С.Романов || «
Красная звезда» №149, 26 июня 1943 года
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Приказ Народного Комиссара Обороны (1 стр.). Правила ношения орденов, медалей, орденских лент, лент медалей и военных знаков отличия военнослужащими Красной Армии (1-2 стр.). В Народном Комиссариате Обороны (2 стр.). Указ Президиума Верховного Совета СССР (2 стр.). Сообщения Советского Информбюро (2 стр.). Майор Т.Лильченко. - Еще раз о штабном офицере (3 стр.). Подполковник С.Романов. - Темп воздушного боя (3 стр.). Бомбардировка нашей авиацией аэродромов противника, железнодорожного узла Орша и станции Карачев (3 стр.). Майор Я.Милецкий. - В лагерях польской дивизии (3 стр.). Вас. Гроссман. - Жизнь (4 стр.). Митинги по случаю второй годовщины Отечественной войны Советского Союза (4 стр.).
# Все статьи за
26 июня 1943 года.
В N авиачасти немало летчиков, которые имеют на своем боевом счету по 10, 20 и более сбитых вражеских самолетов и не знают поражения. Так, например, более 30 вражеских машин сбили истребители братья Борис и Дмитрий Глинка, 27 фашистских самолетов уничтожил летчик Покрышкин, 25 самолетов - летчик Рязанов, без малого три десятка сбил летчик Шмелев и т.д.
В технике боевой работы этих летчиков, помимо индивидуальной хватки, есть много общего, а именно - точность, быстрота, стремительность действий. Работу этих летчиков легко можно определить со стороны по их хватке или, как говорят, по «росчерку».
...Над передним краем нашей обороны неожиданно появились четыре «Мессершмитта». Намерения вражеского патруля были ясны: связать боем наши истребители и дать возможность безнаказанно отбомбиться своим бомбардировщикам. Однако в это время над полем боя появился Герой Советского Союза Борис Глинка со своим напарником пилотом Островским.
Встреча произошла неожиданно. Летчик Глинка, несмотря на двойной перевес в силах на стороне противника, сразу же ринулся в бой. Он имел преимущество в скорости, и это позволило ему быстро набрать высоту, занять выгодное положение для атаки. Резко взяв «горку», Глинка атаковал одного из немцев, пока те еще медлили. Через несколько секунд вражеская машина рухнула, боевой порядок немцев был расстроен.
Глинка стал хозяином боя. Стремительно начав схватку, он не терял взятого темпа до конца. Наоборот, в процессе боя он постепенно наращивал скорость, и его машина легко, словно играя, скользила по вертикали. Пилот Островский, хорошо слетавшийся с ведущим и уловивший его темп, не отставал от него ни на один метр. Вскоре был сбит второй «Мессершмитт». Оставшиеся немцы поспешили во-свояси.
За боем наблюдал с земли командир части. Он не знал, кто дерется в воздухе, но по приемам и хватке безошибочно определил:
- Это, конечно, работает Борис Глинка.
Метод Глинки - начинать и вести бой в стремительном темпе, на большой скорости - свойственен и другим выдающимся летчикам части: Шмелеву, Рязанову, Покрышкину. Большая скорость, которую они во-время и умело развивают перед боем, обеспечивает им свободный маневр по вертикали, нагон противника при выходе из боя, перехват, резкие эволюции. Научившись выжимать из машины всё возможное, эти летчики добиваются преимущества перед противником, особенно на вертикали. Самолет, развивший высокую скорость, легко идет вверх. Он набирает большую высоту на боевом развороте, нежели машина противника. Этого нельзя достигнуть, пилотируя на малых скоростях, когда машина становится менее маневренной, вялой.
Характерен в этом смысле недавний бой молодого, но выдающегося летчика Лавренова, сбившего в течение нескольких минут три вражеских самолета. Как и Борис Глинка, Лавренов пришел в зону истребления на большой скорости, которую он развил заблаговременно. Имея перед «Мессершмиттами» преимущество в скорости, а следовательно, и в маневре, Лавренов стремительно атаковал неприятеля.
Завязался бой. Атакуя один «Мессершмитт», Лавренов стал пикировать. Заход его был не совсем удачен, но большая скорость помогла при выходе из атаки. Увидев в отдалении «Ю-87», Лавренов быстро нагнал его и, прежде чем экипаж «Юнкерса» успел что-либо предпринять, сбил его двумя очередями. Затем летчик круто взмыл вверх, набрал высоту и продолжал бой. Сбив два «МЕ-109» и «Ю-87», Лавренов так же стремительно оторвался от противника и вышел из схватки без единой пробоины в машине.
Воздушный бой скоротечен. Исход его во многих случаях решают первые минуты. Поэтому так стремительны и энергичны бывают атаки наших мастеров, которые, как правило, берут в свои руки инициативу с самого начала боя. Они расстраивают противника и, становясь хозяевами воздуха, победой заканчивают столкновение. Надо сказать, что их методы боя еще не усвоены всеми нашими летчиками. Некоторые воздушные бойцы допускают явные ошибки; одни - потому что мало опытны, другие - вследствие неверных представлений о воздушном бое.
Однажды в зоне истребления появилась группа наших истребителей. Вел ее летчик Семенцов. Она тихо шла в район боев и вяло завязала схватку. Наблюдавшие с земли летчики тут же дали безошибочную оценку:
- Из этого боя толку никакого не будет.
