Крылатые гвардейцы

Jul 01, 2019 09:52


Л.Попова || « Известия» №84, 10 апреля 1943 года

СЕГОДНЯ В ГАЗЕТЕ: От Советского Информбюро. Утреннее и вечернее сообщения 9 апреля. (1 стр.). Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР о присвоении воинских званий высшему начальствующему составу Красной Армии. (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР: О награждении орденами высшего командного состава Красной Армии; О награждении орденами и медалями начальствующего и вольнонаёмного состава оборонительного строительства Красной Армии. (1 и 2 стр.). В Народном Комиссариате Обороны. (1 стр.). A.Баусин. - Накануне торфяного сезона. (2 стр.). Э.Виленский. - Сын Белоруссии. (3 стр.). Людмила Попова. - Крылатые гвардейцы. (3 стр.). B.Богданов-Березовский. - Композиторы Ленинграда. (4 стр.). Выступление Идена в палате общин. (4 стр.). Американские газеты о военном положении. (4 стр.). Военные действия в Тунисе. (4 стр.).

# Все статьи за 10 апреля 1943 года.




Гвардейцы Н-ского авиаподразделения не любят говорить о своих подвигах. Но вглядитесь в лица лётчиков, уходящих в грозное военное небо, вслушайтесь в их короткие, скупые донесения о боях с гитлеровцами, и перед вами предстанет облик летчика-гвардейца, весь путь этого славного подразделения, уже год дерущегося под гвардейским знаменем.

…Молодой комиссар Одинцов встретился в воздухе с пятью «Мессершмиттами-109». Одному из них удалось поджечь истребитель Одинцова и дважды ранить лётчика. Кренами и пике Одинцов тщетно стремился сбить огонь с самолёта. Пламя охватило кабину, обожгло лицо и руки. На лётчике загорелся комбинезон. Но ненависть к врагу сильнее боли. Метнулась стрелка высотомера, и пылающий ястребок ринулся на немца.

Страшный толчок почти лишил Одинцова сознания. Сквозь дым и пламя он всё же увидел разбитый в щепы фюзеляж с черным крестом. Собрав последние силы, лётчик отстегнул ремень и спрыгнул с горящего самолёта. Над раненым лётчиком развернулся белый купол парашюта.

Красноармейцы, напряжённо следившие за ходом боя, подняли Одинцова и снесли его в полевой госпиталь.

Через некоторое время Иван Одинцов снова вылетел в бой за любимый город.

* * *

Война роднит людей. И, может быть, нет на свете дружбы крепче, чем дружба советских лётчиков.

…Восемь «чаек» вёл на штурм вражеских позиций летчик-истребитель Николай Свиденко. На земле видны были немецкие танки, автомашины, мотопехота. Немцы открыли по советским самолётам ураганный огонь из зенитных пушек и пулемётов. Но лётчики во главе со Свиденко отважно предпринимали всё новые и новые атаки. Внизу уже валялись сотни вражеских трупов и подбитые танки.

Можно было уже лететь домой. Но вдруг в кабине Свиденко запахло гарью. Снарядом пробило масляный бак. Ещё мгновенье и мотор замолк. Самолёт стал терять высоту.

До аэродрома было далеко. Прыгать нельзя, - слишком низко, и под самым самолётом немцы. Стиснув зубы, Свиденко повёл свою машину на опушку леса и с убранными шасси посадил её на крохотной площадке.

Немцы стали бешено обстреливать самолёт. Свиденко выстрелил из ракетницы в бензобак: пусть горит, только бы не досталась немцам машина. Затем лётчик бросился к лесу, держа наготове пистолет и решив ни в коем случае не сдаваться живым.

А в это время участник дерзких атак лётчик Алибек Слонов уже летел на помощь командиру. Он посадил свою «чайку» на землю, указал рукой на правую нижнюю плоскость, и Свиденко взобрался на крыло.

Машина снова поднялась в небо. Сильная струя воздуха сорвала со Свиденко шлем и очки. Ему было очень трудно держаться на крыле. До аэродрома предстояло пролететь 70 километров. По Слонов довёл машину осторожно, на небольшой скорости и благополучно сел на зеленом поле аэродрома.

