За Одером

Feb 15, 2020 03:19


К.Буковский || « Красная звезда» №38, 15 февраля 1945 года

Войска 1-го Украинского фронта с боем овладели городами немецкой Силезии Нейштедтель, Нейзальц, Фрейштадт, Шпроттау, Гольдберг, Яуер, Штригау. Войска 1-го Белорусского фронта, сломив сопротивление окруженной группировки противника, штурмом овладели городом Шнайдемюль.

# Все статьи за 15 февраля 1945 года.

(От специального корреспондента «Красной звезды»)




Мы видели, как переправлялись через Одер советские танки. В морозный зимний день, сбросив комбинезоны и засучив промасленные рукава гимнастерок, танкисты валили деревья, обрубали с них сучья и ветви, скатывали к берегу. Изредка в лес залетали немецкие снаряды. Танкисты ложились на снег, чтобы укрыться от осколков, потом поднимались и снова брались за топоры.

Было трудно понять, что они затевают. На строительство моста было непохоже, потому что на реке не имелось никаких свай. Вязать плоты зимой как будто бессмысленно, да и какой плот мог выдержать махину тяжелого танка. Река только что застыла, толщина льда была самая неподходящая. Для плота его надо было взрывать, а просто пройти по льду не рисковала даже пехота. Зыбкая корка угрожающе трещала и гнулась под тяжестью одного человека.

Пехота, впрочем, приловчилась. Она придумала что-то среднее между плотом и мостом, настилая на ломкий лед легкое, только чтобы проползти, покрытие. Называлось это штурмовым мостиком. Риск угодить на дно уменьшался не намного, но для глаз человека создавалась какая-то видимость переправы. Вот по этой «видимости», разрушаемой к тому же немецкими снарядами, и перебирались один за другим на вражеский берег стрелковые батальоны.

За рекой пехота сразу же вступала в бой. Немцы подбрасывали на Одер свежие дивизии. По железным дорогам из глубины Германии и даже из Голландии, по рокадной автостраде двигались к Одеру немецкие танки. Они поспешно выгружались на ближних станциях и, еще не видя противника, с хода открывали огонь по переправам.

Ясно было, что наши отважные пехотинцы в лучшем случае смогут только удержать то, что уже захвачено на вражеском берегу. Но чтобы продвинуться вперед и расширить захваченное, требовалось прибавить к человеческой смелости и умению пробивную силу брони. Лихорадочная работа танкистов в лесу была живым выражением того нетерпения, с каким стремились они помочь пехотинцам в трудной борьбе.

Смысл этой работы стал понятен, когда танкисты приволокли на берег два больших неуклюжих баркаса. Обрубив у берега лед, они спустили баркасы на воду. Бревна пошли на помост. Получилось, как и у пехотинцев, - не плот и не паром. Но именно это неопределенное сооружение больше всего отвечало условиям, в которых приходилось форсировать Одер. До вражеского берега было немногим больше ста метров. Танкисты рассчитывали обойтись без каната, обрубая впереди себя лед и двигаясь по стенкам ледяного коридора.

Всё было готово к отплытию. Подобие парома покачивалось у берега. Оставалось поставить танк на помост. «Броненосец!» - шутили танкисты, но втайне побаивались за исход своей затеи. Громоздкое, но крайне шаткое сооружение могло легко опрокинуться или просто пойти вместе с танком ко дну. Вот оно грузно осело в воду под тяжестью танка. Борта баркасов зачерпнули из реки ледяное крошево. Танкисты переглянулись. Но, поколебавшись с минуту, сооружение осталось на поверхности. Танкисты открыли «ледовый рейс».

...Так создавались за Одером первые плацдармы. Вначале это были буквально пятачки. Немцы обрушивали на них снаряды, перепахивали бомбами, простреливали насквозь пулеметным огнем. Но батальоны зарывались в землю в захваченных траншеях, и никакая сила не могла выбить их оттуда и отбросить назад, через реку.

Просидел батальон за Одером ночь. А утром, глядишь, появлялась на пятачке переплывшая на бревнах полковая пушка. В траншею рядом со стрелком ложился бронебойщик. Минометчики перетягивали веревками по льду свои «чугунные тарелки». Самоходное орудие, выгруженное из «ноева ковчега», грузно переваливалось через береговую дамбу и вытягивало свой длинный хобот навстречу танкам противника. Подкрепленная техникой, пехота находила в себе новую силу и вставала из траншей в атаку. Пятачок рос, соединялся с другими такими же пятачками, и всё это превращалось уже в плацдарм.

