В горах Кавказа

Aug 05, 2018 22:47

Р.Кацман, И.Копалин || « Литература и искусство» №3, 16 января 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: 1 стр. Передовая. Накануне славной даты. Г.Ковров. Новые произведения советских композиторов. Информация. Пленум правления Союза писателей Украины. Юбилейный вечер Алексея Толстого. Подготовка к XXV-летию Красной Армии. 2 стр. А.Габович. Театр на фронте. Л.Тимофеев. Фронтовые листовки. Р.Кацман, И.Копалин. В горах Кавказа. Д.Хренков. Литераторы переднего края. Н.Браун. Баллада о немецком солдате (стихи). X.М.Мугуев. Что поют в землянке. 3 стр. А.Толстой. Четверть века советской литературы. С.Нагорный. Люди героического города. И.Груздев. Ленинградская поэма. В.Азаров, Д.Прицкер. «Гаянэ». 4 стр. Г.Уварова. Искусство монгольского народа. Информация. Конференция работников искусств Ленинграда. Театр имени пулемётчика Нурадилова. Выставка школы молодых дарований. Творческий отчет И.Эренбурга. Совещание театров шести республик. Новогодний альманах ленинградских писателей. По советской стране.

# Все статьи за 16 января 1943 года.




Дуло пулемёта и об’ектив кинокамеры были устремлены на склон соседней высоты. Вместе с пулемётчиком Леонидом Алифановым терпеливо выжидали кинооператоры Сологубов и Котляренко. И когда противник, огласив пьяным воплем лесок, двинулся в атаку, с треском пулемёта слилось шуршанье киноаппарата. Алифанов строчил из пулемёта с неистовством - донской колхозник мстил за разрушенную, опоганенную немцами родную станицу Большой Лог, за поруганные жизни дорогих и близких.

Грядущие поколения будут благодарны скромным и смелым людям, которые именуются так прозаически просто: кинохроникёры. Их можно встретить всюду - от береговых батарей Баренцова моря до горных перевалов Кавказа.

В частях, которые дрались под Владикавказом (Орджоникидзе), брали Моздок, Нальчик, Пятигорск, Минеральные воды, находились и кинооператоры. Заснятые ими кадры - живое свидетельство силы наших ударов. Мы видим на экране бесчисленные трупы гитлеровцев, брошенные немцами при поспешном отступлении орудия, танки, автомашины, снаряды, склады с продовольствием и боеприпасами. Кинохроникёры снимают суровые бои в горах и долинах Кавказа, освобождённые города и селения, в которых видны следы кровавых издевательств над свободолюбивыми горцами.

Когда враг прорвался к Кавказу, кинохроникёры Закавказья влились во фронтовые группы Юга. В их дружную семью входили бакинец Мустафаев, ростовчане Петров и Шоломович, ленинградец Смолка, тбилисец Арзуманов, киевлянин Котляренко, москвичи Рымарев и Короткевич. Руководит кавказской фронтовой киногруппой Марк Трояновский. В этой группе - молодые операторы, воспитывающие в себе солдатскую выносливость, стойкость, умение преодолевать во время с’ёмок любые трудности.

Умело провели сложные с’ёмки в горах операторы Петров, Казначеев и Каиров. Они снимали высокогорный поход отряда горных стрелков старшего лейтенанта Санакоева, которому было поручено уничтожить группу немецких автоматчиков в районе Нальчика. Это была тяжёлая операция. Операторам помогла альпинистская подготовка. Карабкаясь по скалам, они вытаскивали друг друга за верёвки. Хроникёрам удалось заснять действия лёгкой горной артиллерии и миномётчиков, самоотверженную работу санитарок в горах, захват в плен немецкого снайпера, загнанного в ледяную трещину.

Проведя много бессонных ночей, совершив тяжёлые переходы по труднопроходимым тропам, под проливными дождями, получив в горах боевое крещение, операторы продолжают сейчас с’емки в горных районах Северного Кавказа.

Воздушная с’ёмка в горах требует особой подготовки и выдержки от пилота и кинооператора. Оператор Шоломович сумел хорошо заснять отважные полёты капитана Рубена Гаспаряна, ведущего в сложных метеорологических условиях разведку войск противника на горных дорогах, перевалах, склонах, ущельях. С подлинным репортёрским блеском засняты им бомбовые удары комсомольского экипажа Лобарёва по скоплению вражеских войск, по военным складам и железнодорожным узлам в глубоком немецком тылу.

Очень интересны кадры, заснятые в районе Новороссийска операторами Левитаном и Пойченко. Они показывают, что немецко-фашистским захватчикам, ворвавшимся три месяца назад в Новороссийск, не удалось стать его хозяевами. Операторы провели ряд с’ёмок в районе крупнейших цементных заводов, которыми не смог овладеть враг. Они показали окраины рабочего поселка, где наши бойцы держат оборону, показали Цемесскую бухту и порт, находящиеся под нашим артиллерийским, миномётным и пулемётным обстрелом.

Систематически ведутся с’ёмки северо-восточнее Туапсе. Недавние студенты киноинститута Стояновский и Аронс дали для киножурнала очень сильный эпизод штурма высоты Безымянной подразделением старшего лейтенанта Немудрого. Талантливо заснял Пойченко один из «отрядов смельчаков» - так называют небольшие группы морских пехотинцев, проникающие в тыл к немцам, громящие их штабы, добывающие «языка».

