Бои с «Фокке-Вульф-190»

May 28, 2018 14:38


А.Ротман || « Красная звезда» №106, 7 мая 1943 года

Всей Красной Армии - закрепить и развить успехи зимних боев, не отдавать врагу ни одной пяди нашей земли, быть готовой к решающим сражениям с немецко-фашистскими захватчиками. В обороне проявлять упорство и стойкость, свойственные бойцам нашей армии. В наступлении - решительность, правильное взаимодействие войск, смелый маневр на поле боя, завершаемый окружением и уничтожением противника. И.Сталин.

# Все статьи за 7 мая 1943 года.




В разгаре одной операции летчики N части встретились в воздухе с немецкими истребителями, внешний вид которых отличался от привычных контуров «Мессершмитта». Это был новый на советско-германском фронте вражеский истребитель - «Фокке-Вульф-190». Наши летчики в первых же боях с «ФВ-190» сумели найти и слабые стороны этого самолета.

Одним из первых повстречался в воздушном бою с «ФВ-190» Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Грачев. Немцев было шестеро. С нашей стороны - четыре самолета. С первых же секунд завязавшегося боя Грачев заметил, что «ФВ-190» стараются драться на виражах, в горизонтальной плоскости. Он немедленно перешел на вертикальные фигуры и сразу получил преимущество над врагом. В этом бою четверка Грачева сбила три «ФВ-190» и повредила четвертый.

Вслед за тем две пары наших истребителей, ведомые гвардии старшим лейтенантом Смирновым, вели бой с двенадцатью «Фокке-Вульф-190». В результате бой закончился победой наших летчиков. Они сбили три немецких самолета.

Смирнов дрался в этом бою не на вертикали, а на предложенном немцами вираже. Оказалось, что обе машины - и наша и немецкая - имели одинаковое время виража. Сначала ни одна, ни другая не могли зайти своему противнику в хвост. Смирнов - летчик большого мастерства. Он решил во что бы то ни стало разделаться с врагом именно на вираже, грамотно, с чувством меры пользуясь триммерами и до предела сокращая радиус виража, он достиг победы. Его машина виражила на меньшей скорости и не срывалась в штопор. В результате ему удалось зайти в хвост «ФВ-190» и уничтожить его. С конструкцией этого немецкого истребителя ознакомились многие летчики. Вскоре после этого летчик Пасько в паре с Мухиным встретил два «ФВ-190». Пасько атаковал их чуть сбоку и сзади. Один вражеский самолет сразу был подбит. Во второй атаке Пасько ударил очередью снизу, по незащищенным броней бензобакам. Второй немецкий истребитель вспыхнул и врезался в землю.

Наши летчики боем разведали слабые и сильные стороны новой немецкой машины. Имея мощный огонь, она довольно устойчива на вираже, может итти в лобовую атаку, так как летчик хорошо защищен звездообразным мотором. Находящееся впереди бронированное кольцо прикрывает маслорадиатор и маслобаки. Но вместе с тем «ФВ-190» - самолет тяжелый, его маневр отличается однообразием.

Несмотря на хорошую броню, «ФВ-190» имеет уязвимые места, и достаточно одной точной очереди, как эта машина вспыхивает. Ее бронеспинку пробивают наши крупнокалиберные пулеметы. Бензобаки и ноги немецкого летчика не защищены. Имея невысотный мотор, машина на высоте 6.000-7.000 метров теряет свои качества. К характерным особенностям «ФВ-190» надо отнести также и то, что обзор вперед у него плохой. Вверх, назад и в стороны немецкий пилот видит хорошо, так как на колпаке нет обручей и перегородок, но вперед он может наблюдать только на уровне глаз. Всё, что ниже, выпадает из поля его зрения.

