Нечто схожее с движением Slow Food появилось и в России в виде фермерского кооператива LavkaLavka
NB Life:
"Работая в престижном журнале «Сноб», в 2010 году Борис Акимов в один момент оставил журналистику и создал, пожалуй, самый узнаваемый фермерский бренд в России - кооператив LavkaLavka, а чуть позже и сам завел фермерское хозяйство. В 2015-м выручка его компании составила около 300 млн рублей и, несмотря на кризис, продолжает расти. О том, почему в его жизни произошел столь крутой поворот, собирается ли LavkaLavka завоевывать регионы, и зачем ему дом без электричества, Борис рассказал NB. <...>
- С 19 и до 32 лет я работал журналистом и этим зарабатывал себе на хлеб. Но потом так сложилось, что увлекся темой еды, начал больше про это писать, готовить, дружить с фермерами. В это же время стал терять интерес к основной профессии. Возможно, это связано с тем, что в конце 90-х - начале 2000-х журналист был довольно важной персоной в обществе, к нему прислушивались, его мнение много значило, а с появлением Интернета и изменением информационного пространства роль журналиста значительно снизилась. Стала пропадать эксклюзивность профессии. Безусловно, и сейчас есть прекрасные журналисты, наверное, этим вполне можно заниматься, я просто говорю о своих ощущениях, мне стало как-то тоскливо. Плюс ко всему я всегда работал на кого-то, а была мечта быть более свободным. Все сложилось, как пазл, и в итоге в 2000 году я ушел из журналистики.<...>
- С одной стороны, это вполне серьезно, мы объединяем почти 200 фермеров. Есть свои рестораны, магазины, кафе, рынки, какие-то производства строим. Но, с другой стороны, налицо некоторая переоценка ситуации. Да, многое сделали, многого добились, но на самом деле с точки зрения экономического явления мы очень маленькое, микроскопическое предприятие по сравнению с иными крупными игроками. <...>
- Картинка более-менее складывается. Например, сейчас мы в Тульской области открываем рынок, кафе, переработку, на следующей стадии - складские помещения и более глубокую переработку продукции местных фермеров. Это может привести к тому, что в области или в другом регионе возникнет инфраструктура в виде ресторанов, магазинов, которая будет связана в единое целое с оптово-логистическим перерабатывающим хабом. Местные фермеры работают с этим центром, и через него продукция попадает на рынок, в том числе в розничную сеть - лавку, кафе, ресторан… <...>
- Как обстоят дела с вашим фермерским хозяйством, которое вы запустили в 2013 году?
- Оно, конечно, очень сильно выросло с тех пор. Вначале у меня было всего четыре утки, а сейчас уже есть две коровы, свиньи, козы, гуси, куры. Под 200 птиц. Но все равно это еще маленькое хозяйство, оно удовлетворяет спрос моей семьи на экопродукцию. Я продаю пока только чеснок, который обожаю, он у меня растет на 10 сотках. Хотя, с точки зрения бизнеса, это фигня, вот если бы 10 гектаров чеснока… <...>
- В прошлом году вы заявили, что ваша цель - развивать сельское хозяйство, которое будет базироваться не на крупных агрохолдингах, а на малых семейных формах. Насколько это реально?
- Раз я сказал, значит, в это верю. Если государство поставит такую цель и будет эффективно к ней двигаться, то, я думаю, это вопрос 7-10 лет". <...>