Абзетцеры (большие экскаваторы) в Московской области

Apr 12, 2009 07:42


Всем привет!

Продолжаются мои беззаботные и безработные будни. Сегодняшнее солнышко так и звало на улицу! Я поддался этому порыву.
Открываю рюкзак, кидаю туда фотик, навигатор, сигареты, телефон. Прыгаю в тачку. Поехали.
Солнце, пустая дорога, хорошая музыка. Едем на Юго-Восток от Москвы. Совсем незаметно, спустя 80 км, я долетаю до города Воскресенск. Включаю навигатор, ввожу координаты конечного пункта. «Ура!» - осталось 8 км до точки назначения! Выезжаю из города, через несколько километров в сосновой роще кончается асфальт. Ползем по песку. За поворотом моему взору открывается вид на тех, за кем я приехал:








Вдоль уже прорытого ими Лопатинского карьера крадемся к монстрам ближе:



«Офигеть!» - воскликаю я! «Трансформеры» просто поражают своими размерами! Передо мной стоят два железных многоэтажных здания на гусеницах!

Кстати, само место, карьер, также занимательное.
Лопатинский карьер, он же - Лопатинский фосфоритный рудник, крупнейшее в Европе месторождение ценных полезных ископаемых - фосфоритов.




По совокупности условий на Лопатинском руднике было показано применение так называемых многоковшовых экскаваторов (зачастую, собирательно именуемых абзетцерами), обладающих повышенной производительностью.

Абзетцер (нем. Absetzer, от absetzen - отодвигать), многочерпаковый экскаватор для выемки и перемещения пустых пород на отвалах карьеров. Абзетцер бывают черпаковые (разгрузочный механизм - горизонтальная черпаковая рама) и черпаковоленточные.
Производится с ковшовой рамой в качестве зачерпывающего и отсыпающего механизма или со специальным устройством для зачерпывания породы (ковшовая цепь или ротор) и консольной фермы с конвейером для отсыпки. Ковшовые цепи применимы только для отсыпки отвального уступа ниже уровня стояния (нижняя отсыпка), ленточные - как для нижней, так и для верхней отсыпки. Высота уступов при нижней отсыпке для ковшовых цепей составляет 10-15 м, для ленточных - до 40-60 м; при верхней отсыпке для последних высота уступов составляет 20-30 м.

Наиболее активная добыча велась в 60-е годы XX века.
На карьерах работали все основные виды многоковшовых экскаваторов - двигающиеся по рельсам, перемещающиеся на гусеницах, и, наконец, экскаваторы, предпочитающие шагать «приставным» шагом. Рельсовые экскаваторы укомплектовывались специальным приспособлением - путепередвигателем, умеющим передвигать железнодорожное полотно.Иду к первому. Смотрю в карьер (кстати, глубина карьера этак с 4-5 этажный дом) - над ним свисает «ковшик»:



Если для сравнения - размеры его почти равны моей тачке (Mazda3 hatch).

Кстати...
...комплекс мероприятий по добыче фосфоритов привел к созданию в этой местности невероятного ландшафта. Длинные и глубокие желоба карьеров перемежаются длинными и высокими песчаными грядами, переходящими постепенно в плоские как стол песчаные поля, геометрично засеянные соснами.

Сей монстр что обслуживается двумя машинистами, один управляет ковшами, второй отвечает за погрузку в вагоны, еще в смене начальник и ремонтная бригада, что работает машина, не смотря на огромные размеры, достаточно тихо.




Этот экскаватор отечественного производства.
Шагающий экскаватор-драглайн «НКМЗ» ЭШ-11/70. НКМЗ (Новокраматорский Машиностроительный Завод) начал работу в Донецкой области в 1934 году и сейчас является крупнейшим изготовителем горнодобывающего оборудования в Украине. Название модели ЭШ-11/70, расшифровывается: ЭШ - электрический шагающий, 11 - обьем ковша (куб.м.), 70 - длина стрелы в метрах. Рабочий вес, около 700 тонн. Машина применяется для вскрышных работ, удаляя верхние слои почвы и освобождая тем самым, доступ к полезным ископаемым для, стоящего недалеко, коллеги.

