В городе Октября

Nov 06, 2019 10:09


Н.Тихонов || « Правда» №310, 6 ноября 1942 года

Да здравствует братский союз рабочих, колхозников и интеллигенции нашей страны! Да здравствует наша славная родина, ее свобода, ее независимость! (ИЗ ЛОЗУНГОВ ЦК ВКП(б) К 25-й ГОДОВЩИНЕ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИЮ).

# Все статьи за 6 ноября 1942 года.




На стенах домов часто можно встретить об'явления: требуется монтер, требуется водопроводчик, требуется техник, требуется кочегар. Я бы написал еще одно об’ явление: требуется летописец!

Когда мы обращаемся к началу дней нашей Октябрьской революции, особенно сейчас, когда бьет знаменательный час двадцатипятилетия Октября, как ни много мы вспоминаем, как ни много мы находим в записях, - всего этого мало, всего этого недостаточно.

И сейчас, на второй год великой борьбы нашего народа за свободу и независимость, в городе, откуда по всему миру разнеслась весть об Октябрьской революции, в городе, где каждый день совершаются обыкновенные героические дела, неприметные на первый взгляд, но в глубине своей связанные с ростом человека Октябрьской революции, нет никакой возможности записать их, сохранить, оставить для потомства. Я бы даже изменил об’явление, написал бы: требуются летописцы!

Дел так много, в памяти народа уже сложились легенды, уже есть свой фольклор, а события движутся, и приходится отвечать так, как ответил перегруженный работой телеграфист в дни Санфранцискского землетрясения докучливому корреспонденту, надоедавшему ему из соседнего города, запрашивая имена героев. Телеграфист ответил ему: героев нет - все слишком заняты!

Есть простые вопросы, которые неизбежны в юбилейный день: похож ли современный Ленинград на Петроград семнадцатого-девятнадцатого года? Нет, не похож, совсем не похож.

Я помню хорошо тот город, охваченный революционным волнением, котел Смольного, с тысячами делегаций, приезжавших отовсюду за большевистской правдой к Ленину, к Сталину, заводы с первыми красногвардейскими отрядами, лозунги на всех домах, шум митингов, споры на улицах, перестрелки и громовые, на весь мир шумящие первые декреты.

Потом я помню пустынный город октября девятнадцатого года, где в сумрачном вечернем тумане видны редкие пешеходы с мешками за спиной, павших лошадей на улицах, грохот канонады над Пулковом.




Женщины в платочках, мужчины в фуражках. Кожаные куртки и пальто из портьер и пледов. Фигуры бывших людей, продающих всякую мелочь на углах. Неровный шаг идущих на фронт батальонов - бойцы в штатском, с винтовкой на плече. Матросы, перепоясанные пулеметными лентами, грузовики с пулеметами...

Я пишу эти строки в тихий пасмурный день. Сквозь трубы и голые ветви тяжелым белым блеском блестит Нева. Грохот канонады не смолкает, и стекла чуть дребезжат. Мне видна улица, по которой идет трамвай. В нем едут люди сорок второго года. Ленинградцы идут по улице и в штатском и в военном. В военном больше, чем в штатском. На соседней крыше лежат осколки зенитных снарядов и сшибленная ими кирпичная облицовка труб.

Народилось новое поколение, не похожее на людей далекого первого Октябрьского года. Эти люди, взращенные в советском городе, воспитанные в советской школе, впитавшие дух великой партии Ленина-Сталина, законченные, крепкие, новые для мира характеры, может быть, даже не совсем ему понятные.

Да, трудно понять парижанину или лондонцу ленинградца. Это верно.

Традиции Великого Октября у них в крови. Патриотизм доведен до той естественности, в которой отсутствуют всякое принуждение, всякая фальшь. Они - люди, взращенные большевистской правдой, суровой, честной, богатой трудами жизнью, любящие свободу и независимость выше всего, любящие родину и родной город простой, искренней, глубокой любовью. Они немногоречивы: они - люди дела. Можете быть спокойны, дело, порученное им, они умеют делать хорошо. Они не боятся никаких испытаний, они не скулят, когда им трудно, и не раздумывают, когда дело идет о самопожертвовании. По сравнению с людьми семнадцатого года они одеты значительно лучше и для города, находящегося второй год в осаде, - чисто и просто.

Ленинградцы в глубине сердца хранят свои священные воспоминания. Они горды тем, что город носит имя великого Ленина, что Сталин сам защищал его, что в Смольном есть маленькая комната, где билась душа Октября, где работал Ильич, что дорога на Пулковские холмы - старая дорога верности и чести. Туда проходили рабочие отряды девятнадцатого года, туда идут батальоны сейчас.

И в рядах этих батальонов не только ленинградцы. Тут шагают узбеки и грузины, татары и таджики, украинцы и белоруссы. Со всех концов родины пришли сюда бойцы защищать город Октября, любимый всеми, родной всем.

