Тактика немецких ассов

Oct 14, 2017 19:31


В.Молчанов || « Красная звезда» №222, 20 сентября 1942 года

Бей неприятеля, не щадя ни его, ни себя самого, держись зло, дерись до смерти, побеждает тот, кто меньше себя жалеет. А.Суворов.

# Все статьи за 20 сентября 1942 года.

Асс - значит по-французски «туз». Это мастер воздушного боя, способствующий завоеванию господства в воздухе. Звание это родилось в период первой мировой войны в армии союзников. Оно давалось летчикам, одержавшим не менее десяти воздушных побед, и в короткое время приобрело огромную популярность. Установлено, что из 9.000 самолетов, сбитых в прошлую мировую войну, 5.264 самолета сбили ассы. Идею этого дела немцы восприняли у своих противников, и она, не претерпев каких-либо изменений, нашла свое выражение в соответствующем немецком авиационном уставе.




«Ассы, - говорится в уставе, - имеют задачей борьбу за господство в воздухе. Они разыскивают противника в воздухе, атакуют его и должны уничтожить возможно большее количество неприятельских самолетов. Борьба за господство в воздухе всегда должна вестись наступательно».

В период первой мировой войны немецкие ассы использовались лишь в качестве воздушных бойцов. В настоящее время дело обстоит иначе. Опасаясь за жизнь своих ассов, немцы перебрасывают наиболее квалифицированных на командные должности и запрещают им летать. Известный фашистский асс Мельдерс был начальником немецкой истребительной авиации. После того, как он был сбит на советско-германском фронте, эту должность занял другой немецкий асс Баумбах.

Основным самолетом немецкого асса является модернизированный «МЕ-109». Асс ведет на нем повседневную боевую работу. На основе сравнительной оценки качеств этого самолета и соответствующих наших машин он строит тактический план воздушного боя. Первый немецкий асс Рихтгофен был летчиком-испытателем. Следуя его примеру, многие немецкие ассы принимают участие в испытаниях самолетов, консультируют авиационных конструкторов.

В обычной обстановке, когда на фронте затишье, командование держит своих ассов в резерве. Они вводятся в бой в наиболее ответственный период, когда воздух насыщен нашими самолетами. В этом случае немцы ставят перед своими ассами единственную задачу: бороться с советской авиацией. Командование строго указывает этим летчикам: «Ваше дело - следить только за воздухом. Все, что делается на земле, вас не касается». Когда один летчик доложил, что он заметил в определенном районе скопление автомашин, ответ был такой: «Вам не следует наблюдать за землей - это не ваше дело. Наша задача - искать противника в воздухе».

Немецкий асс, желающий сбить наибольшее количество самолетов, должен не только в совершенстве владеть приемами воздушного боя. Его задача, кроме того, уметь отыскать самолет, который нужно сбить. Он ведет поиски, оставаясь в облаках и лишь изредка появляясь под нижней кромкой облаков. Он жертвует высотой, опускаясь к земле, лишь в том случае, если небо абсолютно безоблачно или, наоборот, плотный слой облаков стелется над самой землей.

Ассы летают обычно в парах. Ведомый и ведущий время от времени меняется местами. Если идет группа, - она принимает строй клина. Небольшие группы самолетов выстраиваются в кильватерную колонну, причем атакуют противника поодиночке. Чтобы держать под ударом наиболее ответственные участки, немцы создают так называемые «зоны истребления». Для этого небольшая группа их истребителей в 4-8 машин получает задачу свободного поиска самолетов и атакует их в случае обнаружения. Своих лучших ассов немцы посылают в бой под надежной охраной. На Карельском фронте был сбит известный немецкий асс Лаевский. В ходе боя его охраняли два летчика.

Немцы базируют эскадры своих ассов на небольших стационарных аэродромах, находящихся в стороне от основных коммуникаций. Ассы идут по пятам своих наземных войск и располагаются в непосредственной близости от линии фронта. Так, например, 53-я истребительная эскадра, укомплектованная кадрами отборных летчиков, перебазировалась на аэродром в Валуйках на другой день после того, как город был занят немцами. Прибыв на новый аэродром, эскадра сейчас же разворачивает боевую деятельность.

Немецкие ассы отказались от ведения воздушного боя в составе звена, которого придерживались их предшественники в первую мировую войну. Основой боевого порядка немецких ассов, их тактической единицей является пара. Два асса бок о бок ищут противника и так же ведут бой, когда им приходится действовать самостоятельно или же вместе с другими парами - в составе четверки, шестерки и т.д.