Вот прошло два дня с того раннего морозного утра, когда батальон капитана Мирошниченко переполз по тонкому настилу штурмового мостика через Одер и окопался у каменоломни возле немецкого местечка. Но за плечами батальона уже кипела на реке большая работа. Звенели топоры, визжали железные пилы, гремели цепи спускаемых на воду понтонов. В это время бойцы смотрели вперед и целились, ловя на мушку ползущих по снегу немцев.

Наконец батальон вздохнул свободней. Рядом с ним и впереди уже развертывались в цепи, перебегали через открытое поле, ползли по высокой железнодорожной насыпи соседние батальоны. Откуда-то издалека ветер донес негромкое «ура». Это по другую сторону местечка, на другом пятачке, накопившаяся там стрелковая часть атаковала немецкое село в трех километрах от Одера.

Стоящее над Одером местечко с двумя кирками, вокзалом, ровными, спускающимися к самой реке улицами, с каменоломнями на берегу было занято крупным немецким гарнизоном. Здесь было что-то вроде небольшой крепости на фланге вражеской обороны. Два полка пехоты с артиллерией и самоходными установками сидели в местечке, преграждая путь нашим войскам за Одер. Но пятачки русских по обе стороны крепости вытягивались длинными языками на запад и сходились за железной дорогой, грозя раздавить местечко со всем, что в нем находилось. Немецкий гарнизон погиб в этом смертном об’ятии, а пятачки слились в один широкий, просторный плацдарм, на который хлынули через Одер советские дивизии.

В те же дни в другом месте за Одером шел напряженный танковый бой. Тут плацдарм был захвачен раньше. С рассветом по мостам, наведенным саперами, на него вышли наши танковые бригады и укрылись в лесах, в пустых немецких селениях. Пока танки переправлялись, немцы развернули перед южным выступом плацдарма свежую танковую дивизию. Свыше ста вражеских танков и бронемашин обрушилось на позиции нашей стрелковой части. Они стремились прорваться к переправам, вломиться клином к городу, где сидел большой, окруженный нашими войсками, немецкий гарнизон, рассчитывая соединиться с ним и расколоть на двое наш плацдарм.

Но тут во-время вмешались наши танки, и то, что немцам казалось клином, стало для них мешком, превратилось в поражение. Немецкую танковую дивизию зажали в клещи. Отдельные танки, вырываясь, наскакивали на боевые порядки нашей пехоты. Для одного танка - это верная гибель. Пехота окружает его, и чья-нибудь удачливая граната наверняка угодит танку в брюхо. Не успело погаснуть солнце за лесом, как на полях вокруг небольшого селения уже горело 18 немецких танков и бронемашин с развороченными башнями. Остальные бились в мешке, не находя выхода.

Теперь бои за Одером уже далеко отодвинулись на юг и на запад. Наши войска овладели сегодня городами немецкой Силезии - Нейштедтель, Нейзальц, Фрейштадт, Шпроттау, Гольдберг, Яуер, Штригау. А через Одер по прочным мостам проходят всё новые и новые части. Танкисты, артиллеристы, пехотинцы спешат на предназначенные для них участки развивающегося наступления. Над лесом идут самолеты. Туда же, за Одер. Бомбить немцев на немецкой земле. // К.Буковский.

*****************************************************************************************************************
БОЙЦЫ ОФИЦЕРА АНДРЕЕВА ЗАХВАТИЛИ НЕПРИЯТЕЛЬСКОЕ ЗНАМЯ

4-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 14 февраля. (По телеграфу от наш. корр.). Наступая вдоль железнодорожного полотна, батальон майора Андреева получил приказ овладеть селом, занятым противником. Направляющая рота скрытно накопилась в роще и с наступлением темноты поднялась в атаку, поддержанная интенсивным огнем артиллерии и станковых пулеметов.

Внезапность удара ошеломила врага. В его рядах возникло замешательство. Нашим бойцам быстро удалось захватить окраинные строения. Однако вскоре неприятель опомнился. Засевшие в домах гитлеровцы стали отчаянно сопротивляться, переходя мелкими группами в контратаки. Особенно упорно сопротивлялся гарнизон дома с цинковой крышей.