На боевых кораблях и в частях морской пехоты - в районах Туапсе снимает киногруппа, работающая при Черноморском военно-морском флоте. Она создала фильм «Черноморцы». Большинство операторов этой группы - участники обороны Севастополя, награждённые боевыми орденами. В их сегодняшних с’ёмках перед зрителями предстают героические подвиги моряков, продолжающих славные традиции Севастополя.

В Союзкиножурнале показан разгром частями морской пехоты одной из румынских частей. Кадры хроники переносят зрителя в одну из наших морских баз. На катерах направляется десантная группа черноморцев. Она смело выполняет свою задачу: врывается в населённый пункт, наносит удар вражескому гарнизону и захватывает пленных.

Фронтовые операторы Юга в с’ёмках битвы за Кавказ проявляют мужество, инициативу, журналистскую наблюдательность. И всё же мы вправе требовать, чтобы наступательные действия Красной Армии были ещё ярче и полнее показаны в кинохронике.

На Кавказе сосредоточены прекрасные кинематографические силы. Их задача, - совершенствуя в боевых с’ёмках своё мастерство, создать большой, яркий фильм о великой битве за Кавказ. // Р.Кацман, И.Копалин.

**************************************************************************************************************************************************
Люди героического города

Ал.Хамадан провёл в осаждённом Севастополе много месяцев в качестве военного корреспондента. Более почетного и опасного поста писатель выбрать не мог бы. В осаждённом городе все дистанции сжимаются. В очерке «За кордоном Меккензи» Хамадан рассказывает, как однажды командир дивизии вымерял расстояние от своего командного пункта до бойцов. Оказалось 850 шагов. От командира полка до бойцов переднего края - 400 шагов. Такова грозная плотность обороны.

В конце концов, осаждённый город похож на большой корабль. Если плавание продолжается долго, все постепенно узнают друг друга.

Это определяет особый характер записок Хамадана. Вот лейтенант Михаил Ковалёв. На правой руке у него нехватает мизинца. Левый висок седой. Орден на синем морском кителе. Хамадан знал лейтенанта ещё в Одессе. Тогда это был юноша, мечтающий о подвиге. Теперь это воин, закалённый в боях. Хамадан рассказывает, как однажды Ковалёв плыл к неприятельскому берегу, зажав запалы гранат в зубах, чтобы не промокли.

Таков первый севастополец, с которым знакомит нас Хамадан.

В книге - множество встреч, беглых портретов и характеристик. Уличные сцены. Трудовые будни цехов, расположившихся в знаменитых севастопольских пещерах. Фантастическая картина артиллерийского шквала. Всё это - глазами человека, который сам не раз прижимался к белым крымским камням и прислушивался к беспокойному бормотанию немецкого пулемёта.

В одном из очерков Хамадан рассказывает, как он посетил севастопольскую пулемётчицу Нину Онилову в её окопе.

А затем - новая встреча. Хамадан в лазарете, у койки умирающей Ониловой. Вот принадлежащая ей книга: Лев Толстой «Севастопольские рассказы». На полях книги - записки, сделанные рукой девушки-героини. Хамадан переписывает в свой блок-нот: «Не надо думать о смерти, тогда очень легко бороться. Надо понять, зачем ты жертвуешь свою жизнь. Если для красоты подвига и славы, - это очень плохо. Только тот подвиг красив, который совершается во имя народа и родины. Думай о том, что борешься за свою жизнь, за свою страну, - и тебе будет очень легко. Подвиг и слава сами придут к тебе».

На лазаретной койке умирала девушка, написавшая эти слова.

Ал.Хамадану не приходилось придумывать эффектный фон для своих героев. Землянка, наблюдательный пункт, окоп, брошенная дача, в которой устроился штаб, знаменитая древняя Генуэзская башня, которую обороняет маленький гарнизон, - в любом из этих мест можно жить, разговаривать о будущем, мечтать о Москве, читать стихи, делить на двоих банку консервов… Приложив к уху трубку полевого телефона, здесь можно услышать сквозь грохот боя приказ держаться до последнего или голос друга, выполнившего приказ:

- Прощайте… я погибаю. Передай поклон товарищам, если останешься в живых…

Многие на героев этой книги, появившись в ней однажды, встречаются вновь и вновь, потому что большой корабль обороны продолжает плавание, и, как всегда при долгом плавании в бурю, люди постепенно сближаются, и в них нарождается тот интерес друг к другу, который вызван общностью судьбы и переживаний. Так мы следим за лейтенантом Ковалёвым, за полковником Богдановым и шофером Аркадием, за Гроссманом и Пичугиным.

Очерки, написанные без предварительного плана, для газеты и по ходу событий, обнаруживают внутреннюю связь между собой, и вся книга становится похожей на повесть. Это повесть о рядовых участниках севастопольской обороны и о её командирах. О людях, которые, как Нина Онилова, поняли, что такое долг и подвиг. О патриотах - героях отечественной войны. О победе, которая будет завоевана. С.Нагорный.

***
Ал.Хамадан. «Севастопольцы». «Молодая гвардия». М. 1942 г.

______________________________________________
А.Толстой: "Сталинград"* || «Правда» №67, 10 марта 1943 года
К.Симонов: "Сталинград"* || «Красная звезда» №59, 12 марта 1943 года
Битва за нашу Советскую Украину* || «Красная звезда» №250, 22 октября 1943 года
П.Никитин: Кровь наших братьев взывает о мщении* || ««Известия» №304, 25 декабря 1941 года

«Литература и искусство» №3 (55), 16 января 1943 года

1943, битва за Кавказ, январь 1943, «Литература и искусство», зима 1943

Previous post Next post
Up