По немецким взглядам, задача ассов, действующих в паре, сводится к функциям «воздушных охотников»: отыскать противника и сразить его одним ударом, не ввязываясь в длительный маневренный бой. Метод нападения таков: атаковать головной и замыкающий самолеты, которые рассматриваются, как самые существенные элементы боевого порядка, обеспечивающие одновременно и управление, и защиту строя.

Лучшие мастера воздушного боя времен первой мировой войны, атакуя, подходили к противнику на 60-10 метров. Были даже случаи поражения одной или несколькими пулями. Современные немецкие ассы не рискуют сокращать расстояние до цели более 120-100 метров. В случае неудачи они оставляют противника и, не повторяя атаки, уходят на предельной скорости. Настойчивость в преследовании, по их мнению, не всегда благоразумна: известно немало случаев, когда лучшие ассы гибли от руки новичков. Вместе с тем немцы считают, что наиболее эффектная победа - сбить самолет и не привезти ни единой пробоины. Когда нужно определить асса, принимается во внимание не только количество сбитых самолетов, но и количество полученных пробоин. Если два летчика, сбившие одно и то же количество самолетов, претендуют на звание асса, предпочтение отдается тому, самолет которого получил в ходе боев меньше пробоин.

Коснемся, кстати, вопросов борьбы с немецкими ассами. Наши летчики-истребители прежде всего должны добиваться умения отсечь один неприятельский самолет от другого. Лишившись поддержки напарника, немец откажется от атаки, уйдет. Однажды ведущий пары немецких ассов лейтенант Шнайдер неожиданно атаковал наш самолет. Не успев завершить свою атаку, он заметил неподалеку вторую нашу машину. Тогда он немедленно, уклонился от боя и на полном газу ушел во-свояси, бросив своего напарника. Немецкий летчик Вундер был подбит нами и взят в плен.

Немцы зовут своих ассов рыцарями воздуха. Однако поведение их в бою - далеко не рыцарское. Когда нужно проявить сильные стороны характера, немецкие ассы частенько пасуют. В одном бою асс 59-й воздушной эскадры Вебер пошел в лобовую атаку. Наш летчик принял этот вызов и ринулся навстречу немцу. В последнюю минуту нервы «рыцаря» не выдержали. Он отвернул свой самолет и попытался уйти. Сильным ударом в корпус машины наш летчик сбил немецкого асса.

Случается, конечно, что немецкие ассы бывают вынуждены принять длительный маневренный бой. Тогда они стараются на первом этапе боя завладеть инициативой. В большинстве случаев такой бой ведется в составе четверок. Машины при этом делятся на пары, летают на значительном удалении одна от другой, и летчики внимательно следят за воздухом. Как только удается отыскать противника, одна пара завязывает бой, а другая уходит в сторону и, скрывшись в облаках, выжидает. В ходе боя первая пара старается заманить наши самолеты под удар второй. Если же скрытный подход второй пары не удается, то бой ведет вся четверка.

В групповом бою немецкие ассы часто обращаются к приему, который носит в летной среде название «вилки». Заключается он в следующем. Один немецкий самолет служит своего рода приманкой. Идя впереди нашего самолета на расстоянии 600-800 метров, летчик стремится приковать к себе внимание противника. В это время два других немецких самолета подвергают внезапной атаке нашего летчика, увлеченного преследованием. Они атакуют одновременно сверху и снизу.

Воздушные бои с немецкими ассами на советско-германском фронте показывают, что немцы широко используют в ходе боя радио. С помощью радио производится управление боем, самолеты наводятся на цель. Если масштабы боевых операций невелики и в воздухе находится мало наших машин, немцы предпочитают держать значительную часть своих самолетов на земле. По соответствующему радиосигналу они поднимают эти силы в воздух. Замечено, что все переговоры ведутся открытым текстом. На всем протяжении линии фронта, например, под Сталинградом немцы имеют посты ВНОС. Эти посты связаны с аэродромами и самолетами, находящимися в воздухе.

На самых ответственных участках фронта немцы вводят в бой две, а иногда и три истребительные эскадры, укомплектованные высококвалифицированными летчиками. Эскадры вступают в бой одновременно, пытаясь ошеломить своими действиями наших летчиков, подавить их, дезориентировать. Если же на первом этапе борьбы нам удается нанести врагу одно - другое поражение, пыл немцев сразу спадает. В разгар знаменитого сражения под Москвой немцы бросили к советской столице свой ударный авиакорпус под командованием генерал-майора Рихтгофена. В результате жестоких воздушных боев в первые же две недели этот корпус потерял лучшие свои кадры. Наши летчики сбили наиболее выдающихся ассов корпуса: Вильгельма Бодде, Вальтера Шнайдера, Зигфрида Файлера и других.

