О сумеречном самурае. (ч.7)

Dec 14, 2009 23:01

Иногда ворона можно встретить и в японской живописи. Так у художника Ogato Gekko (1859 - 1920) есть серия рисунков написанных им на сюжет хорошо известной в Японии истории о сорока семи ронинах отомстивших за смерть своего бывшего хозяина. Во многих рисунках, посвященных в основном собирательным образам главных героев, присутствует различная образная символика, отражающая какие-то особенности основных действующих лиц. Один из рисунков привлекает внимание наличием ворона.( 15)



Ворон находится над самураем - ронином… Тут невольно возникла мысль: может быть и в хайку, соответственно, под вороном с похожим на него иероглифом, должен быть воин? И к моему удивлению он действительно там оказался - словно раньше прятался:



Если кто хоть однажды видел самурая, облаченного в старинные доспехи, то без труда узнает его абстрактное изображение в образе последнего кандзи «курэ» - «вечер, сумерки». Рогатый шлем, защитные латы и два меча. «Самурай» находится в нижней точке стиха - как бы в безвыходном положении. Он словно приготовился к бою:



Можно сказать - виртуальный образ самого Басё - То:сэя (помните - тосэй - "современная защита?") Что же он собрался защищать? Дерево, на ветке которого расположился? Очень даже может быть. Похоже, это его главный бой и стоять он будет до конца... Тут же вспомнился японский фильм «Сумеречный самурай», или «Сумеречный Сэйбэй» (яп. たそがれ清兵衛) где главный герой, доведённый до крайней нужды, вынужден заниматься несвойственным воину ремеслом - мастерить на продажу клетки для сверчков, чтобы прокормить семью. Он даже продал свой меч и в ножнах у него меч из дерева. Он и сам уже, в какой-то степени, разуверился, что является самураем, и сослуживцы называют его сумеречным, по-видимому, с намёком на то, что он только похож на самурая - также как и иероглиф «сумерки». Но когда возникает необходимость исполнить свой долг, по просьбе властей, наказать взбунтовавшегося человека, «ненастоящий» самурай превращается в воина. Потому что в нём живёт дух воина, которым он когда-то себя считал. Ему даже не нужен меч, палка становится его оружием… Может быть о чём-то схожем хочет сказать и Басё, используя этот кандзи? (Если помнить о преемственности и повторении в разных видах искусств, литературных и поэтических образов Японии различных эпох, такой момент стоит учесть.) Ведь иероглиф не только похож на самурая, в нем, как бы заключён дух воина. Онное чтение (как бы душа) кандзи 暮 - «бо», слово которое у человека увидевшего в иероглифе «воина» может ассоциироваться с оружием. «Бо:» - «палка, посох» - оружие старинного воинского искусства, оружие, ставшее оружием отшельников, монахов, обычных простолюдинов, оружие, которое они использовали в бою со смертоносной эффективностью, которым и Басё, по преданию, мастерски владел ( 2;стр.21)(тут, как бы два чем-то похожих ряда - визуальный и звуковой: не совсем «воин - иероглиф» и не совсем схожие по долготе звучания слова. Нечто среднее. Все это вполне могло бы соответствовать духу неоконфуцианского буддизма, где одна из основных идей, изучаемого в то время «Четверокнижия», пути ДАО звучит как «следование середине». Басё вполне мог пытаться, разными способами, внедрять эту идею в свою поэзию.) Слово «вечер - сумерки» можно выразить и с помощью других иероглифов, но Басё выбрал именно этот - похожий на воина, словно пытаясь сказать, что он и сам в какой-то степени остаётся воином, что дух воина его не покинул и, если необходимо, он готов защищать свои убеждения имеющимися на данный момент средствами…

Вполне возможно, что, рисуя одного из 47 ронинов художник думал о другом ронине - Басё, поэтому и взял за основу сюжета рисунка ключевые моменты его знаменитого стиха. Здесь очень чётко просматриваются конструктивные особенности свойственные хайку. Схематически рисунок так же разделен на три основных зоны: верх - символизирующий «небо» - солнце; низ - символизирующий «землю» - самурай; и середину - символизирующую «человека» - то есть то, что объединяет «небесное» и «земное» - на рисунке это ворон. Вроде бы всё сходится, вот только, казалось бы, какая может быть взаимосвязь между первым иероглифом 枯 (верхней точкой хайку) со спрятанным за ним «карасу» и солнцем в изображаемом художником сюжете? Но и эту взаимосвязь удалось найти в сетях инета.

эссе

Previous post Next post
Up