносцировку, но сейчас на это нехватало времени. Он учел, что враг не успел еще укрепиться и что есть возможность атаковать с большими шансами на успех. Танки и автомашины с пехотой быстро приблизились к высоте. Стрелки и автоматчики спешились и, открыв плотный, не прерывавшийся ни на минуту огонь, ворвались вслед за танками на высоту.

Не подготовившийся к обороне противник дрогнул и побежал. Его артиллерия не успела поддержать пехоту и танки. Наполовину разбитые еще во время своей атаки, вражеские танки и противотанковые пушки подались назад. Однако им перерезала дорогу одна наша танковая рота. Тогда немцы стали рассредоточиваться и уходить в разные стороны. Высота опустела и была нами занята. На ней еще оставалось несколько минометов и пулеметов, которые немцы не сумели оттянуть. Наши танки подавили их гусеницами и огнем. Всего во время этого короткого и жестокого боя было уничтожено 400 немецких солдат и офицеров, 4 миномета и 10 пулеметов. Наши бойцы сразу же стали закрепляться на новом рубеже.

Танки, преследовавшие врага и перерезавшие ему дорогу, вернулись. Их экипажи доложили, что прошли значительное расстояние и нигде не встречали немцев. Следовательно, как воинская единица, противник, находившийся перед батальоном, больше не существовал. Кроме того, значительных вторых эшелонов у врага здесь тоже не было. Капитан Ткаченко решил не упускать удачи. Его машины были заправлены, боеприпасов также хватало. Сообщив свои соображения старшему начальнику, он предпринял 20-километровый рейд по тылам врага. Этот рейд показал, что почти все силы немцев находились в бою. Прибывавшие войска быстро вводились в дело. Только в некоторых опорных пунктах противник имел значительные силы, которые использовал в качестве резерва. Так как коммуникации врага растянуты, то и гарнизоны, находившиеся в населенных пунктах, располагались далеко друг от друга.

Первый бой с противником танковый батальон и мотопехота завязали в одном населенном пункте, находившемся на значительном удалении от высоты. Немцы еще не знали, что их фронт прорван, и спокойно располагались в хатах, купались в речке. Вражеские артиллеристы разбрелись, и у орудий находилось всего несколько солдат. Противник считал, что наступает он, а не мы, и поэтому не рассчитывал на возможность проникновения в его тыл наших танков, автоматчиков и стрелков.

Ткаченко повел часть танков вдоль улиц, а остальные направил в обход села, чтобы закрыть из него выход. Танки шли, не снижая темпа, беспрерывно ведя огонь вперед и по сторонам. Так как стрельба происходила на всех улицах, у врага создалось впечатление, что сюда хлынуло множество танков. Немцы выбегали из домов, чтобы спрятаться в огородах. Но их настигала наша, спешившаяся мотопехота и добивала. Группа наших танков обрушилась на вражескую артиллерию, уничтожив около 20 орудий. В одном месте села находились 20 немецких машин, предназначенных для переброски подразделений. Их шоферы не успели завести моторы и были смяты нашими танками. Через несколько минут большая часть машин пылала.

Закончив свое дело в этом населенном пункте и двинувшись дальше, наши бойцы полностью уничтожили один вражеский автопарк. На улицах села и окраинах батальон танков и мотопехоты истребил до 2000 немецких солдат и офицеров. Кроме того, здесь были уничтожены 4 рации. Заметив антенны, наши бойцы прежде всего бросились сюда и лишили гарнизон возможности связаться с другими гарнизонами.

На следующий день наши танки, прорвавшиеся в тыл врага, продолжали действовать отдельными группами. Два танка с десантом, состоявшим из 60 автоматчиков, ворвались в другое село, где, по сведениям разведчиков, находился немецкий гарнизон. Остальные танки зашли в село с севера и с юга. Произошел более напряженный бой, поскольку у немцев здесь лучше была организована противотанковая оборона.

С вражескими противотанковыми орудиями вела борьбу танковая рота старшего лейтенанта Спичака. Она уничтожила 14 немецких орудий. Танк старшего лейтенанта был поврежден, и его пушка не могла стрелять. В соседнем же танке почти полностью выбыл из строя весь экипаж, но машина была исправна. Тогда Спичак пересел в этот танк и стал добивать врага. В этом бою немцы потеряли около 1000 солдат и офицеров, много орудий и пулеметов. Кроме того, нами были взяты здесь трофеи и пленные.

В третий день рейда наши танкисты и мотопехота подошли к крупному районному центру, занятому противником. Как и раньше, Ткаченко сделал ставку на внезапность и сильный огонь. В районном центре было уничтожено свыше 800 немцев.

Боеприпасы в батальоне стали подходить к концу, и капитан решил возвратиться к своим войскам. Совершив рейд в тыл противника с небольшими потерями, наши танки и мотопехота пробились сквозь боевые порядки врага и присоединились к своей части.

Этот рейд танкового батальона и мотопехоты по немецкому тылу показал, что враг не в состоянии глубоко эшелонировать свои войска. Там, где наши части стойко сдерживают его с фронта, отвлекая на себя большинство его сил, в ряде мест возможно проникать в его тылы, совершать глубокие обходы боевых порядков немецких войск. // Капитан П.Олендер.

***********************************************************************************************
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ. Радиостанция части, где командиром капитан Киржевский, на поле боя.

Снимок М.Пригожина.





Вышел из печати №14 журнала «Красноармеец» за 1942 год

Содержание номера: С фронтов отечественной войны. К.Паустовский. - «Просьба бойца Терехина». Рассказ. С.Н.Сергеев-Ценский. - «Брусиловский прорыв». Отрывок из романа. И.Арамилев. - «Рассказы о бойцах». Народный поэт Советской Белоруссии Янка Купала. А.Чепелев. - «Кровь невинных». Рассказ. М.Брагин. - «Честь шофера». Г.Самсонов. - «Снайперы-бронебойщики». С.Кирсанов. - «Смерть врагу». В.Суходольский. - «Дурак». Пьеса в 1 д. Матусовский. - «Безымянная высота». За рубежом. В свободную минуту. Искусство на фронте. Новые книги.

________________________________________________________
А.Поляков: "Трофей"* ("Красная звезда", СССР)
Я.Милецкий: Брошенный танк* ("Красная звезда", СССР)
А.Кривицкий, А.Поляков: На Дону* ("Красная звезда", СССР)
Л.Высокоостровский: Танкисты в борьбе за Сталинград* ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №189 (5253), 13 августа 1942 года

август 1942, газета «Красная звезда», 1942, лето 1942

Previous post Next post
Up