В городе зодчего Казакова

Sep 22, 2019 06:29

В.Подключников || « Литература и искусство» №19, 9 мая 1942 года

«...добиться того, чтобы 1942 год стал годом окончательного разгрома немецко-фашистских войск и освобождения советской земли от гитлеровских мерзавцев!» (Из приказа Народного Комиссара Обороны И.Сталина 1 мая 1942 г.).

# Все статьи за 9 мая 1942 года.




До войны Калинин был одним из самых красивых русских городов.

Живописное расположение у слияния трех рек, легкий, ажурный мост через Волгу, прямые и опрятные улицы, желтые с белыми деталями общественные здания и уютные домики XVIII века, наконец, старинные церкви и монастыри, разбросанные по всем концам города, придавали городу приветливый и жизнерадостный вид.

Но больше всего славился Калинин работами нашего знаменитого зодчего М.Ф.Казакова. Казаков в Калинине - это не только «Путевой дворец» или «Присутственные места». Казаковым создан, после пожара 1763 года, новый план города. Именно выстроенные по этому плану здания и придают «городу Казакова» его неповторимый облик.

Общая планировка, построенная на двух пересекающихся магистралях, главная улица, подчеркнутая тремя ритмически расположенными площадями, общественные и жилые здания, задуманные специально для оформления этих площадей, - целый город, спроектированный и осуществленный по единому замыслу, под единым художественным руководством, вдобавок, под руководством такого мастера, как Матвей Федорович Казаков… Да, Калинин имел все основания считаться одним из ценнейших памятников русского градостроительства! За годы советской жизни город еще обогатился многими прекрасными зданиями, новым театром, превратился в один из благоустроенных областных центров страны.

* * *

Немцы пробыли в городе всего лишь два месяца. Но после их ухода Калинин приобрел такой вид, как будто в нем произошло землетрясение…

Уже вся дорога от вокзала к центру усеяна «трупами» домов. На главной - Советской улице уничтожены огнем целые ансамбли, созданные Казаковым и его «командой» в XVIII веке. В самом центре города выгорел весь старинный квартал, заключенный между Советской и Кооперативной улицами. Новый четырехэтажный дом на углу ул. Урицкого и Красноармейской, в котором помещалось лучшее в городе кафе, сожжен и частично взорван. Городской театр, Театр юного зрителя, Торговые ряды, бесконечный ряд домов по дороге к Московской заставе - все это сплошные руины…

Советскую (б. Полуциркульную) площадь Казаков задумывал как парадный зал, который встречает под’езжающих к городу со стороны Московской заставы и от которого лучами расходятся главные магистрали города. Эту площадь образовывали несколько больших зданий, составлявших в плане широко раскинувшееся полукольцо. Сейчас от этих зданий осталось только три. Остальные сгорели.

Между Советской и Ленинской площадями находились старинные дома стандартного типа, выстроенные по проекту, разработанному бригадой Казакова. Сохранился и типовой проект, по которому они строились. Изящные двухэтажные домики на одинаковых участках, с одинаковыми дворами в глубине, засаженными зеленью…

Сейчас почти все эти домики сожжены или повреждены артиллерийскими снарядами. От большей части из них остались лишь голые стены с зияющими пробоинами, да груды мусора на земле…

Ленинская (б. Фонтанная) площадь была запроектирована Казаковым и утверждена Екатериной II, как административно-хозяйственный центр города. Представляя собой правильный восьмиугольник, она получила крайне своеобразный архитектурный облик - со всех сторон замкнутая и, в то же время, во все стороны раскрывающаяся композиция, составленная из четырех одинаковых, крест-на-крест поставленных зданий.