Ленинградцы знают свою ответственность, свой долг. Никогда в самую тяжелую пору ни у кого даже не смела мелькнуть мысль: отдать Ленинград! Уступить! Как? - Отдать на растерзание врагу, уничтожающему нашу жизнь, самое драгоценное: город великого прошлого, город великого будущего, колыбель рабочей славы, город, носящий имя Ленина, гения человечества, русский город, где народ впервые начал разумную, счастливую, гордую жизнь? Этого никогда не будет!

В минуту сильного горя можно допустить слабость: дать слезам затуманить глаза, но плакать? Ленинградцы плачут редко, мужчины чаще женщин, но это - слезы ненависти и злобы. После этих слез солонее врагу. Тогда руки сами ищут оружие. Человеку, свидетелю семнадцатого года, не надо рассказывать о значении Октября. Ленинградцы это знают сами. Ленинградцы, окинув любящим глазом свой город, как свою жизнь, идут в бой с ясным сознанием.

Варвары разрушают город - смерть варварам! Варвары сильны - мы должны быть еще сильней. Они хотят истребить все, что дал народу Октябрь, - надо истребить варваров. Только так думают ленинградцы всех возрастов, от мала до велика.

В город приезжают делегации, в город присылают приветствия, где говорится о ленинградской доблести и стойкости. Кто зародил в ленинградцах эту стойкость? Ленин и Сталин - вожди Октября, большевистская партия, герои гражданской войны, традиции революционной борьбы, когда деды и отцы в рабочих семействах передавали из поколения в поколение не только навыки работы, приемы труда, но и рабочую стойкость, рабочую гордость, рабочую славу, силу борца и честь патриота.

Московские рабочие в своем приветствии Петрограду в дни боев с Юденичем писали петроградцам: лучше сгореть в огне революции, чем быть замученными палачами рабочего класса!

- Лучше сгореть! - отвечали ленинградцы, и они истребили палачей и кости их превратили в пыль. Этим они занимаются и сейчас, ежечасно уничтожая черномундирные полки Гитлера и всю разноплеменную сволочь, которую он пригнал под стены города.

В те далекие времена был выброшен лозунг: Все за одного, один за всех! Петроград выручал рабочее отечество не раз! Рабочее отечество должно помочь Петрограду!

Рабочее отечество сейчас в смертельной опасности. И старая формула ожила, полная нового смысла.

Ленинград помогает Кавказу и Сталинграду. Ленинград защищает Москву и Север, Ленинград стоит на посту, покрытый кровью и пеплом. В семье великих братьев Ленинград - старший брат, и по-братски помогают ему защитники Волги и Терека, спрашивая его любяще: как боевые дела? И он отвечает: стою, борюсь, боевые дела - ничего! Подходяще!

Он не поддается никакой панике. Вот как говорит об обстрелах старый питерский рабочий, видавший виды: «Помню, начал немец обстреливать наш завод. Снаряды на дворе рвались, на крыше, осколки в нашу электростанцию залетели, одному кочегару руку оторвало, но все остались на местах. Горел уголь в топке, работали машины, шел ток к станкам». Все! Ничего особенного. Можно работать!

На одном собрании боец, выступая, сказал (он был горячим, но не искусным оратором): «Что касается меня лично, то я немецким рабом никогда не буду и быть не собираюсь!» Собрание дружно аплодировало ему. Он выразил мысли всех присутствовавших.




Ветеран труда, много видевший всякого еще в дореволюционной жизни, сказал, уходя на фронт: - Что такое счастье свободного труда - знаю я не из книг и не из рассказов. Счастье это завоевали мы своей кровью, и мы сумеем его защитить от любого врага. Дорогой ценой досталась нам победа! А теперь обнаглевший германский фашизм хочет вновь ввергнуть нас в кабалу, хочет растоптать, потопить в крови нашу свободу. Не бывать этому! Навсегда победил Великий Октябрь. В годы гражданской войны мы грудью отстояли нашу страну от натиска врага. Я был рядовым в этой героической битве. Под руководством Ленина и Сталина мы, рабочие-большевики, беспощадно били врага на всех фронтах, дрались с ним самоотверженно, до последней капли крови. Я видел, как бежали колчаковцы, как удирали банды Петлюры и Махно, как под натиском красных войск в панике бросали оружие немецкие оккупанты. И ныне я горжусь тем, что на мою долю выпала высокая честь защищать город Ленина!

...Бесчисленное количество подвигов совершили люди Ленинграда: и старые старики и маленькие дети. Рожденные Октябрем, они бьются за него в смертельной схватке. И в день двадцать пятого Октября они говорят: завоеваний Октября не отдадим, чести своей не уроним, рабами немецкими не будем, Ленинград отстоим, немца прикончим!

На том они и стоят, как вся наша родина от края до края! //Николай Тихонов.

______________________________________
И.Эренбург: Значение России* ("Правда", СССР)
Победа будет за нами! || «Красная звезда» №264, 10 ноября 1942 года
Очистим советскую землю от немецких захватчиков ("Красная звезда", СССР)**

Газета «Правда» №310 (9081), 6 ноября 1942 года

осень 1942, Николай Тихонов, ноябрь 1942, газета «Правда»

Previous post Next post
Up