Сойдя с самолёта, лётчики долго молча смотрели друг другу в глаза, потом крепко обнялись и расцеловались.

* * *

- У лётчика должны быть холодная голова и горячее сердце. Драться надо хладнокровно, с расчётом, тогда выйдешь из боя победителем, - любил повторять молодым пилотам своей эскадрильи орденоносец Николай Старков.

И сейчас, баянист и певец, Старков привлекает лётчиков на земле своей жизнерадостностью так же, как в воздухе увлекал их боевым мастерством и бесстрашием. Старкову были чужды понятия: вынужденная посадка, авария. С ним лётчики шли на самые смелые дела. Они проходили над высокими облаками. По его команде они сбрасывали точно на цель свой бомбовый груз. В жестоких воздушных боях стальное кольцо лётчиков во главе с Николаем Старковым не размыкалось, пока противник не оказывался разбитым.

В один из боевых вылетов Старкову и летевшему с ним в паре лётчику Зорину пришлось встретиться в воздухе с двенадцатью «Мессершмиттами».

- В атаку! - скомандовал Старков.

Не ожидавшие такого дерзкого натиска, гитлеровцы дрогнули. Старков ударил из всех пулемётов по ведущему «Мессершмитту», и машина врага, загоревшись, рухнула на землю. В это время Зорин сбил другого немца.

Но снаряды и пули преследовали советских лётчиков, и Старков внезапно почувствовал острую боль в груди и в руке.

- Я ранен, - передал он по радиотелефону Зорину и тут же снова скомандовал: - В атаку!

От выпущенных Старковым и Зориным снарядов загорелся и упал третий «Мессершмитт». Но свинцовый дождь поливал самолёты советских лётчиков, и Зорин тоже почувствовал, что он ранен.

Немцы уже выходили из строя. Но вдруг кабину Зорина окутало дымом и пламенем. Лётчик быстро отстегнул поясной ремень, скользнул с крыла самолёта в воздушную бездну и, дёрнув кольцо парашюта, опустился на своей территории.

* * *

За все раны, нанесённые Ленинграду, за стонущую под немецким игом родную землю жестоко мстят врагу крылатые гвардейцы.

Сейчас в их руках новые, построенные на трудовые сбережения советских людей истребители с надписью на фюзеляжах: «Саратовский колхозник». Лётчики сами получили эти машины на построивших их предприятиях.

- Берите самолёты! Летайте! Бейте насмерть фашистскую нечисть! - напутствовали гвардейцев рабочие.

Начались напряжённые дни тренировочных полётов.

Лётчики научились на новых машинах внезапно появляться над станом врага и на бреющем полёте громить его аэродромы, обрушивая на них тонны бомб, налетать с глубокого тыла на фашистские автоколонны, подавлять бешеный огонь зениток и расстреливать в воздухе гитлеровские самолёты.

Молодой, но совершивший за время Отечественной войны около 250 боевых вылетов, командир Мочалов повёл свою эскадрилью в первый боевой полёт на новых машинах. Истребители держались над шедшими на штурмовку «Илами». На полпути к цели в облачном коридоре командир заметил группу вражеских бомбардировщиков. Они летели под прикрытием «Мессершмиттов» курсом на Ленинград.

Сотая доля минуты, - и уже принято решение. Мочалов бросил часть эскадрильи на бомбардировщики врага. Он видел, как «Мессершмитты» кинулись на выручку к своим машинам. Открыв ураганный огонь из пулемётов, советские ястребки смело пошли в атаку.

Стремительность наших лётчиков внесла смятение в строй противника. Немецкие бомбардировщики беспорядочно побросали бомбы на ближние рощи и вместе со своими провожатыми помчались на предельной скорости назад // Людмила Попова. ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 9 апреля.

************************************************************************************************************
От Советского Информбюро

Утреннее сообщение 9 апреля

B течение ночи на 9 апреля на фронтах существенных изменений не произошло.



