Могучий возраст || «Известия» 23.04.1943

Sep 15, 2018 11:44


А.Кузнецов || « Известия» №95, 23 апреля 1943 года

Колхозники сельскохозяйственной артели Горшиха Ярославской области обратились с призывом посеять в каждом колхозе сверх плана несколько гектаров яровых культур и вырастить несколько голов скота в фонд обороны и помощи колхозам и колхозникам, освобождённым и освобождаемым от фашистских захватчиков. Долг каждого колхоза - поддержать этот патриотический призыв!

# Все статьи за 23 апреля 1943 года.




Получив смену, Н-ская истребительная часть вышла из боёв и разместилась на кратковременный отдых. Местечко сразу ожило, наполнилось голосами, песнями, музыкой. Население встретило дорогих гостей с восторгом, особенно молодёжь. Да иначе и быть не могло. Лётчики сами молоды. В авиачасти много отважных лётчиков, мастеров воздушного боя.

Гвардии капитан Гаранин штурмовал румынские города и сбил в воздушных боях десять немецких самолётов. Он - Герой Советского Союза, дважды орденоносец. Командир звена истребителей Орехов сбил двенадцать немецких самолётов.

- Вот уж, действительно, храбрец и мастер! - говорят в авиачасти о лётчике Александре Дмитриевиче Анискине.

Неравный бой, бой с численно превосходящим противником был стихией Анискина. Он выдержал десятки таких боёв в воздухе и сбил много немецких самолётов.

- Один-на-один меня не собьют, и два против одного тоже меня не собьют, - говорил Анискин.

Он погиб недавно героем в слишком неравном бою: один против шести «Мессершмиттов», сбив при этом несколько вражеских машин.

Вечная память Александру Анискину - днепропетровскому юноше! Это был храбрый, беззаветно преданный своей родине воин.

Дерётся авиачасть с начала войны, и здесь можно услышать ряд фамилий её ассов: Владимир Гаранин, Сергей Долгушин, Андрей Баклан, Александр Мошин, Аркадий Макаров, Александр Шишкин, Александр Котов, Василий Савельев, Николай Коваль, Владимир Орехов…

- Да вы расскажите о Холодове, - заметил однажды заместитель командира авиачасти. - Вот с кого надо брать пример!

Иван Михайлович Холодов в 1932 году окончил семилетку и поступил в Сталинградский судостроительный техникум. Одновременно он изучал лётное дело, мечтая о профессии лётчика. И через два года Холодов стал курсантом лётного военного училища.

…Бой завязался у линии фронта и продолжался над территорией, захваченной фашистами. Шестёрка наших истребителей под командованием Холодова сражалась против численно превосходившего врага. Бой длился долго и закончился победой советских лётчиков. Боеприпасы оказались расстрелянными, и горючее было на исходе. Четвёрке своих истребителей Холодов приказал возвращаться, а сам с лётчиком Макаровым остался на прикрытии. В этот момент появились ещё два «Ме-109ф». Они атаковали Холодова и Макарова, рассчитав, что горючее в машинах советских лётчиков кончается.

- Не уходить никогда, всегда атаковать! - правило лётчиков Н-ского истребительного полка.

Холодов и Макаров атаковали врага, оттягивая его на свою территорию. Когда «Мессершмитты», стараясь сосредоточить удар, угрожали Холодову, Макаров смело бросался к командиру на выручку, имитируя лобовую атаку…

Четвёрка истребителей была уже на своем аэродроме, а Холодов и Макаров все не появлялись. Наконец, в небе раздался гул моторов. Но самолётов не было видно. Бой шел на высоте более 2.000 метров. Два советских истребителя не уступали русского неба врагу. Старший лейтенант Владимир Орехов стрелой взмыл в воздух. За ним последовал капитан Мошин. Немцы бросились наутек, не добившись успеха. Холодов и Макаров поспешили сделать посадку. Моторы их заглохли, едва машины коснулись земли: горючее кончилось.

Высокие качества воина и командира приобретались трудом, завоеваны в многочисленных схватках с немецкими оккупантами. Только в боях за Великие Луки эскадрилья Холодова сделала 208 боевых вылетов и уничтожила в воздухе 27 фашистских самолётов.

При ликвидации Демянской группировки противника Холодов во главе восьмёрки советских истребителей встретился с двадцатью двумя вражескими бомбардировщиками. Под прикрытием большого количества «Ме-109ф» они шли на бомбёжку наших боевых порядков. Силы были слишком неравные. Но победа дается смелым! Ведь воюешь за родину, которая тебя воспитала и дала в руки все…

И Холодов атакует. Восьмёрка советских истребителей врезается в гущу фашистских машин и разгоняет их, заставляя немцев сбросить бомбы на свои же войска.

