Василий Гроссман. Сталинградское наступление

Feb 19, 2017 13:42


В.Гроссман || « Красная звезда» №282, 1 декабря 1942 года

Наступление наших войск под Сталинградом и на Центральном фронте продолжается. В ходе боев немцы несут большие потери в людях и технике.

Воины Красной Армии! Смело и решительно преодолевайте сопротивление врага, наносите ему сокрушительные удары!

# Все статьи за 1 декабря 1942 года.




По Волге идет лед. Льдины шуршат, сталкиваясь, крошатся, лезут друг на дружку. Этот сухой, напоминающий шуршанье песка шопот слышен за много саженей от берега. Река почти вся сплошь покрыта льдом, лишь изредка в белой широкой ленте, плывущей среди темных бесснежных берегов, видны пятна воды. Белый волжский лед несет на себе стволы деревьев, бревна. Вот на ледяном холме сидит насупившись большой черный ворон. Вчера здесь проплыл мертвый краснофлотец в полосатой тельняшке. Матросы с грузового парохода сняли его. Мертвый примерз ко льду. Его с трудом оторвали. Он словно не хотел уходить с Волги, где воевал и погиб.

Странно выглядят волжские пароходы и баржи среди льдов. Ветер подхватывает черный дым пароходных труб, стелет его над рекой и рвет в клочья на поднимающихся дыбом льдинах. Тупые, широкие носы баржей медленно подминают под себя светлую ленту; темная вода за кормой снова покрывается идущим от Сталинграда льдом. Никогда еще в такую позднюю пору не работали волжские пароходы. «Это наша первая полярная навигация», - говорит капитан буксирного парохода. Нелегко работать во льдах, часто рвутся буксирные канаты, матросы рубят молотами тяжелые тросы, балансируя, перебегают по зыбким колеблющимся льдинам. Капитан с длинными седыми усами, с темнокрасным от ветра лицом кричит осипшим голосом в рупор. Пароход, покряхтывая от напряжения, подбирается к затертой льдом барже. Но день и ночь работает эта переправа - везут баржи боеприпасы, танки, хлеб, лошадей, и если грозная переправа, переправа огня там наверху, у города, обеспечивает сталинградскую оборону, то эта, нижняя переправа обеспечивает сталинградское наступление.

Девяносто дней штурмовали немцы дома и улицы, заводы и сады Сталинграда. Девяносто дней отражали наши дивизии невиданный натиск тысяч немецких орудий, танков, самолетов. Сотни жестоких атак выдержали бойцы Родимцева, Горохова, Гуртьева, Сараева. Их волей, их железными сердцами, их большой кровью отбивал Сталинград натиск врага. Все тесней сжималось кольцо вокруг нашей обороны, все трудней становилась связь с луговым берегом, все упорнее становились удары. Тяжелым месяцем в обороне города был август. Тяжелее было в сентябре, еще бешеней стал напор немцев в дни октября. Казалось, нехватит человеческих сил, чтобы устоять в огне, бушевавшем над городом. Но красноармейцы выдержали - может быть для этого понадобились сверхчеловеческие силы. Но нашлись в грозный час в нашем народе эти сверхчеловеческие силы. Рубеж волжской обороны не был пройден врагом. Пусть же наше наступление будет достойно сталинградской обороны, пусть оно будет живым, грозным огневым памятником тем, кто пал, обороняя Волгу, Сталинград.

Когда мы переправлялись через Волгу, мимо нас пароходы буксировали баржи, полные пленных. Они стояли в худых зеленых шинелишках, в белых высоких шапках и, притоптывая ногами, терли замерзшие руки. «Вот они и увидели Волгу», - говорили матросы. Пленные угрюмо смотрели на воду, на шуршащий лед, и по лицам их было видно, что мысли у них невеселые, как эта черная зимняя вода. Все дороги к Волге полны пленных - их видно издалека на ровном просторе темной, бесснежной степи. Идут колонны по 200-300 человек, идут небольшие партии в 20-50 пленных. Медленно, отражая своим движением все изгибы степного проселка, движется колонна, растянувшаяся на несколько километров. В ней свыше 3.000 пленных. Эту огромную толпу конвоируют несколько десятков бойцов. Отряд в 200 человек идет обычно под охраной двух-трех бойцов. Пленные шагают старательно, некоторые отряды даже держат равнение, идут в ногу. Некоторые пленные довольно хорошо говорят по-русски. Они кричат: «Войны не надо, домой надо, конец Гитлеру». И конвоиры, усмехаясь, говорят: «Как вышли наши танки им в тыл да все дороги перерезали, так закричали сразу - войны не надо, а раньше небось не кричали, стреляли да в деревнях стариков пороли». А пленные все движутся, движутся, едут толпами, погромыхивая котелками, флягами, подпоясанные веревками, кусками проволоки, накинув на плечи пестрые одеяла.