Южнее Балаклеи противник ночью пытался атаковать советские подразделения. Минометным и ружейно-пулеметным огнем немцы были рассеяны и отступили, оставив перед нашими позициями до 200 трупов своих солдат и офицеров.



Южнее Изюма части Н-ского соединения, отражая атаки противника, истребили до роты немецкой пехоты. Артиллерийским огнем уничтожено 2 вражеских танка. Красноармейцы-разведчики тт. Глазков и Бровкин ночью пробрались в населенный пункт, занятый немцами, и открыли огонь из автоматов. Среди гитлеровцев началась беспорядочная стрельба. Наши разведчики, воспользовавшись паникой, уничтожили 10 вражеских солдат и благополучно вернулись в свою часть.



На Западном фронте артиллеристы Н-ской части подавили огонь 2 артиллерийских и 3 минометных батарей противника. Гвардии старшина Фатеев, находясь в разведке, заметил 6 немцев. Разведчик скрытно подполз к гитлеровцам и огнем из автомата убил немецкого офицера, двух солдат, а одного ранил. Остальные немцы убежали. Разведчик доставил раненого немца в свою часть.



На Кубани наши войска закреплялись на достигнутых рубежах и вели разведку противника. На ряде участков прошедшие дожди затруднили активные боевые действия. Н-ское соединение, действуя передовыми отрядами, уничтожило 180 гитлеровцев. Захвачено у противника 3 орудия, 8 пулеметов, 10 тысяч патронов. Взяты пленные.



Партизанский отряд, действующий в одном из районов Латвийской ССР, за последнее время уничтожил до 200 гитлеровцев, взорвал 6 складов и разгромил 3 немецких полицейских участка. Группа партизан этого же отряда пустила под откос железнодорожный эшелон противника. Разбит паровоз и несколько платформ с военной техникой. Другой отряд латвийских партизан совершил налет на штаб немецкой части. Советские патриоты уничтожили 6 офицеров противника.



Ниже публикуется акт о зверствах немецко-фашистских мерзавцев в станице Ивановской, Краснодарского края: «В четырех километрах юго-западнее станицы Ивановской в старых карьерах кирпичного завода мы обнаружили трупы советских граждан, замученных и расстрелянных гитлеровцами. Опознаны колхозник Петр Бойко, его жена Татьяна и четверо их детей, колхозник Федот Карпушкин, рабочий Лысенко, рабочий Иван Галушко, его жена Мария и дети Людмила - 2 лет и Александра - двух месяцев и другие мирные жители. Установлено, что перед расстрелом гитлеровцы подвергли свои жертвы пыткам, а детей Ивана Галушко палачи закопали в землю живыми». Акт подписали жители станицы Ивановской: К.Выж, Е.Дешура, М.Галушко, С.Синельникова и военфельдшер В.Воронцова.



В провинции Брабант бельгийские железнодорожники привели в негодность 11 паровозов и много вагонов, реквизированных немцами для военных перевозок. На участке железной дороги Малин-Лувен патриоты пустили под откос немецкий военный эшелон. Убито несколько десятков гитлеровцев.

Вечернее сообщение 9 апреля

B течение 9 апреля на фронтах существенных изменений не произошло.



8 апреля частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено не менее 20 немецких автомашин с войсками и грузами, взорван склад боеприпасов, подавлен огонь 5 артиллерийских и минометных батарей противника.



Южнее Балаклеи противник силами трех батальонов пехоты и 20 танков атаковал позиции Н-ской части. Пехота противника была встречена огнем из всех видов оружия, понесла большие потери и была вынуждена залечь перед передним краем нашей обороны. Наши бойцы перешли в контратаку и в рукопашной схватке нанесли немцам тяжелые потери. Гитлеровцы в беспорядке отступили. В этом бою немцы потеряли убитыми 1.200 солдат и офицеров. Сожжено и подбито 9 танков противника.



На Западном фронте наши войска совершенствовали свои позиции, артиллерийским и минометным огнем уничтожали живую силу и боевую технику гитлеровцев. Истреблено до двух рот немецкой пехоты, подавлен огонь минометной и 9 артиллерийских батарей противника.



