Вторжение в немецкую Силезию

Jan 23, 2020 08:19


Б.Кампов || « Правда» №20, 23 января 1945 года

Вчера столица нашей Родины Москва пять раз салютовала доблестным воинам Красной Армии. Советские войска, развивая стремительное наступление, одержали новые блестящие победы. В Восточной Пруссии заняты города Инстербург, Алленштайн, Остероде и Дойтш-Айлау. В Западной Польше наши части овладели городами Хоэнзальца (Иновроцлав), Александров, Аргенау, Лабишин и Гнезен (Гнезно).

Слава Красной Армии - армии-освободительнице!

# Все статьи за 23 января 1945 года.

(От военного корреспондента «Правды»)




Доблестные войска 1-го Украинского фронта, сломив сопротивление противника, перешли государственную границу Германии и вторглись в немецкую Силезию.

Этому знаменательному дню, которому историки Великой Отечественной войны посвятят немало заслуженных страниц, предшествовала неделя напряженнейшего сражения, начавшаяся прорывом на Сандомирском плацдарме, неделя непрерывных ударов по врагу.

Я видел подробную карту немецких укреплений, воздвигнутых в Западной Польше и по границе Германии. Шесть линий немецкой обороны тянулись с севера на юг, преграждая путь нашим войскам. Три из них, опирающиеся на реки Нида, Пилица и Варта, представляли собой укрепленные районы, созданные по последнему слову фортификации. По карте легко было установить, что линии обороны, находящиеся порой на расстоянии 25-30 километров друг от друга, тесно связаны между собой сетью укрепленных городов, поселков и высот, приспособленных к круговой обороне. По существу это была единая оборонительная система.

Следуя за наступающими войсками, мы своими глазами видели бесконечные линии траншей, видели гнезда огневых точек, расставленных по этим траншеям через каждые 100-150 шагов, видели широкие противотанковые рвы, на строительство которых затрачены миллионы рабочих дней, видели всевозможные проволочные заграждения и минные поля, которые тянулись местами на несколько километров. Сейчас вся эта оборонительная система, созданная немцами, уже пройдена нашими войсками, осталась у нас в тылу.

Немецкое командование, как теперь показывают пленные офицеры, рассчитывало, если не остановить на этом рубеже наши наступающие части, то во всяком случае в упорных, длительных боях обескровить и обессилить наши части с тем, чтобы наступление Красной Армии выдохлось, не докатившись до Силезии.

Немецкая Силезия - один из жизненных центров Германии. Это второй по величине и значению (после Рура) угольный и металлургический район Германии. Заводы здесь размещены так густо, что по существу южная часть немецкой Силезии представляет собой один город, растянувшийся на добрую сотню километров. Здесь до войны добывалось 25 процентов всего германского угля, выплавлялось 10 процентов всего производства стали и 15 процентов чугуна. В дни войны промышленность немецкой Силезии еще более выросла. Немцы, вынужденные вывозить свои заводы из-под ударов авиации наших союзников, стянули их сюда, считая немецкую Силезию наиболее безопасным районом. Естественно, они приложили все силы, чтобы этот жизненно важный район защищать во что бы то ни стало.

И вот потребовалась только неделя, чтобы войска Маршала Советского Союза Конева твердой ногой стали в немецкой Силезии.

Наше командование наращивало удар, не давая немцам опомниться, притти в себя. Наступление шло и днем, и ночью. Даже пехотинцы и артиллеристы, не говоря уже о танкистах, проходили в сутки по 20-30 километров. Если немцам порой и удавалось подтянуть из глубокого тыла свежие дивизии, то наши подвижные части, сломав линию обороны в ее слабых звеньях, продолжали итти дальше, на запад, предоставляя разделываться с упорствующими немецкими гарнизонами частям второй линии.

Очутившись в тылу наших наступающих войск, охваченные в подкову, лишенные коммуникаций и связи со своими отступающими частями, остатки немецких гарнизонов начинали думать не о защите укреплений, а о том, как бы выйти из мышеловки, в которую они попали. Однако пробиться к своим мало кому удавалось - гарнизоны или уничтожались советскими войсками, или пополняли многотысячные колонны пленных, тянущихся на восток.

За семь дней наступления, пройдя с непрерывными боями около 200 километров, форсировав три реки и преодолев шесть сильных оборонительных полос, наши части пробились к границам Германии.

Немецкое командование стало срочно подтягивать резервы из глубины Германии, срывать дивизии с Западного фронта. Так, пленные из 712-й пехотной дивизии показали, что их дивизия за эти дни была срочно переброшена из Голландии, где она дралась против англичан. Пленный из 2-й танковой дивизии тоже неделю назад бился на Западном фронте. Облегчая борьбу союзников на Западе, Красная Армия продолжает свое победоносное наступление.

Мы в немецкой Силезии. Кузница Германии - под ударами наших частей. // Б.Кампов. 1-й Украинский фронт, 22 января. (По телеграфу).

☆ ☆ ☆

Гутентаг!

Наши наступающие части заняли в Силезии Гуттентаг. («Гутентаг» - «добрый день», «здравствуйте»).

* * *

За рубежом наш каждый шаг
Победной славою отмечен.
Вчера мы залпами сказали:
- Гутентаг!
А завтра скажем мы врагам:
- Недобрый вечер!

Когда душил нас в Ленинграде враг,
Когда он жег деревни Белоруссии,
Мы верили, что скажем «Гутентаг!»
В зверином логове - в Силезии и Пруссии.

Когда же водрузим победный флаг
Мы в самом сердце вражеской Германии, -
Вот это будет славный - «Гутентаг», -
День торжества и ликования!

С.Маршак.

************************************************************************************************************
В хвост и в гриву. Рис. В. Коновалова

«Комсомольская правда», 22 января 1945 года



☆ ☆ ☆

С нами правда Ленина

Всё грозней возмездия раскаты.
Скоро - в том порукой красный стяг -
Под Берлином жидкие закаты
На медалях наших заблестят.

Мы недаром столько мерзли, мокли,
Столько перешли хребтов, долин -
Скоро в стеклах полевых биноклей
Покачнется сумрачный Берлин.

Каждый день, нет, каждый час нам дорог.
Мы идем, и в грохоте побед -
С нами правда Ленина, которой
Нет светлее, выше в мире нет.

С.Щипачев.

________________________________________________
М.Мержанов: На земле врага ("Правда", СССР)
В берлоге немецкого зверя ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург: Такого еще не было ("Красная звезда", СССР)
Под знаменем Ленина, под водительством Сталина - к полной победе над врагом! ("Правда", СССР)

Газета «Правда» №20 (9791), 23 января 1945 года

январь 1945, Борис Полевой, С.Маршак, Степан Щипачев, зима 1945, 1945, газета «Правда»

Previous post Next post
Up