Вс.Иванов. Русские в Берлине

May 18, 2019 23:55


Вс.Иванов || « Известия» №99, 27 апреля 1945 года

Красная Армия овладела городами Штеттин и Брно! Родина приветствует своих славных воинов!

# Все статьи за 27 апреля 1945 года.

(От специального военного корреспондента «Известий»)




Среди великого множества удивительных и благородных дней, которые переживает человечество, дни, которые мы сейчас наблюдаем в Берлине, быть может самые возвышенные и удивительные. Достаточно взглянуть мельком на дороги, прилегающие к столице фашистской Германии, чтобы увидеть необыкновенную и поучительную картину. По обеим сторонам идут нескончаемой лентой два гигантских потока людей: одни - из Берлина, другие - в Берлин.

Из Берлина - пешком, на фурах или тележках, с узелками и чемоданчиками - уходят те, которые под кнутом и кровавой свастикой работали на немцев. Выражение их лиц невыразимо никакими словами. Но пусть каждый, кто хочет знать их состояние, вспомнит самые радостные и счастливые минуты своей жизни, и, возможно, перед ним встанут эти лица. Они идут, оставив позади себя гнет, тоску, голод, унижение. Они идут на восток для счастья и творчества. По другую сторону дороги идут к Берлину немцы. Это те, кто убежал в леса или в ближайшие селения от титанического огня нашей артиллерии или от бомбежек союзников, или вообще, на всякий случай. Теперь они идут обратно. Лица их бледны, пыль струями бежит по их одежде и темными пятнами ложится у глаз, неподвижных, вопросительных, угрюмых.

И посредине этих потоков в грохоте, говоре, песне - на машинах, конях и пешком - идет Красная Армия. Запад охвачен алым дрожащим светом. Горит Берлин. Пахнет гарью. Тени от пушек, танков и людей, густые и темные, как деготь. Вглядываешься в лица бойцов, и видно, что все дрожит от нетерпения и все наполнено глухим и ярым чувством к врагу, тем чувством, которое несет победу.

Откуда-то сбоку на дорогу выходят тяжелые танки. Они идут с таким грохотом, их так много, что от восторга стучат зубы, и не веришь своим глазам и смотришь на изумруд зелени по краям дороги, и, как ни странно, приближает тебя к реальности большой, толстый плюшевый медвежонок на головном танке, привязанный где-то возле башни. Растопырив пухлые лапки, медвежонок тоже мчится в бой, может быть, для того, чтобы вернуться к детям и сказать, что скоро войне конец.

Автострада, опоясывающая Берлин, пустынна и тиха. Мы пересекаем ее. Километра два-три, и перед нами Берлин. На улицах баррикады, наскоро выстроенные из бревен, промежутки между которыми засыпали землей. Кое-где надписи по-русски: «Мин нет».

Офицер говорит:

- Бой - в трех километрах.

То, что над улицей проносятся самолеты и где-то рядом ухают зенитки и слышны взрывы, а в соседнем квартале горят три огромных дома и в больших окнах бушует густое оранжевое пламя, офицер-сапер не считает боем. Неспеша он руководит разборкой баррикады. Сапёры оттаскивают бревна.

Едем широкой улицей. Среди шестиэтажных домов по линии трамвая, посредине улицы - газон и голые деревца. Мостовая изрыта снарядами. Молодые люди - немцы с белыми повязками на рукаве - подметают улицу, убирают осколки, засыпая пробоины, а более пожилые и с более широкими белыми повязками стоят у дверей своих магазинов. Двери и витрины забиты досками и от разрывов, и чтобы, не дай бог, не пострадало имущество от рук своих же, немцев. Вчера, например, наши кинорежиссеры засняли сцену, когда население квартала разнесло и разграбило продовольственный магазин. И вот седые люди с испуганными лицами стоят возле своих лавочек, стоят неподалеку от боя, - а бой в полукилометре, - стоят и стерегут. Велик бог наживы.

Проехали еще два-три квартала. Здесь уже и немцы не стоят у своих магазинов, а прячутся в под’ездах. Здесь отчетливо не только слышна автоматная стрельба, но и видна. В следующем квартале - шлагбаум через улицу. За шлагбаумом - бой, передний край. В сотне шагов горит подожженная «фаустом» машина, а на перекрестке улицы лежит прикрытый шинелью убитый советский воин. Это сержант Васин, командир отделения, пехотинец.

image Click to view



Великие исторические победы свершили Красная Армия, весь советский народ в канун первомайского праздника. Мы долго боролись с врагом, долго напрягал все свои силы советский народ, чтобы именно сейчас притти к полному разгрому врага. Шел к этому разгрому и сержант Васин, что лежит под шинелью, на камнях берлинской мостовой. Он шел упорно, воодушевленно и радостно. Он родом из села Бекетовка Ульяновской области, из той области, где родился наш учитель Ленин. Сержант Васин положил свою благородную жизнь за идеи Ленина-Сталина, за нашу отчизну.

К нам подходит капитан. Где-то здесь, поблизости, в одном из дворов, стоит санитарная машина. Капитан отошел на минутку поговорить с товарищем да и забыл, в каком дворе. Рука его перевязана. Мы спрашиваем:

- Легкое ранение?

- Осколком навылет в руку. Три пальца шевелятся, а остальные нет, - говорит он, легко улыбаясь, словно и не чувствуя боли. Видимо, заметив удивление на наших лицах, говорит:

- Я привык. Я уже пятый раз ранение получаю.

Он, несомненно, испытывает боль, и, несомненно, ему надо поскорее ехать в лазарет, но ему не хочется покидать Берлин, и, кто знает, может быть, он и не забыл, где находится санитарная машина. Он говорит охотно, неспеша, отчетливо выговаривая слова, и в словах его нет никакой рисовки. Это - обыкновенный русский человек, капитан А.Н.Глазков из Калужской области. Начал войну солдатом в 1942 году, сержантом оборонял Сталинград. Награжден тремя орденами и медалью. Лицо его, молодое и приятное, кое-где покрыто синими крапинками, обожжено порохом.

- Где вас, капитан, обожгло?

- В Сталинграде обожгло.

Ныне он - командир пулеметной роты. Сегодня вместе со своей ротой форсировал Шпрее. - Там, где станция железной дороги, завод и церковь, - говорит он, показывая рукой туда, где течет река. - А вы к центру пробираетесь?

- К центру.

- Ну, Берлина не узнать! - восклицает капитан.

- А вы разве были здесь раньше?

- Не был, но, по всем расчетам, здесь, раз центр, - должны быть здания, а вместо них одни развалины. Жители сидят в бункерах, которые раньше понастроили от бомбежки.

Он раскланивается и, отходя, говорит:

- Ненависть привела-таки нас в фашистское логово. Я доволен. Побывал в Берлине.

И он идет медленно, зорко вглядываясь в дома, в улицу, в небо, видимо, впитывая в себя весь аромат и страсть великого боя за Берлин. // Вс.Иванов.

________________________________________
Б.Горбатов: В Берлине || «Правда» №99, 26 апреля 1945 года
Вс.Вишневский: К Берлину! || «Правда» №97, 23 апреля 1945 года
Л.Леонов: Русские в Берлине || «Правда» №109, 7 мая 1945 года
М.Мержанов: Огонь по Берлину! || «Правда» №96, 22 апреля 1945 года

Газета «Известия» №99 (8709), 27 апреля 1945 года

битва за Берлин, газета «Известия», весна 1945, апрель 1945, Всеволод Иванов, 1945

Previous post Next post
Up