N соединение начало наступление туманным утром. Был легкий морозец. Тишина, которая в тумане кажется особенно совершенной, в назначенную минуту сменилась ревом пушек, протяжным и грозным гулом гвардейских минометных батарей. И едва замолкла канонада, как из тумана появились наши танки. Тяжелые машины стремительно взбирались на крутые склоны холмов, пехотинцы сидели на танках, бежали следом за ними. Туман скрывал движение машин и людей, с наблюдательного пункта были видны лишь мутные вспышки орудийной стрельбы. Центральную высоту штурмовал батальон лейтенанта Бабаева. Первыми ворвались на гребень высоты заместитель Бабаева лейтенант Матусовский, лейтенанты Макаров и Елкин, бойцы Власов, Фомин и Додохин. Старший сержант Кондрашов ворвался во вражеский дот и прикладом винтовки стал бить пулеметчиков. Немцы подняли руки.

Когда туман рассеялся, с командного пункта видно было, что центральная высота от низа до самого гребня колышется движением серых русских шинелей. Одно за другим замолкали тяжелые вражеские орудия, стоявшие в лощинах и на обратных скатах холмов. И когда зазуммерили полевые телефоны, когда связные прибежали с донесениями от командиров рот и батальонов о том, что три господствующие высоты взяты штурмом нашей пехотой, в прорыв двинулись танковые и моторизованные полки. Мы едем по следам наступавших танков. Вдоль дорог лежат трупы убитых врагов, брошенные орудия, замаскированные сухой степной травой, смотрят на восток. Лошади бродят в балках, волоча за собой обрубленные постромки, разбитые снарядами машины дымятся сизыми дымками, на дорогах валяются каски, гранаты, патроны.




Коричневая степная земля стала кирпично-красной от крови. Поток пленных не иссякает. Их обыскивают раньше, чем отправить в тыл. Смешно и жалко выглядят груды деревенских бабьих вещей, которые обнаруживаются в мешках и карманах этих ворюг. Тут и старушечьи платки, и сережки, и нижнее белье, и юбки, и детские пеленки, и пестрые девичьи кофты. У одного солдата нашли 22 пары шерстяных чулок, у другого - четыре пары совершенно рваных женских галош. Чем дальше мы едем, тем больше брошенных машин, пушек. Все чаще встречаются едущие в тыл трофейные машины. Тут и грузовики, и изящные малолитражки, и бронированные транспортеры, и штабные машины. Мы в’езжаем в Абганерово. Старуха-крестьянка рассказывает нам о трехмесячном пребывании оккупантов:

- Пусто у нас стало. Курица не заквохчет, петух не закричит. Ни одной коровы не осталось. Некого утром выгонять, некого вечером встречать. Всё подчистую грабители эти подобрали. Мы громко разговаривать отучились, все шопотом, а чуть что голосом скажешь, сейчас из хаты гонят, да еще по шее накладут. Всех стариков, поди, у нас перепороли - тот на работу не вышел, тот зерна не сдал. В Плодовитой, там старосту четыре раза пороли, сына моего калеку угнали, с ним девочка и мальчонка. Вот четвертый день плачем. Нет их и нет.

Станция Абганерово вся полна захваченных трофеев. Тут стоят десятки тяжелых пушек и сотни полевых орудий. Их обращенные в разные стороны стволы словно растерянно озираются, длинными вереницами стоят захваченные автомобили с эмблемами дивизий. Станционные пути забиты захваченными нами эшелонами. На сборных товарных составах можно прочесть названия многих городов и стран, захваченных гитлеровцами. Тут и французские, и бельгийские вагоны, и польские, но на каком бы языке ни была сделана надпись, на каждом вагоне жирно выпечатан черный имперский орел - символ рабства и насилия. Стоят эшелоны, груженные мукой, кукурузой, минами, снарядами, вагоны с эрзац-валенками, с технической аппаратурой, с прожекторами. Жалко и нище выглядят санитарные теплушки с наспех сколоченными нарами, покрытыми грязным тряпьем. Бойцы, покряхтывая, выносят из вагонов бумажные мешки с мукой, укладывают их на грузовики.

