Атомная бомба: фантазии на тему кошмара

Aug 06, 2010 03:26


"Le Journal de Genève", Швейцария.

Статья опубликована 19 сентября 1945 года.


Перемирие, заключенное 11 ноября 1918 года, породило громадный энтузиазм. Конец войны 1939-1945 годов приветствовали не столь единодушно. И все же! Избавившийся от более чем пятилетнего кошмара, ужасы которого превзошли все, что когда-либо знала история, освобожденный и испытавший облегчение мир должен был бы отнестись к установившемуся мирному положению с тем оптимизмом, что дает полная победа.

Почему же все народы по-прежнему охвачены тревогой и боятся неизвестности ближайшего будущего? Они чувствуют - вероятно, смутно - что закончилась некая эпоха; внезапно они растерялись, оказавшись у края пропасти. Открытие распада материи, первым применением которого, вызванным военной необходимостью, стала атомная бомба, открывает перед ними головокружительные перспективы, и почувствовав, что снова стали свободны, они ограничились констатацией того факта, что их тюрьма стала как никогда тесной и темной, находящейся во власти нескольких лабораторных тюремщиков. Эта война отметила рождение новой истории человечества.

Авиация, которая в начале конфликта едва вступила в период отрочества, быстро стала ключом к победе. Авиация, развившая свою материальную базу, непомерно разросшаяся, расширившая свой летный состав - одни только США сегодня могут поднять в воздух более 65000 машин, - вела борьбу везде: на море, на земле, в воздухе, навязывая правила игры самым тяжелым броненосцам, парализуя целые дивизионы, превращая в пыль самые солидные укрепления, разрушая города.

Чистая, классическая авиация с ее моторами, винтами, бомбовыми зарядами и мощным оружием: пушками и пулеметами - в конце этой войны достигла своего апогея. Уже можно предсказать, что теперь она отслужила свое и что скоро ее ждет закат. Рождается новая авиация. Авиация реактивных самолетов, летающих бомб, установленных или не установленных на них человеком. Атомная энергия, как только она сможет быть использована для приведения их в движение, позволит им покрывать расстояния, которые до сих пор были недостижимы, и направлять их на любые выбранные цели.

Это вовсе не фантазии. Эта трансформация, вероятно, будет происходить постепенно. Но она началась. Великобритания и США, например, уже отказываясь от производства обычных самолетов, продолжают, тем не менее, производить реактивные самолеты.

В условиях спешки, обусловленных войной, о которой знали, что ее можно выиграть только с минимальным преимуществом, усилия ученых прежде всего были направлены на создание атомной бомбы. Эти усилия, опиравшиеся на уже достигнутые результаты, теперь переносятся на другую задачу в сфере атомной физики, на область создания двигателей. Таким образом, сила, которой теперь распоряжаются руки и умы людей, разрушительная или созидательная, постепенно расширяется и готовит наступление нового мира, в котором человечество попытается выжить.

Если эффективность новой бомбы в 2 тысячи раз превышает эффективность самой тяжелой из доселе использовавшихся бомб, то КПД расщепления атома в области создания двигателей также будет значительным.

Президент Трумэн не без оснований говорил после Хиросимы о "самой крупной в истории азартной научной игре". В самом деле, в ходе исследований, длившихся пять лет, речь шла о создании собственно взрывчатого вещества, а затем о том, чтобы его можно было исользовать в определенных целях, сделав так, чтобы оно приняло обычную форму авиационного снаряда. Первая часть этой двойной задачи, кажется, была осуществлена и решена параллельно в лабораториях стран Оси и Объединенных наций. Воюющие стороны вовсе не были в неведении относительно успехов исследований противника, несмотря на тайну, которой они были окутаны. По счастью для союзников, исследовательские центры их противников были уязвимы перед лицом авианалетов, тогда как их центры, скрытые на бескрайних просторах американского континента, находящиеся под защитой пока непреодолимых расстояний, могли работать и производить свои тонкие опыты.

Господство в воздухе над Люфтваффе, достигнутое ВВС США и Великобритании, позволило сначала нейтрализовать, а затем почти полностью разрушить немецкие исследовательские станции, как в Пенемюнде, так и в Норвегии и Дании. С этого момента партия была выиграна. Если бы это господство в воздухе не было достигнуто вовремя, немцы, чьи исследователя до этого вторжения продвинулись как минимум столь же далеко, как и у союзников, возможно, опередили бы своих противников в решении последней части вышеуказанной задачи, в деле создания авиационного снаряда.

Когда атомную энергию станут использовать в промышленных целях? Некоторые заявляют о том, что понадобится много лет на то, чтобы приспособить ее к мирным целям. Что мы об этом знаем? Остановятся ли исследователи на столь многообещающем пути? Не будем самообольщаться. Ничто не помешает этому чудовищному цветку вырасти и полностью распуститься, причем нельзя предугадать, будет ли этот расцвет предвестником некой решающей для человечества катастрофы. При рождении самолета никто не не верил, что он будет так быстро развиваться и внесет столь значительный вклад в войну. Пророчество капитана Фербера (Фердинанд Фербер [1862-1909] - французский авиатор - прим. пер.): " С вершины на вершину, от города к городу, от континента к континенту" - принимали за бредни. С тех пор едва прошло сорок лет. Дрожь, охватившая весь мир, когда президент Трумэн объявил, что атомная энергия была высвобождена и первая бомба создана, была вызвана инстинктом самосохранения, взбунтовавшимся перед лицом внезапной угрозы. Помимо интеллекта, который чаще всего - не более чем способность к анализу, есть интуиция, которая мистическим образом строит неожиданные, но всегда верные обобщения. Даже самые простые люди почувствовали дуновение ветра, предвещающее громадную катастрофу, которая, возможно, навеки уничтожит человечество.

Кто знает, может быть, в незапамятные времена человечество уже однажды развивалось до состояния, близкого к апоплексии, как это делает наше, и один из ученых, неловкий или неврастеничный, одним движением уже вызывал подобную катастрофу? Всегда бывает так, что кто-то выживает, о ком-то смерть забывает, и это не всегда самые сильные, красивые и умные. И они, возможно, снова начали тогда медленное восхождение человека к человечеству. Возможно, мы тоже однажды окажемся перед такой же перспективой...

Перевод: Анастасия Вербицкая ©

______________________________________________
Битва за Берлин началась! ("The New York Times", США)
Время триумфа ("The Times", Великобритания)
Шаг за шагом ("The Times", Великобритания)
Красноармеец ("The New Yorker", США)
Взлет и падение германского вермахта ("Time", США)
Красная Армия: как «чистки» сказываются на гигантской военной машине ("The Times", Великобритания)

Трумэн, Le Journal de Genève, Япония, 1945

Previous post Next post
Up