Знание слабых и сильных сторон немецкого истребителя подсказало нашим летчикам тактические приемы борьбы. Немецкий пилот увереннее чувствует себя на «ФВ-190», когда ведет бой на вираже. Вместе с тем практика показала, что у большинства наших истребителей время виража ничуть не больше, нежели у «ФВ-190». А ведь именно время виража решает успех, когда бой развертывается в горизонтальной плоскости. Опытный, в совершенстве владеющий своим самолетом, советский летчик не только не позволит, чтобы немец зашел ему в хвост, но и сам сумеет оказаться в хвосте у немца. Это отлично доказал гвардии старший лейтенант Смирнов в бою, о котором рассказано выше.

Допустим, что «ФВ-190» тем или иным способом оказался сзади нашего самолета. Здесь, как показал опыт, отличная техника пилотирования также поможет летчику выйти из трудного положения и занять выгодную для атаки позицию. Нужно помнить, что немец имеет плохой обзор вниз и вперед. Одному нашему самолету «ФВ-190» дважды заходил в хвост. Тогда летчик срывал свою машину в управляемый штопор всего только на полвитка, и немец сразу терял его из виду. Важно отметить, что если бы наш летчик сделал не полвитка, а полный виток штопора, то он снова оказался бы на прицеле у немца. Когда летчик уходил полувитком, немец терял его из виду, и это был удобный момент для захвата выгодной позиции.

В бою на вертикалях у «ФВ-190» всегда будет проигрыш в высоте. С каждой вертикалью, из-за большой тяжести, он падает всё ниже и ниже. Встречи наших летчиков с «ФВ-190» нередко происходили в обстановке, когда ни наши самолеты, ни немецкие не имели запаса скорости для перехода на вертикальный маневр. Немцы в таких случаях обычно пытались набирать высоту растянутым виражом, но недостаточная вертикальная скорость не позволяла им достигнуть преимущества.

Однажды гвардии подполковник Родионов на высоте 3.500 метров встретился с несколькими «ФВ-190». Те, не имея запаса скорости, стали цепочкой на вираже итти вверх. Самолеты Родионова и его ведомого Безродного, не уступая немецким машинам в вертикальной скорости, гнали их до 6.000 метров. Там немцы, видя, что наши летчики вот-вот окажутся выше, попытались перевести бой в горизонтальную плоскость. Однако и на этой высоте преимущество в вираже оказалось за нашими истребителями. Родионов сбил один «ФВ-190», остальные ушли.

За последнее время наши летчики сбили около 140 машин типа «Фокке-Вульф-190» при минимальных потерях со своей стороны. Эти бои с новым немецким истребителем научили наших летчиков различным приемам борьбы. Главнейшие из них таковы: надо заставлять немцев драться в невыгодных для них условиях, бить их на вертикальных фигурах, затаскивать на большие высоты, прицельным огнем поражать наиболее уязвимые места новой немецкой машины. // Майор А.Ротман. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

************************************************************************************************************
НА КУБАНИ. Автоматчики занимают новый огневой рубеж.

Снимок нашего спец. фотокорр. капитана А.Капустянского.



************************************************************************************************************
От Советского Информбюро*

Утреннее сообщение 6 мая

В течение ночи на 6 мая на Кубани, северо-восточнее Новороссийска, наши войска продолжали вести бои с противником. На других участках фронта существенных изменений не произошло.



На Кубани, северо-восточнее Новороссийска, продолжались ожесточенные бои. Бойцы Н-ского соединения преодолели многочисленные оборонительные сооружения и захватили несколько опорных пунктов противника. Немецкие войска понесли в этих боях большие потери в живой силе и технике. Только на одном участке уничтожено до 400 немецких солдат и офицеров. Взяты пленные и трофеи.



На Западном фронте наши части истребили до 200 немецких солдат и офицеров, уничтожили 5 пулеметов и подавили огонь 6 артиллерийских батарей противника.

Наши летчики в воздушном бою сбили 2 немецких самолета.