Из них два - Горсовет (б. Магистрат) и Областной суд (б. «Присутственные места») - выстроены в 1767-70 гг. В обоих ясно читается изысканная рука славного зодчего - Казакова. Большой интерес представляла конструкция стен - нечто вроде хорошо расчлененного кирпичного каркаса с кирпичным заполнением. Очень своеобразны апсидальные ниши, переходящие в распалубки сводчатого потолка, которыми были оформлены внутренние помещения. Исключительно тонкое и теплое выражение имели фасады с деталями, прорисованными так, как умел прорисовывать только Казаков…

Сейчас в здании Горсовета выжжен второй этаж, а здание Облсуда - обгорелый труп, который мертвыми глазницами оконных проемов смотрит на раскрывающуюся перед ним площадь. Сгорело все, что могло гореть: деревянные перекрытия, стропила, крыша, перегородки, заполнения окон и дверей. Остались только изуродованные огнем кирпичные стены, несколько чудом уцелевших комнат по концам корпуса, бессмысленно торчащие дымоходы, да лязгающие под ветром длинные, черные листы кровельного железа.

Перед зданием Облсуда, в центре площади, стоял памятник Ленину, работы скульптора Меркурова. Немцы уничтожили статую и пытались сбить рельефную надпись на пьедестале. Но свеже-сколотый гранит стал лишь темнее, и надпись теперь читается еще яснее: «Ленин».

В конце Советской улицы, за Городским садом - площадь Революции. На площадь выходит здание Облисполкома - бывший Путевой дворец Екатерины II. Этот дворец издавна славился как лучшее здание Калинина.

Именно с этого здания Казаков начал отстройку города после пожара 1763 года, причем в дальнейшем оно было дополнено таким мастером, как зодчий К.Росси.

Изящные, легкие фасады. Тонко прочувствованный характер вспомогательной резиденции, в одно и то же время и представительной, и по-провинциальному уютной. Богатый вестибюль с колоннами из полированного гранита. Еще более богатый двухсветный зал на втором этаже с зеркальными каминами и украшенной тонкой резьбой мраморной отделкой.

Сейчас от этого здания остались лишь закопченные стены, мертвые проемы окон и дверей, покоробившиеся от огня железные лестницы, каким-то чудом висящие на воздухе камины второго этажа с отвалившейся мраморной отделкой. Из шести гранитных колонн главного вестибюля стоят лишь четыре. Ни перекрытий, ни полов, ни крыши над головой… С неба на груды развалин задумчиво падает снег, покрывая белой пеленой то, что еще недавно было роскошным дворцом, то, что с такой любовью создавал великий Казаков и дополнял создатель ленинградских ансамблей К.Росси.

А среди мусора, которым завалены полы дворцовых кабинетов, - следы тех, кто превратил дворец в руины. Разбитые бутылки из-под шампанского, жестянки от сардин «Торрес» («Сделало и упаковано в Португалии»), ярко расцвеченные стандартные упаковки от папирос, обрывки изделий, награбленных во всех концах Европы… И рисунки… Своего рода «фрески», которыми немцы успели покрыть стены дворцовых кабинетов, когда здесь временно размещался их штаб. Не только обычная солдатская похабщина. Наряду с ней - и произведения офицерской «культуры»: выполненные в блеклых тонах декадентского примитива маки и дамские ножки, вперемежку с силуэтами трехмоторных бомбардировщиков. Полуобнаженная женская фигура в сопровождении корявых стишков: «Сюда стремится вся сила моей радости»…

Мог ли предвидеть Казаков, что варвары так осквернят одно из его лучших творений?!

Но Калинин славился не только произведениями Казакова. Белая Троица, возникшая во времена Ивана Грозного. Церковь Екатерины за Волгой - мало изученный, но чрезвычайно интересный памятник XVIII века, в котором два разнообразных по стилю корпуса слились в одну, наредкость цельную и живописную композицию. Гостиные ряды - 20 одинаковых корпусов дорического стиля, обнесенных ходовой галлереей - типичный образец торгового здания XVIII века. Ряд одноэтажных и двухэтажных жилых домов за Волгой - интереснейшие произведения старинной особняковой архитектуры. «Архиерейский дом» - прихотливый усадебный комплекс с парком, прудом и садовыми павильонами, до войны служивший калининцам городским парком культуры и отдыха.

