На земле украинской

Jan 27, 2016 00:56


А.Авдеенко || « Красная звезда» №21, 26 января 1944 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. - Оперативная сводка за 25 января (1 стр.). Майор И.Гаглов. - Южнее и юго-западнее города Пушкин (1 стр.). Н.Николаев. - Перед Гатчиной (2 стр.). Гвардии подполковник В.Харченко. - Минирование местности в наступлении (2 стр.). Майор В.Земляной. - Сила личного примера офицера-летчика (2 стр.). А.Болгов. - Патриотизм колхозного крестьянства (3 стр.). А. Авдеенко. - На земле украинской (3 стр.). Старший лейтенант В.Курбатов. - Чтец газеты (3 стр.). Илья Эренбург. - Все (4 стр.). Б.Галин, Н.Денисов. - Десантники (4 стр.). С.Маршак. - Новое оружие или старое вранье (4 стр.). Заявление английского адмирала (4 стр.).

# Все статьи за 26 января 1944 года.

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Над синими-синими лесами, над землей, одетой в лебяжий пух первых снегов, в трепетании свежего карпатского ветра разлилась неоглядная, нежно-алая вечерняя заря - не румянец ли это счастья освобождаемой Правобережной Украины? Не тень ли это знамен полков, продвигающихся всё дальше на Запад? Не кровь ли это наших братьев и сестер, взывающая к священному мщению?




Летим над украинской землей на самолете, сверкающем в лучах вечерней зари. Еще ни с одним человеком мы не говорили, но уже и отсюда, с высоты зимних облаков, чувствуем и видим твое горе и радость, родная земля Правобережья. Среди вечнозеленых лесов чернеет пепел развалин, сожженных и разрушенных деревень, сожженного на корню хлеба. По тропинкам и дорогам из болотистых дебрей возвращаются беженцы. Они машут нашему краснозвездному самолету шайками, платками, руками с такой радостью, с таким ликованием, будто видят не маленький «У-2», а чудодейную сказочную птицу, принесшую на своих крыльях счастье.

Выбираем деревню Карпиловка, которая сохранилась больше, чем другие, и, сделав два круга, садимся на лугу между стогами сена, вспугнув двух здоровенных зайцев. Свежие белые кресты, врытые в плоскую твердую землю луга, привлекают наше внимание. Богаты, как видно, карпиловцы на мертвецов, нехватает для них места на старом вековом кладбище.

И стар и млад бросаются к нашему самолету. Войска прошли стороной, по большим дорогам, и на нашу долю с летчиком выпало одним испытать в Карпиловке всё то, что было предназначено советским воинам-освободителям. Нас встретили не чужие, впервые увиденные нами люди, а родные, кровные, верные друзья - братья и сестры, долго бывшие с нами в разлуке. Закопченные, оборванные, заросшие за время жизни в лесу, они стояли около нас на лугу и скромно улыбались, как наверное еще никогда в жизни не улыбались, вверяя нам свои судьбы, все свои надежды, свои души. Они так любовно, так пристально, жадно смотрели на нас, что наше видение вероятно будет до конца жизни стоять в их глазах. Когда мне придется вспомнить день и час самого большого моего счастья, я вспомню этот январский полдень, желтый луг деревни Карпиловки, оборванную, закопченную, истощенную, но улыбающуюся толпу детей, женщин и стариков.

Что оказать, чем ответить на великую любовь, ласку, доверие?

- Здравствуйте, товарищи братья, сестры!

Этого, только этого люди и ждали! Почти три года их никто не называл товарищами, братьями. К нам потянулись руки, нас обняли и повели в деревню. Мы шли среди детей, женщин и стариков, и ощущение сказочности нашего бытия всё усиливалось. Сейчас, может быть впервые в жизни, я почувствовал со всей реальной силой, как, когда и где родилась у человечества потребность в сказке, в песне.

У первых дворов деревни Карпиловки навстречу нам выскочила на тёмнокрасных разгоряченных лошадях кавалькада всадников с алыми ленточками на шапках. Знакомимся. Партизанские разведчики следуют в N дивизию Красной Армии для организации взаимодействия. Присоединяемся к отряду. Скачем вдоль голой болотистой речушки. Оказывается, сотни вагонов и паровозов, лежащие вдоль железной дороги, взорванные мосты, - всё это дело рук партизан. В страхе перед ними немцы построили по всем дорогам настоящие дерево-земляные крепости. Мите Годунок нет и семнадцати лет, а он уже два года партизанит. Имя его отца Тараса Годунок - командира отряда, имя партизанской семьи Годунок широко известно на Украине. И это перед ним, белолицым, голубоглазым, с детской улыбкой, юношей, трепещут немецкие захватчики!

Дорога втягивается в вековой сосновый лес, выводит к озеру. Снова на голом месте, на выжженной полянке мы видим там и сям врытые в плоскую твердую землю кресты. Кладбище?