Вечером мы продолжаем наш путь. Идут войска, колышутся черные противотанковые ружья, стремительно проносятся пушки, буксируемые маленькими сильными автомобилями. С тяжелым гуденьем идут танки, на рысях проходят кавалерийские полки. Холодный ветер, неся пыль и сухую снежную крупу, с воем носится над степью, бьет в лицо. Лица красноармейцев стали бронзово-красные от жестокого зимнего ветра. Не легко воевать в эту погоду, проводить долгие зимние ночи в степи под этим ледяным всепроникающим ветром, но люди идут бодро, подняв головы, идут с песней.

Это сталинградское наступление.

Настроение армии исключительно хорошо. Все - от генералов до рядовых бойцов - живут ощущением великой ответственности, великого значения происходящего. Дух суровой, трезвой деловитости лежит на всех действиях и поступках командиров. В штабах не знают отдыха, исчезло понятие дня и ночи. Высшие командиры и начальники штабов работают четко, серьезно, напряженно. Слышны негромкие голоса, отдающие короткие приказания. В штабах царит подтянутая деловитость. Успех велик, успех несомненен, но все живут одной мыслью - враг окружен, ему нельзя дать уйти, его нужно уничтожить. Этой ответственной и трудной задаче посвящены вся жизнь, каждое дыхание людей Сталинградского фронта. Не должно быть ни тени легкомыслия, преждевременного успокоения. Мы верим, что сталинградское наступление будет достойно великой сталинградской обороны. // Василий Гроссман. АБГАНЕРОВО. 30 ноября. (По телеграфу).

*****************************************************************************************************************
СЕВЕРО-ЗАПАДНЕЕ СТАЛИНГРАДА. 1. Военная техника противника, разгромленная нашими войсками. 2. Бойцы части, которой командует полковник Шехтман, занимают населенный пункт.

Снимки спец.фотокорр. фотохроники ТАСС Э.Евзерихина






*****************************************************************************************************************
АНТИФАШИСТСКИЙ МИТИНГ РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ И ЛИТЕРАТУРЫ

29 ноября в Москве в Колонном зале Дома Союзов состоялся антифашистский митинг работников искусств и литературы.

На митинг собралось более двух тысяч представителей русской, украинской, белорусской, азербайджанской, грузинской художественной интеллигенции. Бурной овацией встречают собравшиеся предложение избрать в почетный президиум товарищей Сталина, Молотова, Ворошилова, Кагановича, Калинина, Андреева, Микояна, Жданова, Хрущева, Берия, Шверника, Маленкова, Щербакова, Вознесенского.

Митинг открыл писатель академик А.Н.Толстой.

На митинге выступали: заслуженный деятель искусств РСФСР композитор Д.Д.Шостакович, президент Академии архитектуры В.А.Веснин, народная артистка СССР В.В.Барсова, заслуженный деятель искусств РСФСР художник А.М.Герасимов, председатель Комитета по делам искусств при СНК СССР М.Б.Храпченко, народный артист СССР И.М.Москвин, украинский писатель Микола Бажан, народный артист РСФСР Н.К.Черкасов, народная артистка СССР Л.П.Александровская, азербайджанский писатель Самед Вургун, заслуженный деятель искусств РСФСР, кинорежиссер И.А.Пырьев, заслуженный деятель искусств УССР А.П.Довженко, народный артист РСФСР И.Я.Судаков.




- Много горя принес человечеству фашизм, - говорит в своем выступлении Шостакович. - Задачей всего человечества является полное его уничтожение и создание таких условий жизни, при которых фашизм ни при каких обстоятельствах не мог бы возродиться.

Гитлеризм - враг искусства. Он несет человечеству рабство, голод, смерть. А искусство не может существовать там, где человечество порабощено, где человеческое достоинство попрано, где человек сведен к положению раба. Так неужели же мы, работники искусства, можем равнодушно взирать, как жестокий вандал наступает на горло нашим музам? Не бывать этому!

Обвинительным актом фашистским громилам прозвучала речь В.А.Веснина:

- Летом этого года мне пришлось побывать в Истре. Я направился к таким знакомым мне стенам Ново-Иерусалимского монастыря, и еще издали передо мной развернулось зрелище, наполнившее меня болью и ужасом: замечательный собор, этот уникальный памятник русского зодчества, стоял обезглавленный.

Русское зодчество представляет собою величайший вклад в мировую художественную культуру. На протяжении многих веков русский народ создал архитектурные ценности, вошедшие в золотой фонд человеческой культуры. Разрушая памятники русской архитектуры, немецкие захватчики поднимают преступную руку не только на священное достояние русского народа, но и на одно из высоких проявлений мировой культуры всех времен и народов.

Кара не за горами, возмездие будет сурово! Ее не избежать ни Гитлеру, ни его гнусным приспешникам!