Воздушный бой разгорался. «Мессершмитты», имея численное превосходство, с яростью обрушились на советскую восьмерку. Нужно было напрячь все силы, всё внимание, чтобы не попасть под удары.

Лучшее средство в таких случаях - нападение. Холодов не столько отбивал атаки, сколько атаковал сам. В пылу боя он плоскостью своего самолёта протаранил один «Ме-109ф». Немецкий лётчик выпрыгнул с парашютом и попал к нам в плен.

Воздушный бой закончился полной победой холодовской восьмёрки.

На груди у Холодова пять орденов. Он удостоен звания Героя Советского Союза и за бои под Великими Луками - ордена Александра Невского.

Казалось бы, он всего достиг. Но Холодов, современный русский человек, советский лётчик, нынешние свои успехи рассматривает только как подготовку к ещё более значительным делам, к чему-то подлинно настоящему.

Окончательная победа над врагом - вот это настоящее. И ради нее Холодов неустанно, изо дня в день совершенствует свои знания, своё мастерство. Он учит этому своих товарищей и подчинённых - таких же горячих советских патриотов.

Н-ская авиачасть закалилась и выросла в боях с немецкими захватчиками. В ней нет ни одного лётчика, который не был бы награждён. Многие имеют по два, по три ордена и больше. Трое награждены орденом Александра Невского.

Тринадцати пилотам авиачасти присвоено звание Героя Советского Союза. Они завоевали это высокое звание в боях за любимую родину, защищая завоевания Октябрьской революции.

В воздушных боях за время войны авиачастью сбито 427 вражеских самолётов. Прекрасный счёт! И всмотритесь в него внимательнее. За первые месяцы - с августа 1941 года по март 1942 года - сбито 42 самолёта врага. С мая по октябрь 1942 года 274 фашистских воздушных пирата нашли себе могилу под ударами тех же лётчиков. И, наконец, в операции под Великими Луками и в районе Демянска лётчиками авиачасти сбито 112 гитлеровских самолётов. Великолепное нарастание мастерства и успехов!

Личный состав авиачасти неуклонно рос, совершенствовал материальную часть, изыскивал и находил новые приёмы боя, познавал тактику врага, вырабатывал свою тактику. В конце-концов авиачасть по праву получила звание гвардейской.

…Владимир Орехов недавно ездил в Тулу к отцу. Старый тульский оружейник, бывший солдат первой мировой войны 1914-18 г.г., ждал сына с понятным нетерпением, готовился к встрече, всем говорил, что «завтра приезжает Вовка». Несколько лет старик не видел сына и всё ещё помнил его октябрёнком, пионером, авиамоделистом Вовкой, с вечно порезанными пальцами.

Но вот распахнулись двери и на пороге появился высокий и статный гвардии старший лейтенант, дважды орденоносец. Старик растерялся и, не в силах произнести ни слова, молча застыл в об’ятиях сына.

Потом, сжимая его руку в своих мозолистых ладонях, он долго смотрел на Владимира и, должно быть, вспомнив Пушкина, которого любил, произнес:

- Младое племя!.. Могучий, славный возраст!..

Это мог бы сказать отец каждого пилота Н-ской истребительной части. // А.Кузнецов, спец. корреспондент «Известий». Н-СКИЙ АЭРОДРОМ.

**************************************************************************************************************************************************
В колхозе «Заря социализма» Кунцевского района Московской области. Пахота под ранние овощи.

Фото М.Грачева,



____________________________________________
В.Ильенков: Воля* || «Красная звезда» №281, 28 ноября 1943 года
Вс.Иванов: Русское поле* || «Известия» №14, 16 января 1943 года
В.Земляной: Советские ассы в бою* || «Красная звезда» №6, 8 января 1943 года
А.Семенов: Облик советского асса* || «Красная звезда» №84, 10 апреля 1943 года
И.Сербин: Авангард истребителей* || «Красная звезда» №88, 15 апреля 1943 года
Бр.Тур: Последний бой Григория Жовтоножко* || «Известия» №100, 29 апреля 1943 года

Газета «Известия» №95 (8088), 23 апреля 1943 года

газета «Известия», апрель 1943, 1943, А.Кузнецов, советская авиация, весна 1943

Previous post Next post
Up