Во время крупных майских операций под Воронежем немцы бросили сюда свою 52-ю истребительную эскадру, состоявшую из отборных и наиболее опытных летчиков. В первую же неделю воздушных боев эскадра оказалась обескровленной. Был убит ее командир майор Бек - старый немецкий асс, участник первой мировой войны, долгое время работавший инструктором истребительной авиации в воздушном министерстве Германии. Та же участь постигла асса Кеппена, известного всей немецкой авиации. Были ранены ассы Геббель и Лестман, пропали без вести Мюллер, Поль, Рост и другие. Вскоре в этой эскадре осталось лишь 25 процентов прежнего состава, и она была вызвана на переформирование.

В последние дни с особой силой разгорелась воздушная битва под Сталинградом. На подступы к городу немцы бросили эскадры своих ассов. Во главе их они поставили Генерал-майора Рихтгофена, известного немецкого асса фон Лютцова и других. Из ассов созданы группы «воздушных охотников».

На вооружение ассов прислан новый вариант немецкого истребителя - «МЕ-109г». На этом самолете установлен мотор мощностью в 1.700 лошадиных сил. Скорость машины на высоте 1.000 метров - 400 километров в час, на высоте 4.000 метров - 520 километров в час. Самолет вооружен тремя пушками и двумя пулеметами. В отличие от прежнего варианта «Мессершмитта» здесь иначе бронирована спинка сидения пилота, установлена броня позади бензобаков.

В единоборство с немецкими ассами вступают мастера воздушного боя советской страны. Битва ведется со все большим ожесточением и достигает все большего размаха. В эту битву наши летчики вкладывают все лучшее: высокое мастерство, огромный опыт, накопленный в ходе войны, упорство в бою, непреклонное стремление разгромить врага. // Полковник В.Молчанов.
__________________________________________
К.Симонов: Русское сердце* ("Красная звезда", СССР)
П.Павленко: Самолет двадцати четырех звезд* ("Красная звезда", СССР)

************************************************************************************************************
Пулеметная точка

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Пулемет Евсеева стоит между двух больших серых камней. Над пулеметом нависла темная каменная глыба - укрытие для расчета. Тут же возле пулемета - коробки с запасными лентами, котелки, провиант. Напротив виднеется белая вершина горы. Сбоку черная пропасть.

У пулемета дежурит наводчик Шувалов. Наблюдатель Морозов - он же подносчик патронов - взобрался на глыбу и оттуда обозревает окрестности.

Пулеметная точка установлена здесь недавно. Но первые же бои с немецкими альпийскими частями многому научили их. В горах надо иметь зоркость орла, чтобы первому бить врага. Надо обладать большой ловкостью, чтобы успеть преградить немцу путь или опередить его в под’еме на господствующую высоту.




Во втором часу дня, перед самым обедом, Морозов вдруг поспешно спрыгнул с глыбы, подбежал к лейтенанту Евсееву и доложил:

- Немцы, товарищ лейтенант.

Долиной, по теневой стороне, цепочкой шли немецкие солдаты. Лейтенант стал наблюдать за солдатами.

Через некоторое время в долине показалась новая группа солдат. На этот раз их было более тридцати. За ними появлялись все новые и новые группы противника. Это немецкий горно-стрелковый полк накапливался для наступления. Вскоре первые группы немцев атаковали роту лейтенанта Прошака. Она располагалась несколько впереди и в сторону от пулеметной точки Евсеева. Когда на роту пошел в атаку немецкий полк, она дрогнула. Лейтенант Прошак покинул свой боевой пост и сбежал. Рота без командира оказала врагу некоторое сопротивление, но затем стала отходить, рассыпаясь в горах. Пулеметная точка Евсеева осталась одна, продолжая вести огонь.

Эхо повторяло короткие, но частые очереди. Ближайшие группы немцев заметались в поисках укрытия. Шувалов продолжал бить, затем поднятая рука лейтенанта остановила его.

- Приготовить гранаты, - скомандовал Евсеев.

Над скалой и глыбой свистели пули. Это били солдаты из колонны, которая шла вслед за первой.

- Все в укрытие, - скомандовал лейтенант, - у пулемета остаться Шувалову и Келехсаеву.

Укрытием служила та же глыба. Обратная сторона ее спускалась метра на два ниже пулеметной площадки. По лесенкам, высеченным в камне, бойцы опустились на вторую площадку.

В воздухе раздался прерывистый свист мины. Она разорвалась в пропасти. Последовали новые разрывы, Осколки мин ударились о камни.

Лейтенант опустил руку. Снова ударил пулемет. С десяток немцев, успевших заползти далеко вперед, пригибали головы к земле и заслоняли их лопатами. Шувалов целился в лопаты, каски, спины.

