Как перевести детские слова? (21+)

Aug 15, 2014 17:54

В жарком и пыльном южном городе девочка лет 7-8 висит на газовой трубе вверх ногами, подметая длинными волосами землю. Прохожая женщина решила вмешаться (то ли трубу уберечь, то ли волосы ( Read more... )

детство, Ростовская область, язык

Leave a comment

"еб*т - не е*ет" sant4 August 16 2014, 08:40:45 UTC
Странного в этом мало. Некоторые либералы считают, что расширение степени свобод должно распространяться лишь в позитивном направлении. А она лезет во всех. Учитывая, что культура = системе запретов и предписаний, они снимаются и в важнейшем ее компоненте - языке.
Вопрос шире и серьезнее, чем кажется. Следование модной в 70-х сентенции доктора Спока "говоря ребенку "нет", Вы убиваете в нем гения" по большей части приводит не к гениальности, а к неврозам, психозам и прочим психическим и социальным проблемам, связанным с невозможностью успешной социализации за границами родительского патернализма.
В либеральном спектре (среди тех, кто попроще) общественного мнения доминирует точка зрения, что табуирование - абсолютное зло: телеведущая С.Сорокина с куриной серьезностью могла вопрошать с экрана "А нужны ли запреты вообще?"; "яркая" представительница креакла Собчак также в эфире поливала отборным матом несколько минут подряд свою, не то костюмершу, не то визажистку за то, что та привела на съемку молодую актрису для того чтобы та посмотрела на это "светское животное" живьем - ей предстояло на сцене воплощать эту "героиню нашего времени"; "узкоглазое лицо нашей демократии" (креативно и конъюнктурно сменившее русскую фамилию на японскую - Хакамада) истошно вопила в эфире, что только демократические свободы могут обеспечить настоящий расцвет творческой мысли (она до сих пор не в курсе, что в СССР патентовалось открытий и изобретений почти втрое больше, чем в Японии и США вместе взятых, а сейчас впятеро меньше, чем в Ю.Корее, на уровне Польши). Может быть это являлось причиной резкого падения масштабов открытия малого бизнеса, который она курировала в правительстве при Ельцине.
Ну, а "еб*т - не е*ет" - так, бытовые издержки теперь модного тренда...

Reply

Re: "еб*т - не е*ет" 0_stranger August 16 2014, 15:06:45 UTC
Ну, мат всегда был. Никакая диктатура ничего с ним поделать не могла. И не сможет. Чистота советского телевидения никак не влияла на язык, на котором говорил народ. Это журналистам можно запретить материться, а ребенку как? Она просто говорит на языке своей семьи. Сегодня видел как две молодые пары с тремя детьми говорили на таком отборном матерном языке, находясь в центре т.н. "народных гуляний", обеспечивая слышимость в радиусе пары десятков метров. В итоге дети вырастают, не подозревая, где начинается мат, где кончается нормальная речь.

Reply

Re: "еб*т - не е*ет" sant4 August 17 2014, 04:15:30 UTC
Я не отношу себя к стерильным моралистам и считаю ненормативную лексику составной частью национальной культуры той страны в которой она существует. Но вот степень ее распространения а, иногда и смыслы, которые мат несет, заставляет задумываться об индикации культурных трендов.
О смыслах. В источниках 14 в. встречается выражение "пес еб твою мать" из которого вполне понятно, что хотел сказать о своем визави его собеседник. Современная русская рудиментация (без этого пса) удаляет конструктивный смысл тирады, оставляя лишь грубое упоминание об очевидном факте. Теряя личностный смысл в русском языке фраза становится эмоциональным междометием, имеющим самую различную ситуационную коннотацию - сожаления, восхищения, оскорбления, гнева, удивления и т.п. Образно это хорошо показано в анекдоте в котором дедунька рассказывает внучку про салют: "Сначала - нихуя. Потом Хуяк! Хуяк! Хуяк! Ё-о-о-о-б твою-у-у ма-а-а-ть!!! И снова нихуя".
А вот в гордом грузинском воплощении происходит намеренный переход на роль личности в "истории": "я твою маму е*ал!" или "я е*ал всю твою домовую книгу". Очевидно, в этом этническом варианте говорящий присваивает себе патриархальный статусный плюсик, присущий вожаку стаи, имеющего право доступа к любой самке клана. Поэтому они острее реагируют на "обиходное" поминании мамы в России. В традиционном криминальном мире мат вовсе в повседневном общении не применялся - за него надо было отвечать, иногда - жестоко.
Про масштаб. Совершенно неверно считать, что с матом, как и любой другой культурной атрибутикой, ничего не происходило. Утверждения что мат был всегда напоминают либеральные аргументы вроде того, что и при Сталине воровали и взятки брали. А то обстоятельство, что размеры выросли в сотни тысяч и миллионы раз, как-то обходится стороной, как несущественная деталь. А количество неизбежно переходит в качество. И одно дело, когда деяния совершают парии общества, и совсем другое, когда - это референтный процесс формирования новых элит. Изменения в культуре здесь связаны не только с изменениями режимов, но и с волнами маргинализации. Питер в двадцатом веке пережил несколько таких волн, связанных с существенной убылью коренного населения и массовым наплывом мигрантов: послереволюционную, послевоенную, массовую трудовую миграцию 70-х и постсоветскую. Дело не в том, что жители деревень или поселков имеют какую-то особую порочность. Просто они ведут себя так, как ведут себя во всем мире маргиналы, потерявшие традиционное культурное окружение, суть и формы социального контроля и не усвоив таковые нового социального окружения - агрессивно и разрушительно. Это форма психологической гиперкомпенсации. Кроме того, любая демократизация (люмпенская, пролетарская, деревенская или обывательская) с необходимостью означает и моду на опрощение. Сейчас масштаб применения нецензурной лексики стал совершенно иным. Я вполне хорошо помню время лет 30 с лишним тому назад, когда вернувшись уже из армии воспринимал как личное оскорбление изредка звучавшую в транспорте или ином общественном месте "не спровоцированную" кем-то матерщину. Хотя в нужном месте и времени вполне сам ею пользовался. Таковой же была реакция и большинства окружающих. Сейчас же не только случаем, но мейн-стримом является постмодернистское смешение высокой и массовой культуры, эстетики и эпатажа. И как следствие легитимация мата в искусстве и СМИ, что имеет и обратное кумулятивное воздействие (двойную структурацию).

Reply


Leave a comment

Up