- Что это за кресты? - спрашиваю я у партизан.

- Вы еще не знаете, что это за кресты?

Командир отряда приглашает сойти с коня. Сходим. Саша Манчук опускается перед одним из крестов на колени.

- Видите?

Полная луна льет щедрый свет на берег озера. На мерзлой земле, среди выжженной морозом травы, я вижу большое твердое тёмно-красное пятно. Свежая кровь, еще не принятая землей.

- Видите, сколько крестов? - спрашивает Саша Манчук. - Где немцы убили человека, на том месте живые люди поставили крест. Много таких крестов вы увидите на Правобережной Украине. Ой, много. А сколько людей изничтожено без крестов, без всякого следа!

Едем дальше. Сейчас же за озером должна быть, как указано на карте, деревня Рудня. Озеро кончилось, и мы видим пепел и развалины. Ни одной уцелевшей хаты среди вишен и яблонь. Раздавленные ульи валяются в садочках. Колодцы завалены. Мы легко угадываем всё ту же руку немецкого людоеда, которая жгла и разоряла другие районы Украины.

Едем дальше. Лесная деревня Остки, неподалеку от железной дороги. Все хаты сожжены и разрушены, жители вырезаны. В деревне Александровка немцы сожгли все 76 дворов, а семью Янушевич, не успевшую убежать в лес, искромсали топорами на куски. У немцев были кинжалы, штыки, винтовки, гранаты, но они прибегли к топорам дровосеков. Погибли 13-летний Казя Янушевич, 9-летняя Ждислава, 5-летний Броник, двухлетняя Стася. От мальчика Яна, зарубленного на огороде, осталась только одна рука, сжимавшая картофелину. В соседней деревне детей кузнеца Консверского повесили на заборных столбах, предварительно выдолбив им глаза и распоров животы. В Хавах немцы сожгли 180 дворов, а людей убили и мертвым отрубили головы, насадили их на колья деревенской изгороди. На каждом шагу - кровавые следы немецких палачей.

Едем на север, на юг, на запад, на восток и всюду видим и слышим одно и то же: кровь и слезы, пепел и кресты, сатанинскую изобретательность немецких палачей, радость и счастье воскресших к жизни, освобожденных людей.

...Новый день, новое солнце. Над синими-синими лесами, над землей, одетой в лебяжий пух первых снегов, в трепетании свежего карпатского ветра разлилась неоглядная нежно-алая вечерняя заря. Не румянец ли это счастья освобождаемой Правобережной Украины? Не тень ли это знамен полков, продвигающихся все дальше на Запад? Не кровь ли это наших братьев и сестер, взывающая к священному мщению? // А.Авдеенко. 1-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ.

**************************************************************************************************************************************************
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ. Саперы лейтенанта Скрипова разминируют петергофские улицы.

Снимок нашего фотокорр. М.Пригожина



**************************************************************************************************************************************************
ГОРЬКИЕ РАЗОЧАРОВАНИЯ ГИТЛЕРОВСКОГО ГЛАВАРЯ

СТОКГОЛЬМ, 25 января. (ТАСС). В немецко-фашистской газете «Вестфалише ландесцейтунг» помещена речь одного из гитлеровских главарей «гаулейтера» Гофмана, с которой он обратился в Дортмунде к сборищу руководителей организаций гитлеровской партии в Вестфальской области.

«Нужно признать, - сказал Гофман, - что 1943 год был для нас годом горьких разочарований, тяжелых неудач и тяжелейших испытаний».

Гитлеровский главарь вынужден был признать, что под влиянием тяжелых поражений наблюдается деморализация и ослабление духа немецкого населения. По признанию Гофмана, «многие соотечественники считают нужным подвергать критике национал-социалистскую (т.е. гитлеровскую) партию». Гофман запугивал немцев «грозящей опасностью».

☆ ☆ ☆

ШВЕЙЦАРСКАЯ ГАЗЕТА О ПОЛОЖЕНИИ МУССОЛИНИ

ЖЕНЕВА, 24 января. (ТАСС). Швейцарская газета «Бернер Тагвахт» пишет, что вопросом «Жив ли Муссолини вообще?» задается сегодня всё большее и большее число итальянцев. Со времени похищения, отмечает газета, Муссолини ни разу не показывался публично. Правда, он один раз произнес речь по радио, однако его голос звучал настолько измененным, что не было уверенности, действительно ли это голос Муссолини. Опубликованные фотографии Муссолини, а также кинофильмы об его освобождении вызвали серьезные сомнения в их подлинности, так как все эти снимки чрезвычайно расплывчаты. Фашистская пресса почти уже не упоминает о Муссолини.