Южнее Изюма Н-ская часть вела бои местного значения, в ходе которых несколько потеснила противника и улучшила свои позиции. Уничтожено 3 немецких танка, 2 самоходных орудия и шестиствольный миномет. На поле боя осталось 120 вражеских трупов.



На Кубани 19 снайперов Н-ской части за последние дни истребили свыше 200 немецких солдат и офицеров. Снайпер Концедал убил 18 солдат и одного немецкого офицера, снайпер Гайдаров истребил 27 немцев, старшина Галицяни - 28, сержант Гавриков - 60, старшина Мазницын уничтожил до 50 гитлеровцев.



Партизанский отряд, действующий в одном из районов Киевской области, внезапно ворвался в районный центр. В завязавшемся ожесточенном бою немецкий гарнизон был уничтожен. Партизаны разрушили телефонно-телеграфную станцию и захватили большие трофеи. Много хлеба, 8 тонн сахару и 10 тонн соли партизаны роздали местному населению.

Отряд украинских партизан в Сумской области организовал крушение железнодорожного эшелона противника, следовавшего к линии франта. Разбиты паровоз и 6 вагонов.



Добровольно сдавшийся в плен ефрейтор 218 немецкой пехотной дивизии Ганс Д. рассказал: «В прошлом году мы с нетерпением ждали окончания зимы. Мы надеялись, что весна и лето принесут нам долгожданную победу. Наши надежды не оправдались. Немецкая армия ничего не добилась и потерпела жуткую катастрофу под Сталинградом. С тревогой и страхом мы ждем приближающегося лета. Многие теперь утратили веру в победу. Среди солдат распространена поговорка: «Кто пойдет за Гитлером, тот не только ничего не выиграет, но и проиграет то, что у него есть». Уходя на пост или в разведку, солдаты, прощаясь, говорят друг другу: «До свидания в братской могиле».



Ниже публикуется акт о чудовищных зверствах немецко-фашистских мерзавцев в поселке шахты имени Красина, Ростовской области: «3a время оккупации гитлеровские бандиты убили многих жителей поселка. У ствола разрушенной шахты немцы соорудили застенок, в котором производились массовые расстрелы мужчин, женщин и детей. Трупы убитых сбрасывались в ствол. Перед расстрелом фашистские изверги брали у своих жертв кровь для немецких военных госпиталей. Выкачивание крови производилось в таких больших дозах, что арестованные, привезенные к месту казни, не могли стоять на ногах. После изощренных пыток гитлеровцы бросили в ствол Антонину Сапельникову, ее сына - 14 лет и дочь - 18 лет, Ф.Кузовлева, В.Моисеенко, И.Антоновича, Ф.Антоновича, П.Щеглова, М.Мельникова, П.Попова и его дочь, С.Силютина, А.Иванникову, И.Василенко и многих других. Немцы раздевали всех обреченных на смерть и делили между собой их одежду. Семьям расстрелянных гестаповцы сообщали, что арестованные отправлены на работу в Германию. Установлено, что ствол шахты стал могилой для многих мирных советских граждан, замученных и растерзанных гестаповцами.

Пусть весь советский народ, от мала до велика, знает об этих неслыханных преступлениях гитлеровских зверей. Мы призываем доблестных воинов Красной Армии и всех советских патриотов беспощадно мстить фашистским кровопийцам». Акт подписали: Д.Захарченко, С.Фисенко, Д.Андропов, П.Козьменко, Н.Пересада, Житникова, М.Поводарский и В.Кузнецов. // Совинформбюро.

________________________________________________
Вс.Иванов: Русское поле* ("Известия", СССР)
Е.Габрилович: Два года в боях ("Красная звезда", СССР)
В.Коротеев: 127 тысяч рейсов* ("Красная звезда", СССР)
А.Семенов: Облик советского асса* ("Красная звезда", СССР)
Бр.Тур: Последний бой Григория Жовтоножко* ("Известия", СССР)

Газета «Известия» №84 (8077), 10 апреля 1943 года

газета «Известия», апрель 1943, 1943, советская авиация, весна 1943

Previous post Next post
Up