Мы вернулись!

Oct 01, 2013 14:02

В Северодвинск вернулись члены гарантийной группы ПЛ «Синдуракшак». Командировка у наших специалистов выдалась, мягко говоря, напряженная. «Синдуракшак» - первый индийский корабль, который «Звездочка» ремонтировала в рамках права на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность. Множество организационных вопросов, которыми ранее занимались представители государственного посредника легли на плечи нашей гарантийной группы. Однако самый сложный в психологическом плане этап командировки начался 13 августа, когда на «подшефном» корабле произошел взрыв, вызвавший гибель индийских моряков и затопление подводной лодки.
О своих «индийских» переживаниях рассказывает руководитель гарантийной группы заместитель начальника цеха 10 Антон Трофимов.



- Гарантийную группу я возглавил в конце апреля нынешнего года. Во время перехода заказа в Индию нашими специалистами руководил мой предшественник Евгений Макаров - начальник участка сдаточных заказов цеха 10. На его долю выпала самая сложная с технической точки зрения часть гарантийного срока - три месяца в море на борту подлодки - это серьезная, сложная и напряженная работа. Но наши ребята блестяще справились со своими задачами. За три месяца похода на корабле не было никаких серьезных отказов матчасти, замечания экипажа устранялись оперативно. Заказ пришел в Мумбаи день в день, точно по графику - это лучшее подтверждение и качества выполненного ремонта, и квалификации гарантийной группы. Хочу сказать огромное спасибо и Евгению и всем нашим работникам, кто довел корабль до места базирования и передал нам в прекрасном состоянии.
На нашу долю выпали несколько иного рода испытания. Прежде всего, это сложности, вызванные тем, что держателем контракта на ремонт впервые выступала сама «Звездочка». Но ничего, справились и с этими трудностями. В одном отеле с нами жили коллеги с калининградского «Янтаря», которые обеспечивают гарантию по своим фрегатам, общаясь мы помогали друг другу разрешать различные вопросы. Не отказывали в совете специалисты «Ростехнологий», работающие в Индии. Особое спасибо хочется сказать Яне Калининой - руководителю представительства НПО «Аврора». Словом, россиян в Мумбаи достаточно. Сама атмосфера русскоязычного сообщества добавляла комфорта не только в разрешении деловых трудностей, но и в бытовых вопросах. Общались, делились опытом, подсказывали друг другу.
Если говорить непосредственно о работе, то здесь особых сложностей не возникало. Мы - не первая гарантийная группа. Николай Мальтисов и Альберт Файзуллин уже работали в таком режиме. Опыт есть. Обычно с утра прибывали на военно-морскую базу, где базировался наш подопечный корабль. У ворот нас встречал сопровождающий с экипажа. Как и индийские моряки на «Звездочке», так и мы в Мумбаи передвигались по режимной территории под опекой. Если у экипажа были замечания по состоянию матчасти, то они делали соответствующие заявку. Какие-то замечания мы устраняли с ходу. В случае, когда требовалась поставка ЗИПа, приходилось дожидаться поставки запчастей. Надо поблагодарить «Звездочку», наши подразделения Управления по ВТС. Устранение замечаний без задержек во многом зависело от того, насколько оперативно они организуют поставки ЗИП, их таможенное оформление, страхование. В целом, если сравнивать количество замечаний по гарантии на «Синдуракшак» с его предшественниками, то их было заметно меньше. По моей оценке, где-то на треть. И большая часть из них была связана с поставками контрагентов. Головной болью, к примеру, стали российские электродвигатели постоянного тока, которые изготавливают в Прокопьевске. Во время перехода заказа в Индию три электродвигателя вышли из строя. Причем два из них пришли в полную негодность.
На территории военно-морской базы в Мумбаи у нас оборудован офис. Не такой, конечно, комфортный, как у индусов на «Звездочке», но в целом, условия были благоприятные. С экипажем корабля сложились отличные деловые отношения. На индийских кораблях служба организуется несколько отлично от наших. В основном мы контактировали с командиром БЧ-5, командиром электротехнической части и флагманским электриком. Большая часть вопросов по нашему заведованию решалась именно с ними. Командир лодки коммандер Раджеш тоже без внимания нашу работу не оставлял. Надо сказать, что отношение к нашим специалистам в Индии чрезвычайно благожелательное. Мы это постоянно ощущали. Каких-то тупиковых ситуаций не возникало. Более того, из разговоров с индийскими моряками стало ясно, что многие из них находятся под впечатлением от пребывания в Северодвинске и с удовольствием снова поедут в Россию на средний ремонт. Как говорит наше руководство, в 2015 году «Звездочка» готовится принять сразу две индийских лодки. Я уверен, в их экипажах будет много знакомых лиц.
Теперь о трагичном. Утром 13 августа, как обычно, мы приехали к воротам базы. Сразу же поняли, что что-то произошло. Въезд на базу буквально осаждала толпа журналистов. Фотоаппараты, камеры, микрофоны. Поначалу мы не связали эту шумиху с нашим кораблем. Не дождавшись сопровождающего, мы связались с командиром БЧ-5 подлодки «Синдуракшак». Он-то и сообщил нам, что, что на лодке произошел взрыв, а нам в базу доступ закрыт. Мы попытались выяснить подробности, но он извинился и сказал, что не уполномочен раскрывать информацию. Собственно, первые подробности о происшедшей трагедии мы узнали из теленовостей и интернета. Сразу же связались с родными в России, я доложил руководству «Звездочки», что с нами все в порядке. В разговоре с женой сказал: «Наталья, вы там еще, наверное, не знаете, что произошло, но, в любом случае, не волнуйся и что бы по телевизору не сказали - ничему не верь. У нас все хорошо».