Газета сообщает, что всё это послужило поводом для заявления со стороны нелегально выходящей в Милане газеты «Либерационе» о том, что «Муссолини умер не только духовно, но и физически. Его бренные останки покоятся сейчас в могиле».

**************************************************************************************************************************************************
Эстонские партизаны

С первых дней оккупации немецкими захватчиками Эстонии местное население, создавая группы и отряды партизан, повело с гитлеровцами непримиримую борьбу. С тех пор народные мстители наносят удар за ударом по врагу: пускают под откос вражеские эшелоны, выводят из строя промышленные предприятия, работающие на немцев, уничтожают немецких солдат и офицеров и их боевую технику.

На-днях был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами группы партизан Эстонской ССР за доблесть и мужество, проявленные в партизанской борьбе против немецко-фашистских захватчиков и особые заслуги в развитии партизанского движения.

Славится своими лихими и дерзкими налетами на немецкие гарнизоны партизанский отряд, которым руководит отважный сын эстонского народа, награжденный советским правительством орденом Ленина. В народе его зовут «Старик». Ранее он был награжден за боевые дела орденом Отечественной войны II степени.

В боях с немцами «Старик» был ранен шесть раз. Но, оправившись от ран, он снова становился во главе партизанского отряда и продолжал борьбу с немецкими захватчиками, ворвавшимися в Советскую Эстонию. Как-то отряд «Старика» налетел на станцию П. в момент, когда происходила погрузка немецких солдат в эшелон, отправляющийся на фронт. Ошеломленные внезапным нападением, немецкие солдаты стали разбегаться. Уничтожив более 90 гитлеровцев, партизаны скрылись.

В другой раз 11 партизан этого отряда вступили в бой со 120 немецкими солдатами и вышли победителями из этой неравной схватки. Часть оккупантов была перебита, а остальные, не выдержав огня партизан, обратились в бегство. При этом партизаны захватили у врага большие трофеи: винтовки, автоматы, боеприпасы.

Совершив налет на станцию 3., небольшая группа партизан «Старика» разгромила местный гарнизон и разрушила станционное хозяйство. Движение на этой станции было прервано на трое суток.

Партизанский отряд, которым командует тов. М., также систематически наносит урон врагу: взрывает железнодорожные мосты, пускает под откос немецкие эшелоны, нарушает линии связи. Этот отряд взорвал четыре эшелона с немецкими войсками и боевой техникой.

Так действуют эстонские партизаны. Они пользуются любовью и поддержкой местного населения, которое в их лице видит своих верных защитников. N партизанский отряд налетел в одном крупном городе на немецкую комендатуру, которая занималась мобилизацией населения для отправки в Германию. Партизаны, к радости всего населения, уничтожили все документы комендатуры и, в частности, списки людей, которых немцы готовились принудительно отправить в Германию. Немецкие каратели начали выселять эстонцев из населенного пункта, граничащего с Ленинградской областью, намереваясь сжечь дома жителей и разграбить их имущество. Партизанский отряд напал на немецких карателей, разгромил их наголову, спас советских людей, их жилища и имущество.

Немецкие оккупанты бессильны уничтожить партизанское движение в Эстонии. Никакие угрозы, расправы, облавы не помогают гитлеровцам. Несмотря на бешеный террор, эстонские партизаны продолжают беспощадно громить немецких захватчиков.

**************************************************************************************************************************************************
Новое оружие или старое вранье
Командующий военно-воздушными силами американской армии генерал Арнольд указал, что не следует придавать значения германской пропаганде о секретном оружии, якобы изобретенном немцами. (Из газет).

Тоски и ужаса полно
Правительство фашистское.
Всё больше чувствует оно
Свое крушенье близкое.

Чтобы поднять упавший дух,
Решил фашист: «Совру же я
И распущу туманный слух
Про новое оружие.

Пока откроют мой секрет,
Он до поры до времени
Поддержит наш авторитет
И в Гамбурге и в Бремене.

А может быть, кого-нибудь
Удастся за границею
Нам обмануть и припугнуть
Своею небылицею!»

И вот пошла трещать печать
Дневная и вечерняя,
В Берлине диктор стал вещать,
Пошла писать губерния.

Но этим трюком не могла,
При всем своем старании,
Поправить скверные дела
Фашистская Германия.

И оказалось, что ее
Новейшее оружие -
Довольно старое вранье,
При этом неуклюжее.

С.Маршак.

________________________________________________
Советская Украина свободна!* ("Красная звезда", СССР)
Битва за нашу Советскую Украину* ("Красная звезда", СССР)
Н.Тихонов: В Киеве, на Крещатике ("Красная звезда", СССР)
В.Гроссман: Оккупанты в Донбассе* ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №21 (5701), 26 января 1944 года

1944, С.Маршак, зима 1944, Украина в ВОВ, январь 1944, газета «Красная звезда»

Previous post Next post
Up