На Северо-Западном фронте усиленная разведывательная группа Н-ской части ворвалась в расположение противника и заняла ряд окопов и траншей. Пытаясь восстановить положение, немцы предприняли одну за другой четыре контратаки. Наши бойцы отбили все контратаки гитлеровцев и уничтожили до 200 немецких солдат и офицеров.



В районе Севска разведывательная группа под командованием старшего лейтенанта Горбачева ночью проникла в расположение противника. В рукопашной схватке наши бойцы перебили несколько десятков гитлеровцев, разрушили 2 блиндажа и захватили пленных. Наблюдатель тов. Ковалев заметил немецкого снайпера, выдвинувшегося к советским окопам. Тов. Ковалев скрытно подполз к гитлеровцу и захватил его в плен.

Нашей авиацией в воздушных боях сбито 4 немецких самолета.



На Калининском фронте огнем нашей артиллерии разрушено 8 немецких дзотов и блиндажей, подавлен огонь 5 артиллерийских и 3 минометных батарей, рассеяно и частью уничтожено до роты пехоты противника.



Отряд белорусских партизан «Смерть фашизму» в течение нескольких дней вел упорные бои против крупной карательной экспедиции немцев, действовавшей при поддержке танков и авиации. Советские патриоты подбили и сожгли несколько вражеских танков и истребили 270 гитлеровцев. Группа подрывников другого партизанского отряда пустила под откос 4 немецких воинских эшелона. Разбиты 3 паровоза, 15 вагонов с боеприпасами, 4 вагона с солдатами и офицерами и 9 вагонов с вооружением.



Захваченный на Кубани в плен ефрейтор 7 роты 66 мотострелкового полка 13 немецкой танковой дивизии Иозеф Малек рассказал: «Мне пришлось воевать всего лишь несколько дней. На фронт я прибыл в апреле в составе маршевого батальона. Солдаты с пренебрежением отзываются о пополнении и говорят: «Если кадровые войска не могли одолеть Россию, что же смогут сделать пожилые парикмахеры, торговцы, официанты, кельнеры, которых сейчас тысячами гонят на фронт».



Польские патриоты разрушили на одном предприятии доменную печь и подожгли несколько заводских зданий. В районе Серпца польские партизаны пустили под откос немецкий воинский эшелон, а в районе Бродницы организовали крушение поезда, груженного углем. В Варшаве патриоты убили на улице двух немецких чиновников. Один из них занимал высокий пост в немецком бюро труда и проявлял исключительную жестокость при насильственной отправке поляков на каторгу в Германию.

Вечернее сообщение 6 мая

В течение 6 мая на Кубани, северо-восточнее Новороссийска, немцы предприняли пять контратак, одна яростнее другой, с целью вернуть себе Неберджаевскую и Старый Абагум. Нашими войсками отбиты все атаки противника с большими для него потерями. Немецкие войска отброшены на запад.

На других участках фронта ничего существенного не произошло.

Нашими кораблями в Баренцовом море потоплены транспорт и тральщик противника.



На Кубани, в районе северо-восточнее Новороссийска, продолжались бои. Опираясь на многочисленные оборонительные сооружения, немцы пытались задержать продвижение советских войск и предприняли ряд контратак. Бои неоднократно переходили в рукопашные схватки. Части Н-ского соединения, преодолевая упорное сопротивление противника, продвинулись вперед и заняли ряд высот, имеющих важное значение. Только на одном участке немцы потеряли убитыми до 1.500 солдат и офицеров. Уничтожено 6 немецких танков; захвачено 15 орудий, 32 пулемета, 13 минометов и 6 складов с боеприпасами и военным имуществом.

Наша авиация активно поддерживала действия наземных войск. Бомбовыми ударами советские летчики уничтожили несколько немецких танков, 25 орудий, взорвали склад боеприпасов и вывели из строя большое количество солдат противника.



На Западном фронте наши части уничтожили до 200 немецких солдат и офицеров. Огнем артиллерии разбиты 4 вражеских блиндажа. 2 наблюдательных пункта, тяжелое орудие и несколько повозок с боеприпасами.