Помощник командира взвода старший сержант Николай Мазуха с группой отважных бойцов подполз к дому вплотную. Тотчас же в окна здания полетели гранаты. Едва смолк грохот разрывов, как Мазуха с автоматом наготове проник в дом. На полу валялись пять убитых немцев, а в углу стояло знамя разгромленной немецкой части. Оно досталось нашим бойцам в качестве трофея.

В коротком ночном бою село было полностью очищено от врага.

☆ ☆ ☆

Подарок снайперу Бондаренко

2-й ПРИБАЛТИЙСКИЙ ФРОНТ, 14 февраля. (По телеграфу от наш. корр.). Колхозники села Маковское Красноярского края с гордостью говорят о своем земляке - знатном снайпере Тимофее Бондаренко, истребившем сотни немцев. Они пишут ему письма, посылают подарки. Недавно Бондаренко получил подарок и от своей жены.

Некоторое время назад командир подразделения, в котором служит Бондаренко, получил телеграмму: «Мария Николаевна Бондаренко из села Маковского Енисейского района Красноярского края внесла в фонд обороны тысячу рублей на приобретение снайперской винтовки. В письме на имя Наркома Обороны Маршала Советского Союза товарища Сталина она просит винтовку передать ее мужу снайперу Бондаренко Тимофею Герасимовичу. Нарком Обороны Маршал Советского Союза товарищ Сталин просьбу Бондаренко М.Н. удовлетворил».

На-днях командир части перед строем вручил снайперу Бондаренко именную винтовку №4984 с надписью на металлической табличке: «Снайперу Т.Г.Бондаренко. Стреляй метко в врага. От жены Марии».

☆ ☆ ☆

ОДИН ПРОТИВ ПЯТИ

4-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 14 февраля. (По телеграфу от наш. корр.). Во время штурма сильно укрепленных позиций противника вновь отличился знатный воин кавалер двух степеней ордена Славы красноармеец Приходько. Обстановка сложилась так, что Приходько столкнулся с пятью гитлеровцами. Всё зависело от того, кто раньше даст автоматную очередь, быстрее швырнет гранату,

Советский боец опередил врага. Он дал несколько очередей и мгновенно метнул две гранаты. Четыре немца были убиты, пятого Приходько захватил в плен.

☆ ☆ ☆

ЖУРНАЛ «ВОЕННЫЙ ВЕСТНИК» №1

Вышел из печати №1 журнала «Военный вестник». В разделе «Тактика» напечатаны статьи старшего лейтенанта А.Павлова «Разведка на лыжах в тылу врага», гвардии майора В.Крысина «Окружение и уничтожение противника меньшими силами», подполковника Ф.Савицкого «Марш-маневр по азимуту в карельских лесах», полковника К.Ревина «Методика выработки решения на бой» и др.

В разделе «Вопросы воинского воспитания» помещена статья подполковника М.Зотова «О чуткости офицера и его общении с подчиненными». Раздел «Боевая подготовка» открывается статьей полковника В.Алексеева «Как проводить занятия по изучению материальной части оружия в роте». Кроме нее в этом разделе напечатаны статьи майора А.Нестерова «Тактическое учение с боевой стрельбой», генерал-лейтенанта Г.Морозова «Инструкторско-методическое занятие с сержантами по обучению приемам изготовки к стрельбе».

В разделе «Тактика и техника врага» напечатаны статьи майора И.Игнатова «Тактические приемы отступающего противника» и майора В.Мелентьева «Оборона немцами укрепленных хуторов».

________________________________________
Победа на Одере || «Известия» №31, 7 февраля 1945 года
От Волги до Одера || «Красная звезда» №27, 2 февраля 1945 года
С.Кирсанов: Одер || «Красная звезда» №39, 16 февраля 1945 года
Б.Полевой: Встреча на Одере* || «Правда» №31, 5 февраля 1945 года
Б.Полевой: Половодье на Одере || «Правда» №37, 12 февраля 1945 года
Б.Монастырский: Бои за Одером || «Красная звезда» №36, 13 февраля 1945 года

Газета «Красная Звезда» №38 (6026), 15 февраля 1945 года

февраль 1945, зима 1945, газета «Красная звезда», 1945

Previous post Next post
Up