Каждое из этих зданий состояло на учете централизованной или местной охраны, как ценный памятник художественно-исторического значения. Каждое из них играло свою роль в композиции города, и лишь вместе с ними казаковские постройки образовывали то чудесное сочетание, тот живописный и приветливый архитектурный комплекс, который мы привыкли представлять себе при слове Тверь или Калинин…

После германского отступления и от этих зданий (кроме Белой Троицы) не осталось ничего, вернее, остались одни лишь развалины. Архиерейский дом сожжен. Старинные особняки за Волгой разрушены артиллерийскими снарядами. Церковь Екатерины за Волгой немцы еще при наступлении бомбили с самолета в течение двух дней - фугасная бомба сбила верхушку колокольни. Торговые ряды изуродованы.

И всюду - обгоревшие и разваливающиеся стены, целиком выгоревшие полы и крыши, бесформенные груды растрескавшихся от жара кирпичей, осыпавшаяся штукатурка, завившиеся, как веревки, железные связи…

* * *

Так в течение нескольких дней уничтожено создававшееся веками художественное единство Калинина. Так загажены и превращены в руины основные опорные точки его архитектурной композиции, лучшие здания, составлявшие его архитектурный фонд.

Но все эти здания были одинаково дороги русскому народу, как живые свидетели его прошлого, как памятники его великой, многовековой культуры.

А памятники, которые дороги нашему народу, - священны и неприкосновенны. Горе тем, кто поднял на них руку! Мы заставим их расплатиться за это полностью. И час этой расплаты уже недалек. // В.Подключников.

******************************************************************************************************************
РУССКИЕ МЫ

Ливень смывает с деревьев пыль,
Демаскирует автомобиль:
Черные лаковые бока
Снова заметны издалека.
Я покрываю его попоной
Темнозеленой,
Из веток сплетенной,
И оставляю в лесу в стороне.
Я не ропщу на дождь на войне.

Полем ползем,
Ложимся в окоп.
В каждом окопе соломы сноп.
Из-под соломы забили ключи,
Грязь проступила:
Лежи, молчи!
Пусть, размывая стенки окопа,
Речки кричат о начале потопа,
Кости норд-ост продувает мне, -
Стужа меня не страшит на войне.

Кашляем мы,
Но холоду рады,
Только бы мерзли, дрожали бы гады,
С ужасом ждали бы нашей зимы.
Сами все вынесем:
Русские мы.

Пишет подруга из Сталинграда
О голубых вечерах в степи.
Нам ничего голубого не надо,
Мы говорим друг другу: терпи!
Только бы враг не зашел далеко,

Только б врагу не давалось легко
Все, чем мы жили,
Все, что любили,
Что возводили на веки веков.

Пусть в эту осень не будет света.
Теплого вечера,
Бабьего лета,
Солнца, которое я воспевал,

Только б разбойник околевал.
Пусть разгуляется вихрь-коловерть:
Русскому - здорово,
Немцу - смерть.

Топи да будут непроходимы,
Небо нелетным, черным от дыма,
В полночь - беззвездным,
К утру - безлунным,
В полдень - знобящим, низким, чугунным.

Пусть оно будет тогда голубым,
Когда победим.

А.Яшин.

______________________________________________
Б.Полевой: Предатели* ("Правда", СССР)
Т.Тэсс: Звезды светят вновь* ("Известия", СССР)
М.Зотов: Бои за Калинин* ("Красная звезда", СССР)
Освобождение города Калинин* ("Красная звезда", СССР)
Б.Полевой: Как был занят гор. Калинин* ("Правда", СССР)
В.Юшкевич: Зрелость советского оружия ("Известия", СССР)
Б.Полевой: Как фашисты разбойничают в гор. Калинине* ("Правда", СССР)

«Литература и искусство» №19, 9 мая 1942 года

май 1942, А.Яшин, весна 1942, «Литература и искусство», 1942

Previous post Next post
Up