В районе Севска противник предпринял разведку боем. B результате непродолжительной схватки немцы были отброшены, оставив на поле боя до 100 трупов солдат и офицеров. На соседнем участке наша разведывательная группа ворвалась в окопы противника и уничтожила 20 гитлеровцев.



Южнее Балаклеи наши артиллеристы подавили огонь 2 артиллерийских и 2 минометных батарей противника. Выстрелом из противотанкового ружья красноармеец т. Пырсин подбил немецкий самолет «Юнкерс-88». Самолет приземлился на переднем крае обороны противника и был уничтожен огнем нашей артиллерии.



Западнее Ростова на Дону происходила перестрелка. Наши артиллеристы разрушили 3 немецких дзота, подавили огонь 5 артиллерийских батарей и рассеяли автоколонну противника. Снайперы тт. Лось, Костоглотов и Сучков за два дня истребили 18 гитлеровцев.



Партизанский отряд имени XXV годовщины Красной Армии, действующий в одном из районов Украины, совершил нападение на немецкую автоколонну. Партизан Тарас бутылкой с зажигательной смесью поджег бронемашину. Другие партизаны уничтожили 6 грузовых автомашин и истребили 40 гитлеровцев. Партизанский отряд имени Щорса взорвал немецкий эшелон с боеприпасами. Паровоз и 10 вагонов взлетели на воздух. Движение поездов на этом участке железной дороги было приостановлено на двое суток.



В районе Крымской на сторону Красной Армии перешел солдат 97 немецкой горно-стрелковой дивизии Георг К. Перебежчик рассказал: «0фицеры неоднократно говорили, что мы должны удержать свои позиции любой ценой. Однако русские открыли бешеный огонь из пушек и минометов. Несколько часов нельзя было поднять голову. У разбитых блиндажей и дзотов, в окопах и траншеях валялось много трупов немцев и румын. Отступая, немецкие и румынские части бросали раненых на произвол судьбы. B районе Крымской похоронено очень много немцев. Парк в станице превращен в солдатское кладбище. Я знаю, что там имеется более тысячи могил».



Немецко-фашистские мерзавцы сравняли с землей деревню Черневичи Минской области. Они сожгли все дома колхозников. Большинство жителей заблаговременно скрылось в лесах. Над оставшимися в деревне стариками и женщинами с детьми немецкие палачи учинили зверскую расправу. // Совинформбюро.

************************************************************************************************************
«КРАСНОАРМЕЕЦ» №8

Вышел из печати литературно-художественный журнал Главного политического управления Красной Армии - «Красноармеец» №8. В номере напечатаны: статьи акад. Е.Тарле «Михаил Илларионович Кутузов», Салчак Тока «Тувинская Народная Республика», рассказы Б.Лавренева «Внук Суворова», Вс.Иванова «Донесение», Елены Кононенко «Девочки», Н.Ляшко «Хата Фомы», М.Лынькова «Навстречу жизни», Петро Панч «Короткие рассказы», фельетон Г.Рыклина «11 + 12», поэма А.Твардовского «Василий Теркин» (глава «О любви»), стихи Ст.Щипачева «Из Тувинского цикла», Вс. Азарова «Рассказ о розах», Веры Инбер «Товарищ девушка», А.Возняк «Звезда» и окончание приключенческой повести Н.Шпанова «Происшествие на «Клариссе».

____________________________________________
И.Сельвинский: Чувство неба* ("Красная звезда", СССР)
И.Сербин: Авангард истребителей* ("Красная звезда", СССР)
А.Семенов: Облик советского асса* ("Красная звезда", СССР)
В.Земляной: Советские ассы в бою* ("Красная звезда", СССР)
Н.Денисов: О воздушной тактике немцев* ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №106 (5477), 7 мая 1943 года

Совинформбюро, май 1943, газета «Красная звезда», советская авиация, весна 1943

Previous post Next post
Up