Драглайн (англ. dragline) - одноковшовый экскаватор с гибкой канатной связью стрелы и ковша. Длина стрелы достигает 100 м, вместимость ковша - 80 м?. Оборудуется, как правило, шагающим ходом. Применяется на карьерах, в гидротехническом и мелиоративном строительстве. Гибкая подвеска ковша и легкая решетчатая стрела драглайна обеспечивает наибольший радиус, наибольшую глубину копания, а также наибольшую высоту выгрузки по сравнению с другими видами рабочего оборудования экскаваторов. Кроме того, драглайны обладают высокой производительностью. Однако гибкая подвеска ковша не обеспечивает достаточной точности копания и выгрузки. Перемещение грунта в транспортные средства драглайнами затруднительно. Поэтому выгрузка грунта или полезных ископаемых производится в отвал - откуда перегружается в транспортные средства другими типами экскаваторов или погрузчиками. Ковш драглайна подвешивается на цепях к подъемному и тяговому канатам.




Обходим его в направлении второго «трансформера»:




Пока крадемся к следующему дам краткую справку:
Под Воскресенском добычу фосфоритов вели именно многоковшовые экскаваторы. До лета 2006 года находились три абзетцера: два немецких добывающих многоковшовых карьерных экскаватора Bukau ES-400-20/8. (400 литровый ковш, 20 метров максимальная высота и 8 метров максимальная глубина копания) и один советский вскрышной экскаватор. Кроме них можно было посмотреть на путепередвигатель, сравнительно небольшой агрегат, который передвигал пути, по которым двигались все эти махины и кабелеукладчик.

Монстров каким-то хитрым образом собирали на земле и поэтапно монтировали в единое целое. Представить себе и понять этот процесс - анреал... Добычу монстры вели с 60-х до 1993 года. Техосмотр проходили ежегодно, последний был в 1992 году... без ТО агрегаты проработали еще год, а потом окончательно развалившемуся предприятию они стали не нужны... и машины, которые могли исправно работать целый век, оставили тут попросту погибать...




Судьба этих трех гигантов грустна, но они хоть успели ударно поработать. А еще один абзетцер с объемом ковша 710 литров был собран около Луховиц. Собирали его как раз в конце 80-х годов. Собрали... и начались перестроечные реформы, никому огромный монстр стал не нужен. Он даже не успел зачерпнуть грунта в свои ковши... Простояв несколько лет без применения он был разграблен и растащен в пункты приема металлов.

Второй еще больше поражает своими размерами! Он намного больше первого! Это 7-9 этажка на гусеницах!




Этот экскаватор - многоковшовый цепной экскаватор «Takraf Ers 710». Он имеет замкнутую, непрерывную схему хода ковшей, они расположены не по кругу, а на длинной, конвеерообразной стреле-основании.:







В прошлом драглайны имели широкое распространение во всех классах и размерных группах строительных одноковшовых экскаваторов. В настоящее время, ввиду широкого распространения гидравлических экскаваторов, драглайны представлены только в тяжелом классе строительных экскаваторов.




Становится немного грустно, что из всего былого величия и целой армии монстров остались в строю только 2 штуки.
В 2003-2006 г.г. монстры были разрезаны на части, полностью разобраны и вывезены, осталась лишь небольшая кучка металлолома да пара хозяйственных зданий, в одном из которых содержится сторож. Смотреть здесь, увы, больше нечего - можно лишь оценить грандиозность размеров выкопанного монстрами карьера.




В прежние времена было до 15 абзетцеров, в основном тех, что передвигались по рельсам (а не как этот - гусеничный). Потом, когда закончился коммунизм, строить три полосы рельс для передвижения абзетцеров стало слишком накладно и их просто списали на металлолом. Остался только абзетцер, который передвигается без рельс с помощью гусениц. Три полосы нужны потому что третья посередине для вагонов. TAKRAF питается электричеством, 6000 вольт.

Сильно поразило количество и хитросплетение тросов:




Монстр на отдыхе свесил свою пасть над пропастью:




Вот и все. Впечатленный ухожу от «трансформеров». Я видел русский Шагал (используется для снятия верхнего покрова грунта, Шагал, потому что шагает) и ГДРовский TAKRAF на 6 гусеницах - собирает песок. Раньше Абзетцеры добывали руду, а сейчас собирают для продажи песок - рыночная экономика :)

Съездить стоит, хотя бы для общего развития, там в округе много занятного железа, транспортеры огромные, есть кран, целиком разгружающий «желдор» вагоны....не на этом карьере, правда, но описания в сети есть...

Ну и интересный, подробный отчет об абзетцерах смотрите здесь: http://student-geolog.livejournal.com/72453.html

Репортаж, Фотография, Техника, МО

Previous post Next post
Up