Вдруг Шувалов уронил голову. Евсеев крикнул:

- Келехсаев - за пулемет, да поспокойнее.

Подносчик патронов Морозов оттащил раненого наводчика за укрытие.

Немцы продвигались под прикрытием минометного и ружейного огня. Келехсаев продолжал поливать их из пулемета. Но пулемет накалился - нужен был перерыв.

- Пусть ползут, - забросаем гранатами.

Новая попытка немцев пройти по долине была отбита гранатами. За это время пулемет остыл, и Келехсаев продолжал стрельбу. Около Келехсаева лежал Морозов.

- Поддай, Муса, поддай еще, - говорил он.

Муса стрелял мастерски. Немцы валились десятками. Но вот раздался свист мины и почти сейчас же грянул взрыв. Муса Келехсаев схватился за правый бок. Он стиснул зубы, но не издал ни единого звука.

- Ранен?

Муса поднял голову:

- Нет, товарищ лейтенант, бью.

Еще одна очередь хлестнула по наседавшим врагам. Пулемет делал свое верное дело. Ряды немцев редели, но были еще достаточно густы и напористы. Муса стрелял до тех пор, пока осколком ему не ранило голову.

Пулемет было замолчал, затем снова разразился свинцом. За него лег подносчик патронов Морозов. За ленты взялся второй подносчик - Волощук. И снова были отбиты три попытки немцев подойти к пулеметной точке.

Долго продолжался бой пулеметного расчета Евсеева с 99 горно-стрелковым немецким полком.

Солнце заходило за горы. В долине стал потухать дневной свет, а бой пулеметчиков с немцами все еще продолжался.

* * *

В километре от места описанной схватки, по ту сторону горы, стоял на отдыхе горный отряд капитана Москальца. Отряд четыре дня находился на марше, несколько раз вступал в бой с немцами, и сейчас усталые бойцы спали крепким сном. Вдруг эхо принесло звуки выстрела. Часовые услышали отдаленную пулеметную очередь. Капитан определил, что бой идет в долине за горой.

- Поднять отряд, выступаем, - приказал капитан.

Пока отряд строился, капитан Москалец совещался с проводником - пастухом Башиловым. Тропинка, по которой пастух собирался провести отряд, показалась капитану длинной. Он решил итти кратчайшим путем. Через полтора часа ходьбы тропинка уперлась в скалу. Вправо от нее чернела пропасть, а левее громоздились одна на другую несколько скал.

Проводник бросил вверх веревку. Она выпрямилась в воздухе, задела петлей за камень на вершине скалы. Башилов попробовал крепость камня, затем обвязался и ловко полез вверх. Бойцы с восхищением смотрели на старика.

- Здесь еще одна небольшая скала, а за ней долина, - вскоре сообщил сверху проводник.

- Снять всем ремни и вязать из них лестницы, - приказал капитан. Ременные лестницы привязывались к веревке проводника. Он их на скале укреплял, а затем опускал к отряду.

Москалец первым увидел долину и то, что предстало перед глазами, поразило его. Вся она была усыпана трупами немцев. Между трупами ползли вперед солдаты. A по ним откуда-то бил станковый пулемет. У немцев тоже стреляли пулеметы и минометы. По правой скалистой стороне долины немцы на себе тащили небольшую горную пушку.

- Во-время мы подошли. Вот молодцы пулеметчики! - восхищался капитан. Он тут же отдал ротам приказ. Отряд располагался выше немцев. Его вступление в бой будет внезапным. Эти два фактора в горном бою имеют решающее значение. Бойцы быстро установили минометы и пулеметы. Рота младшего политрука Попова стала заходить немцам в тыл. Неожиданно и для немцев и для пулеметчика Евсеева ударили пулеметы и минометы, автоматы и винтовки.

К ночи бой в долине был закончен. Утром в ней насчитали 718 немецких трупов. А через несколько дней бойцы узнали, что командир роты Прошак, открывший немцам дорогу в начале боя, военным трибуналом приговорен к расстрелу, как трус и предатель. // Батальонный комиссар П.Трояновский. СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ.

______________________________________________
И.Эренбург: Справедливость* ("Красная звезда", СССР)
М.Ротченко: О советских ассах* ("Красная звезда", СССР)
Н.Журавлев: Потери немецкой авиации ("Красная звезда", СССР)
Д.Грендаль: Потери немецкой авиации в кадрах ("Красная звезда", СССР)
П.Стефановский: Самолетный парк фашистской Германии ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №222 (5286), 20 сентября 1942 года

осень 1942, сентябрь 1942, П.Трояновский, немецкая авиация, газета «Красная звезда», 1942

Previous post Next post
Up