«Фаворитка», рецензия: Постфеминистический маньеризм

Mar 06, 2019 12:59





Всякий текст на фильмы Лантимоса можно, конечно, начинать с позы скрещенных на груди рук и гримасы на лице, реагируя, тем самым, на излишне громкие восторги, остерегающие его творчество от адекватного восприятия. Но, если оставить попытки социализации и не пытаться высмотреть или высказать причины большой народной любви, которые и без того прорастают на поверхности, то можно спокойно переходить к разговору о фильме, да не сразу. На пути встают американские награды. Считается, что это важнейшая часть кинопроцесса и говорить о них не менее важно . Какое отношение они имеют к материалу - неизвестно, но хорошим тоном считается упомянуть, что «Фаворитка» - это фаворит недели, месяца, наградного сезона и всей жизни упоминающего.



Десять номинаций на «Оскар» (и только одна сработала), сразу три из которых за женские партии: Оливии Колман за ведение на экране образов теряющей ментальные и физические силы королевы Анны; другие две - двум её фавориткам по фильму - Рэйчел Вайс за роль леди Мальборо и Эмме Стоун за роль племянницы Мальборо, когда-то тоже леди, а теперь служанки Эбигейл, без статуса, но со стержнем внутри, по умолчанию стремящуюся ко власти. Она же - главная героиня. В наградных списках числилась вторым планом, первым - безвольная правительница. Такое распределение номинаций словно бы вторит фильму, его ехидным постфеминистичким издёвкам. Хотя, о чём речь, - стоит ли столь буквально обращаться с прочтением циничного издевательства над матриархальным миром в картине, когда в хитром прищуре современности можно лишить происходящее гендера, сведя всё к элементарным метафорам общества, власти, власть имущих и страждущих. Государство, чиновники, управленцы и подлизы - в мире животных во всех смыслах и прямоте образов. И тут, чтобы не прогадать с подбором окуляра к прочтению, для начала определим, скажем так, авторскую строфу и размер шрифта, с величиной приложенных к нему закорючек. Говоря прямее - этико-эстетическую канву.



Работы Йоргаса Лантимоса, как бы претенциозно это ни звучало - воплощение приставки «квази» в кино. Его стиль - почти идеальный маньеризм. И в отличие от того же Соррентино, работающего в схожем направлении, - Лантимос действует открыто и закладывает всё сразу в форму. Пошлость и глупость в его фильмах, безусловно, остаются пошлостью и глупостью, но выглядят, в первую очередь, предметом насмешек, целью, на которую приходится удар, а уже потом - инструментом или, если хотите, самим ударом. По крайней мере, «Фаворитка» действует примерно таким образом. Ловкое шутовство, от которого можно шутя изогнуться в любую сторону. Если, положим, по некоторому ряду свойств перекликающаяся с «Фавориткой» «Коллет» Уоша Уэстмоленда была осовремененным - как минимум, ритмом - историческим произведением, то новинка Лантимоса - псевдоисторический фильм, с псевдоисторическими персонажами. Они изъясняются на языке классической театральной сцены и попадают в соответствующие передряги (если бы выражение куртуазный маньеризм можно было использовали по прямому назначению слов - сюда бы оно подошло как не сказать точно).

К сценическому обращается и построение фильма, разделенное на главы комичных названий. Оператор и антураж нарочито оборачивают это в якобы искусство, на деле - с приставкой «псевдо». Перегруженность композиции, выверенная красота кадра, идеальное построение фигур, света, точки съемки, движения камеры - любое, на первой взгляд точное и безупречное в мгновение обрывается. То фразой персонажей, то саркастической выходной - линией съемки или прямой речью. Выверенная проходка резко заканчивается, герои начинают себя неподобающе сцене, образу или веку вести; смысл главы вываливается в глупом диалоге, не дав воображению разыграться. Считывается режиссёрская отметка о том, что семантика материала проще, чем её можно вообразить. Возможно, тут же и режиссёрская оценка темам, которые он ненароком задевает. В итоге, одни зрители отмечают мораль и циничную, но доступную форму подачи, другие - аморальность и инфантильность, если не сказать мягкотелую тривиальность содержания. Не сказать, что для первых в тексте «Фаворитки» подвернуться изменения (относительно его прошлых работ), но в глазах последних - Лантимос имеет все шансы показаться повзрослевшим, накопившим опыта, ума и явно похорошевшим.

image Click to view



Автор текста: Александр Савенков

Previous post Next post
Up