Николай Тихонов. На историческом рубеже

Jan 27, 2020 18:53

Н.Тихонов || «Вечерняя Москва» №22, 27 января 1945 года

Восточно-Прусская группировка немцев отрезана от центральных районов Германии. Наши войска прорвались к побережью Данцигской бухты, заняли важные опорные пункты немцев в Восточной Пруссии и крупный центр промышленного района немецкой Силезии город Гинденбург. За время с 12 по 24 января немецкая армия потеряла свыше 295.000 солдат и офицеров убитыми и пленными - 86 330. Нами захвачены огромные трофеи.

Слава героической Красной Армии, одерживающей блистательные победы в величайшем наступлении!

# Все статьи за 27 января 1945 года.




Во время длительной осады родина учредила ленинградцам выдающуюся награду за мужество и отвагу - медаль, на которой выбито: «За оборону Ленинграда». Это признание исторических заслуг ленинградцев перед отечеством.

Сегодня Ленинград - первым из городов-героев Великой Отечественной войны получил высшую награду за великую победу, одержанную им над гитлеровскими полчищами, - орден Ленина. Новой радостью забьется сердце великого города. В историю свою вписал он славные страницы, и на его неприступных бастионах рядом с орденом боевого Красного Знамени будет красоваться орден Ленина, прекрасный знак памяти бессмертных дней борьбы и победы. Сегодня ликует снова город на Неве. Сегодня вспоминает он недавние дни, когда громил он врага на-смерть под своими стенами.

Год назад пал немецкий «Восточный вал» под Ленинградом. Прахом легли немецкие полки, окружавшие твердыню на Неве. Огромные орудия, из которых враг старался уничтожить город и его население, достались победоносным войскам Ленинградского фронта.

Прошло лето, и трава покрыла немецкие окопы, развалины блиндажей, пушки, стоявшие в полях. Прошел год, и великий город вспоминает свое освобождение с чувством величайшего удовлетворения.

По дорогам Восточной Пруссии идут бойцы Красной Армии. Уже в Кенигсберге слышен гром наших орудий. Уже в родовых имениях немецкой феодальной знати гудят моторы наших танков. Уже на Танненбергских полях лежат груды трупов фашистских псов-рыцарей, стремившихся на Восток, лежат, как пятьсот тридцать пять лет назад лежали трупы тевтонских грабителей, уничтоженных силами славянских народов.

Мы ничего не забыли: ни жестоких битв осени сорок первого года, когда кольцо пожаров оцепило Ленинград, ни безумной зимы, подобной которой не знал ни один город мира, ни страданий ленинградцев, ни детских тел, разорванных снарядами, ничего из длинного списка фашистских злодеяний.

До сих пор многим, особенно далеким, наблюдателям может показаться чудом то, что́ произошло под Ленинградом, когда, после стольких месяцев непрерывного сопротивления, город победил врага, считавшего себя непобедимым.

Но об’яснение и проще и глубже. Советский человек уничтожил немецкого вурдалака. Когда вильгельмовская Германия проиграла первую мировую войну, немецкий историк тех дней писал: «Кончена жестокая азартная игра железом и кровью. Конец мечте о германской мировой великодержавности». И в те же дни старый волк прусского милитаризма Гинденбург восклицал в яростной меланхолии: «Вырастет снова скала, на которую возлагали надежды наши отцы и на которой нашими силами пятьдесят лет тому назад было воздвигнуто будущее нашего отечества: германская империя... С этим упованием и с надеждой на тебя, немецкое юношество, - я кладу перо!».

Гитлер продолжил дело старого людоеда. Он воспитал это немецкое юношество по своему образцу, налепив ему на рукава череп и кости и бросив его на новые завоевания. Третья империя хотела поглотить мир.

Мы помним этих немцев - этих гофманов, шмиттов, мюллеров, которые шли на Ленинград. Мы видели, чтó писали они из-под стен великого города и чтó писали им из Германии. Это была переписка разбойников с разбойничьими семьями, которым посылались окровавленные вещи, дворцовый фарфор, краденые одеяла, всё, что, как саранча, подбирала гитлеровская орда. Иные из них мечтали поселиться в красивой местности, называемой Сиверская или Луга, иные писали стихи об обстрелах города: «Все увеличивается горе русских. С каждым днем уменьшается число зданий». «Над крышами Ленинграда будут развеваться знамена Райха».