С волнением слушают собравшиеся рассказ народной артистки СССР Л.Александровской о зверствах, чинимых гитлеровцами на ее родине - Белоруссии.

- Наша родная Белоруссия разоряется немецкими оккупантами. Минск и Брест, Гомель и Витебск, Могилев и Орша, Гродно и Полоцк превращены в развалины. У нас была Белорусская Академия наук. В Минске был университетский городок, которым мы так гордились. В Минске была государственная библиотека имени Ленина с двухмиллионным книжным фондом. У нас было 32 театра, тысячи школ и дворцов пионеров. Все это уничтожено гитлеровцами и превращено в пепелище. Немецкие палачи физически истребили больше 700 тысяч белоруссов. Огромное количество белорусских мужчин и женщин они угнали в Германию на каторжные работы. Белорусская интеллигенция осталась верной своей великой родине, своей партии Ленина-Сталина. В дни отечественной войны белорусские писатели создали новые художественные произведения. Белорусские композиторы написали новые симфонии и песни. Все лучшее, что создано белорусской культурой, служит фронту. Добрые вести идут со Сталинградского и Центрального фронтов. Немец уже почувствовал, что значит воевать с великой и непобедимой Россией. Сбываются пророческие слова нашего Сталина: «Будет и на нашей улице праздник». Сбудутся наши надежды на скорое освобождение родной Белоруссии.

С яркой речью выступает азербайджанский поэт Самед Вургун:

- Немецкие империалисты грабят и воруют культурные ценности братских народов Украины, Белоруссии и великого русского народа. Многовековая русская культура, передовая культура народов нашей страны сыграла и сыграет огромную и благородную роль в развитии национальных культур, в том числе азербайджанской.

Фашистские палачи жадно стремятся к богатствам народов Кавказа, хотят разворовать и уничтожить их культурные ценности, как уничтожили они священное наследие Льва Толстого, Чайковского, Тараса Шевченко.

Красная Армия, сыны свободолюбивого Кавказа - азербайджанцы, грузины, армяне и другие народы не отдадут Кавказ на поругание и разорение фашистским варварам.

Пламенная ненависть и гнев против немецких захватчиков звучит в речи кинорежиссера и писателя Александра Довженко, который восклицает: Как бы нам ни было трудно, как бы ни было горько, не долго гулять грабителям по нашей земле! Никогда им не погасить свет в душе нашего народа. Мы верим в нашу победу, как в историческую неизбежность, и эта вера никогда не оставит нас.

С исключительным воодушевлением участники митинга приняли приветствие товарищу Сталину. В течение нескольких минут в зале не умолкали бурные аплодисменты. Гремела овация в честь великого вождя советского народа.

- Мы даем Вам слово, товарищ Сталин, - говорится в приветствии, - создавать все новые и новые художественные произведения, которые будут воодушевлять наш народ на беспощадную борьбу с фашистскими оккупантами, звать его на священную борьбу до конца, до победы. Перед лицом мирового общественного мнения мы раскроем подлую сущность фашистских изуверов и грабителей. Мы, очевидцы и участники этой борьбы, сделаем все, чтобы она окончилась победоносно, чтобы в художественных произведениях воспеть славу и подвиги героев и сказать нашим соратникам, нашим потомкам правду о великих днях борьбы.

С большим под’емом было принято обращение к художественной интеллигенции всех свободолюбивых стран мира.

- Участники антифашистского митинга советской художественной интеллигенции, - говорится в обращении, - призывают художественную интеллигенцию всех свободолюбивых стран итти в первых рядах борцов против фашизма, помогать народу и армиям своих стран в борьбе, великой силой художественных образов подымать все новые и новые ряды борцов для ускорения нашей общей победы.

В адрес митинга поступили многочисленные приветствия из-за границы, в том числе от Голливудской организации писателей, Чикагского общества культурной связи с СССР, Британской ассоциации развития наук, Лондонского общества культурной связи с СССР, от представителей шведской интеллигенции и т.д.

Митинг транслировался по радио. (ТАСС).

________________________________________________
В.Гроссман: Сталинградская быль ("Красная звезда", СССР)
В.Гроссман: Сталинградская битва ("Красная звезда", СССР)**
В.Гроссман: Сталинградская армия ("Красная звезда", СССР)**
В.Гроссман: Сталинградская переправа ("Красная звезда", СССР)
В.Гроссман: Направление главного удара ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №282 (5346), 1 декабря 1942 года

декабрь 1942, зима 1942, битва за Сталинград, газета «Красная звезда», 1942, Э.Евзерихин

Previous post Next post
Up