Так начались две самые напряженные недели. Телефон просто раскалился. От меня постоянно требовали информацию. Консульство, посольство, администрация Президента… Выясняли все ли мы живы, был ли кто-нибудь из нас на корабле в момент происшествия, не пострадал ли кто из нас. Когда выяснили, что с нами все в порядке, начали задавать вопросы о происшествии на корабле. Очень много вопросов поступало с предприятия: о состоянии корабля, о состоянии пирса и окружающей территории. Но тут мы уже ничем особо помочь не могли. Мы точно так же, как и все остальные, информацию получали с телеэкрана, из газет и новостных сайтов. Что я могу рассказать о взрыве? Только то, что сам увидел в телевизоре.
В конце концов, мы неофициально пообщались с информированными представителями индийской стороны. Они в общих чертах рассказали о происшествии и сразу же сказали, что к нам у индийской стороны претензий нет. Конечно, никаких особых подробностей мы не узнали, но хотя бы получили информацию из первых рук, а не из СМИ.
Конечно, сначала был шок. Все же это наш корабль, знакомые нам моряки. Осознать, что многомесячный труд в мгновение погиб, погибли люди, с которыми мы постоянно общались - это непросто. Но шок быстро прошел. Естественно, мы строили и свои предположения о причинах катастрофы. Собрались всей группой. Сидели и разбирались с каждой корабельной системой: в каком состоянии она находилась, мог ли отказ конкретной системы вызвать такие последствия. Узел за узлом мы практически «разобрали» весь корабль. Сошлись во мнении, что отказы матчасти к таким последствиям привести не могли. Корабль должен был в день трагедии выходить в море, поэтому исправность систем и механизмов у нас сомнений не вызывала.
Ворота в базу для нас открылись спустя дней десять после происшествия. Забавно было читать сообщения наших СМИ о том, что нас не допускают к заказу. Даже представить себе не могу, чем мы могли бы помочь индийским морякам. Лодка затоплена, ведутся водолазные работы. Мы не водолазы, не взрывотехники. У нас нет опыта судоподъема или поисковых подводных работ. Необходимости в нашем присутствии на месте происшествия не было никакой. Поэтому к ограничению доступа в базу, введенному индийской стороной, мы отнеслись с пониманием. Случись такое в порту любой другой страны, запреты были бы наложены аналогичные. Особенно если принимать во внимание вероятность наличия на борту затонувшего корабля несдетонировавшего боеприпаса.
Надо сказать, что за этот месяц мы не почувствовали никаких негативных настроений по отношению к себе. Даже особо одиозные индийские издания не допускали выпадов в адрес российских специалистов. В СМИ было много критики в адрес индийских моряков, командования ВМС, правительства страны, военно-морской политики Индии. Это дело понятное, у них на носу выборы. Но то, что даже желтая пресса не стала перемывать косточки российской технике и российским специалистам, стало для нас и приятным сюрпризом и своеобразным признанием уровня доверия индийского общества к нашему «железу». Нас никак не привлекали к расследованию - ни в качестве консультантов, ни в качестве свидетелей. Это лишний раз подтверждает отсутствие у индийской стороны претензий к россиянам.
Непросто пришлось и нашим семьям. В первые дни после трагедии вал звонков обрушился не только на нас, сидящих в индийском отеле «Трайдент», но и на родных, оставшихся в России. Звонили друзья и знакомые, родственники из разных городов. Все переживали за нас. Это, конечно, давало дополнительную «накрутку» и нашим семьям. Пожалуй, окончательно они успокоились только сейчас, когда мы все вернулись домой.
С теплотой нас встретила и «Звездочка». По возвращению с нами встретился Генеральный директор. Насколько мне известно, мы - первая гарантийная группа, с которой была организована такая встреча. В неформальной обстановке, без докладов, за чашкой чая мы пообщались с руководством предприятия. Высказали свои пожелания в части и организации работ в Индии, и в части бытовой устроенности наших специалистов за рубежом. Надеюсь, наши пожелания будут приняты к сведению, а традиция проводить такие встречи с возвращающимися из-за границы специалистами войдет в постоянную практику. По словам генерального директора, «Звездочке» предстоит серьезно усиливать группы специалистов, работающие в Индии. Работать в Индии предстоит много, помогать нашим партнерам предстоит много, так что над многими вопросами надо думать уже сегодня.
К сожалению, происшествие на «Синдуракшак» стало не единственной трагедией, пережитой нами в этой командировке. В конце мая в Мумбаи скончался наш коллега - наладчик цеха 16 Василий Максименко. Василия Викторовича подвело сердце. Вечная ему память.
Наша командировка завершилась. По трагичному стечению обстоятельств завершилась раньше на четыре с лишним месяца. Вернувшись домой, я хочу поблагодарить всех своих товарищей, с которыми мы работали эти полгода в Мумбаи: монтажникам 10 и 15 цехов Николаю Мальтисову и Альберту Файзуллину, Павлу Шефову - наладчику цеха 16; переводчику УВТС Илье Клещину; работникам СПО «Арктика» Ивану Кокорину и Дмитрию Турганову; Алексею Горбачеву и Александру Долматову из «Дизельсервиса». Мужики, с вами было легко работать, на вас всегда можно положиться. Вы лучшие специалисты в своем деле. Спасибо за работу!

Северодвинск, 877ЭКМ, Мумбаи, Синдуракшак, Звёздочка

Previous post Next post
Up