Крым. Музей подводных сил Черноморского флота.

Jul 04, 2009 19:04


Музей подводных лодок - это памятник военно-технического и фортификационного искусства советского периода. Расположен в западном горном склоне Балаклавской бухты.Создавался в период 1957-1961 гг. с целью защиты подводных лодок, ремонтной базы и командного пункта подводных сил Черноморского флота от ядерного удара противника.





Создавался в период 1957-1961 гг. с целью защиты подводных лодок, ремонтной базы и командного пункта подводных сил Черноморского флота от ядерного удара противника. Здесь же кроме подземного завода были построены и штольни-хранилища топлива и ядерных боеприпасов (Объект 820). Это был первый и тогда единственный в стране подземный комплекс по ремонту и укрытию подводных лодок.

Из истории:
В конце 40-х годов XX века в СССР была принята "Комплексная программа по защите основных военных и промышленных объектов от последствий ядерного оружия". В соответствии с ней и с учетом дислокации в Балаклавской бухте основной базы подводных лодок Черноморского флота было принято решение о постройке на западном берегу бухты объекта противоатомной защиты 1 категории устойчивости.

Объект первой категории устойчивости в противоатомном отношении, позволял в полном автономном режиме при ядерной атаке длительное время осуществлять ремонт подводных лодок и укрывать несколько тысяч человек.

С момента строительства завода Балаклава стала совершенно "закрытым" городом, въезд в который осуществлялся по специальным пропускам даже для севастопольцев. При строительстве объекта, в горе Таврос было выработано более 200000 кубометров скального грунта для устройства сквозного 500-метрового подземного морского канала и больших размеров штолен, где размещались: командный пункт, сухой док, ремонтный цех, арсенал с боеголовками торпедных аппаратов и ракет, хранилища, топливные склады другие вспомогательные помещения. Общая площадь всех помещений и ходов завода - 5100 кв. м, площадь водной поверхности под землей достигает 3000 кв. м.



В 1953 году правительством утвержден проект подземного сооружения, разработанный Ленинградским государственным проектным институтом "Гранит".
Объект состоял из нескольких частей: ремонтной части - объект 825 ГТС ("гидротехнические системы") с водным каналом длиной 608 м, глубиной 8 м, шириной от 10 до 24 м, топливного хранилища на 9,5 тысяч тонн ГСМ и арсенала -объекта 820.
Автономность укрытия - 30 суток. Общая площадь - около 15 тысяч кв.м. Численность персонала ремонтной части - 300 человек, арсенала - около 150 военнослужащих.
Строительство сооружения начато в 1954 г. специально созданным военным горностроительным отрядом Черноморского флота. В феврале 1956 г. на помощь военным строителям были направлены метростроевцы из Москвы и Харькова (на основе отряда было создано предприятие п/я А 3861 - ныне строительное управление № 528).
Полностью подземный комплекс был сдан в эксплуатацию в 1963 г. В первую очередь в 1961 г. была введена в строй ремонтная часть (объект 825 ГТС), которая предназначалась для укрытия, ремонта и обслуживания дизельных подводных лодок малого и среднего класса. Она включала в себя: канал, сухой док (доковую камеру), производственные площади, на которых
размещались станочный парк, участки по проверке лодочного электро- и гидрооборудования, служебно-бытовые и складские помещения.



Искусственное "гнездо" для подводных лодок, помимо укрытий для семи лодок, имело вырубленный в скальном грунте подземный сухой док, где производился их капитальный ремонт. Из Балаклавской бухты подводная лодка своим ходом заходила в канал и далее с помощью специальной системы тросов и лебедок перемещалась по полукилометровой штольне. Завод строился в противоатомном отношении первой категории защиты, имел подземный сухой док длиной 70 м, шириной - 10 м и глубиной - 7,5 м, а также большие производственные площади. Наибольший диаметр штольни достигал 22 м. Со стороны бухты вход в штольню перекрывался многотонным плавучим батопортом, который поддували воздухом, и он всплывал. Выход из подземного комплекса в открытое море также перегораживался батопортом, который отводился в сторону, выпуская субмарины. Вход в подземный комплекс со стороны Балаклавской бухты был хорошо замаскирован. Таким образом комплекс был полностью изолирован от внешней среды. Его защита позволяла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью до 100 килотонн. Максимальная высота внутренней полости комплекса достигала высоты трехэтажного дома.



Александр Политов, главный инженер музея:
«В случае военных действий здесь могли находится до 9 малых дизельных лодок, так называемые «Малютки», и до 8 средних лодок».



Виктор Карпов, руководитель центрального музея вооруженных сил Украины:
«Если бы оно все взорвалось - Крыма бы не было. Это хранилище полностью по желтую линию было запаковано ядерным оружием».



Именно в Балаклаве испытаны все крылатые ракеты подводного базирования в СССР. Тайна была настолько большой, что этого города даже на картах не существовало. Именно здесь испытали все ракеты, которыми сейчас вооружены атомные субмарины России.

Виктор Карпов, руководитель центрального музея вооруженных сил Украины:
«На этом полигоне была испытана самая совершенная ракета РСМ-54, «Синева»».





Теперь от бывшего величия не осталось и следа. Последнюю лодку этой базы порезали на лом в 1993 году. А подземным городом ходят толпы туристов. Чтобы спасти хотя бы память, энтузиасты-подводники устроили музей …





Френк, из Америки:
«Я чувствую так, как будто попал в прошлое. Это чудесно. Будто я Джеймс Бонд».







Ну и бонусом, несколько фоток с улицы. Балаклава. Бухта.







Крым

Previous post Next post
Up