Полицейские, воры и убийцы готовились к кровавой резне. Не только юноши, о которых думал Гинденбург, а немцы всех возрастов примчались на триумф фашистской силы. Но триумф не состоялся.




Больше миллиона немцев - убитых, раненых и пленных - вырвал из рядов гитлеровской армии Ленинград. Фашисты - каторжники, предатели и бандиты 22 национальностей были пригнаны на пополнение Гитлером в окопы под Пулковом, на Неву, в развалины Урицка, в болота Мги и Синявина. Все воровские «легионы» прошли под нашим огнем. Ленинград стал трибуналом, выносившим каторжникам Европы высшую меру. И он очистил землю от тысяч мерзавцев, за что свободолюбивые народы должны быть ему благодарны.

Под Ленинградом не было чуда. Была жестокая, смертельная борьба. Были уверенность и расчет, уменье и жажда мести. Во всем победил Ленинград.

Ленинград остановил Гитлера, обескровил его орду, уничтожил ее. Великий коллектив Ленинграда показал, на что способны большевики во главе непобедимого народа. Красная Армия, выполняя план Сталина, разгромила неприступные укрепления, прогнала прославленных прусских генералов, дала пощечину главному палачу, про которого говорят, что у него обыкновение в случае неудачи бросаться на пол и грызть ковер в исступлении. Он сожрал в этот раз много шерсти, когда получил известие о разгроме под Ленинградом.

image Click to view



А Гинденбург и его начальник штаба Гофман, первый набросавший план похода на Ленинград, - они сейчас переворачиваются с боку на бок в своих гробах, слыша шаг наших полков по земле их родовых вотчин, которые они считали недостижимыми для бедствий войны. Теперь пламя мести пожирает их вековые берлоги, и в громе штурмующих батальонов слышны шаги Ленинграда. Ленинград пришел в Восточную Пруссию, в прусскую Силезию, он стучится в ворота Бреслау, Кенигсберга и Данцига.

Он еще не кончил свой поход. Вместе с другими мстителями он пройдет огненным ураганом по проклятой земле, где все человеческое было обречено на уничтожение, где воспитывались палачи и тюремщики для всего мира.

И когда в грозе справедливого правосудия будут рассыпаться разбойничьи гнезда, в мирном, трудовом Ленинграде советские люди скажут с облегченным сердцем: есть правда на земле!

Чуда под Ленинградом не было. Была великая победа. Но народ Ленинграда чудесен. Он сражался и победил самого страшного врага. Теперь он работает для фронта, для окончательной победы. Он сражался темной ночью осады, он видел зарю освобождения, он увидит и солнце бессмертной славы, триумф всего советского народа на развалинах Берлина. // Николай Тихонов.

************************************************************************************************************
Ленинград салютует войскам Красной Армии.

Фото Мих. Грачева.



☆ ☆ ☆

Ленинград

На Запад дорогой геройской
Идет через горы преград
Советское славное войско
С путевкой твоей, Ленинград!

Оно обучалось отваге
У стен неприступных твоих…
Колышутся невские флаги
В балтийских просторах морских.

Сияют над прусской равниной
Полотна знакомых знамен.
Тобой их полет лебединый
У Нарвских ворот освящен.

Давно ли зимою метельной
Тебе возвещали беду
Враги из разрушенной Стрельны,
C дворцов в Петергофском саду?…

Ты выдержал голод и холод,
И мрак, и огонь превозмог,
Великого Ленина город,
Октябрьской победы исток.

За слезы, что пролили дети,
За камни священных руин,
За все тебе должен ответить
Стоящий над бездной Берлин!

Александр Жаров.

************************************************************************************************************
Ленинград сегодня. На Невском проспекте.

Фото Мих. Грачева.



________________________________________________
Н.Тихонов: Победа! Ленинград в январе || «Красная звезда» №25, 30 января 1944 года
Н.Тихонов: Ленинград в декабре || «Красная звезда» №305, 26 декабря 1943 года
Н.Тихонов: Кровь Ленинграда || «Красная звезда» №290, 9 декабря 1943 года
О.Берггольц: Этот день будет || «Известия» №22, 27 января 1945 года
Н.Тихонов: Мы отомстим врагу за кровь ленинградцев!* || «Красная звезда» №292, 11 декабря 1943 года

Газета «Вечерняя Москва» №22 (6387), 27 января 1945 года

январь 1945, «Вечерняя Москва», блокада Ленинграда, Николай Тихонов, зима 1945

Previous post Next post
Up