Так оно в действительности и получилось. Следуя на малой скорости, ведущий стал с опозданием набирать ее лишь в непосредственной близости к противнику. Когда же скорость начала нарастать, ведомые, не приученные ходить в строю на повышенных скоростях, стали отставать, «юлить», и почти весь боевой порядок нарушился. Пока наши летчики набирали скорость и старались спароваться, чтобы вести бой организованно, противник занял более выгодные позиции. Группа Семенцова попала в довольно неприглядное положение и во избежание ненужных потерь была по радио выведена из боя. Эта ошибка является типичной для неслетанных пар, не умеющих держаться на больших скоростях в строю.
В боевой практике были такие примеры, когда летчик, проиграв бой или окончив его безрезультатно, пытался свалить вину на несовершенство конструкции самолета. Чтобы оправдать свою неудачу, такой летчик обычно заявляет, что скорость у противника была больше, чем у его самолета, вертикаль и маневренность выше и т.д. Но стоит только на его машину сесть мастеру, как она становится совсем иной. Оказывается, что скорость, вертикаль, маневр - превосходны. В руках мастера самолет работает безупречно.
Почему одна и та же машина ведет себя по-разному? Дело главным образом в том, что у некоторых летчиков существует неправильное понятие об использовании боевых свойств своего самолета. Возьмем тот же случай со скоростью. Многие летчики, подчас и немолодые, не «выжимают» скорость лишь потому, что страдают закоренелым пороком, оставшимся еще от мирного времени, - жалостью к мотору. Они считают, что сохранят мотор, если будут ходить над полем боя на крейсерской скорости. Боевую, повышенную скорость они начинают развивать лишь в тот момент, когда уже лоб в лоб встречаются с противником. Но ведь каждая машина имеет известную инертность и отдает свои качества лишь через определенный промежуток времени. Естественно поэтому, что летчик проигрывает бой в самом его начале, еще не успев по сути дела ввести в действие свою машину.
Стремясь бережнее относиться к мотору, такой летчик в действительности делает обратное. Вместо того, чтобы постепенно наращивать обороты и заблаговременно установить постоянный, ровный режим, он бывает вынужден резко работать газом при встрече с противником, и в результате мотор как раз больше изнашивается. Ведь именно резкие перемены в режиме работы мотора и влекут за собою износ и порчу деталей.
У каждого самолета существует своя боевая скорость. Летчику следует заранее, еще до прихода в полосу боев, постепенно набрать ее. На поле боя он обязан появиться уже имея достаточную боевую скорость, чтобы не нагонять ее рывками в момент столкновения. Когда летчик-истребитель «жалеет» мотор и вообще обращается со своей машиной, как с хрустальной посудой, это означает, что он слабо овладел ею, не проверил ее на всех режимах, а следовательно, и не может определить, что она в состоянии дать.
- Почему вы ходите на такой малой скорости? - спрашивает командир своего летчика после боя. Неопытный пилот обычно отвечает:
- Перегревается мотор.
И действительно, стоит только стрелке водяного термометра подойти к 80-85°, как такой летчик уже обеспокоен, боится прибавлять обороты, хотя в действительности мотор, имея закрытую систему охлаждения, рассчитан на более высокие температурные режимы.
Слабое использование скоростных качеств самолета существует кое-где еще и по той причине, что в некоторых подразделениях летный состав не научился ходить в строю (в паре, в четверке) на большой скорости. Поэтому ведущий, не уверенный в мастерстве ведомых, вынужден водить свою группу на малых скоростях, что постепенно укореняется, становится привычкой.
Примеры боевой работы некоторых наших летчиков, приведенные выше, весьма показательны. В приемах мастера нет чего-либо сверх’естественного. Грамотно используя боевые свойства своего самолета, он работает в бою преимущественно на большой скорости, и его напарник, натренированный в таких полетах, никогда не отстанет от него, цепко держится в паре. Мастер верит в машину, потому что знает ее до тонкости. Когда нет надобности, он не насилует мотор, но уж, когда требуется, выжмет из него всё, что только можно. //Подполковник С.Романов. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
***********************************************************************************************
ПЕСЕНКА
Как будто с тобою сижу и пою я,
Уж так на войне повелось,
Что все мы, солдаты, живем и воюем,
Чтоб легче любимым жилось!
А ты не письмом, так открыткой обрадуй,
Хорошей любовью храня.
Живи, сероглазая, всем на отраду,
Но больше всего - для меня.
Каким в ней приветом меня приголубишь,
Ты всё освети, озари.
Ты как меня помнишь, ты как меня любишь,
Еще и еще повтори.
Ведь если и здесь без тоски и кручины
Мне песню сложить довелось,
То только по старым и веским причинам, -
Чтоб легче любимой жилось!
Александр Прокофьев. ЛЕНИНГРАД.
__________________________________________________
И.Эренбург:
Два года ("Красная звезда", СССР)
Ю.Жуков:
Вещи и люди ("Комсомольская правда", СССР)
Е.Кригер:
В июне 1943 года || «Известия» №146, 23 июня 1943 года
Н.Кружков:
Русская сила || «Красная звезда» №146, 23 июня 1943 года*
Б.Полевой:
Трофеи великих битв || «Правда» №157, 22 июня 1943 года
Газета «Красная Звезда» №149 (5520), 26 июня 1943 года