"Леопард" в клетке лесов

Apr 08, 2013 08:25

В монтажных лесах корабль угадывается лишь по возвышающейся гондоле буксируемой антенны гидроакустического комплекса, даже привычные обводы ограждения выдвижных устройств после демонтажа всплывающей спасательной камеры выглядят непривычно. Вскрыт прочный корпус и взгляду открывается невообразимая путаница трубопроводов, кабелей, блоков, ящиков и щитов. Невольно возникает вопрос: «Как во всем этом вообще можно разобраться?» «Леопард» заперт в клетке лесов. Идет выгрузка оборудования с корабля.

«Леопард» - корабль для «Звездочки» особый по ряду причин. Во-первых, это третье поколение. Конечно, это не первая АПЛ третьего поколения. Уже сдан «Воронеж», готовится к ходовым испытаниям «Смоленск». Однако, на «Антеях» «Звездочка» выполняла всего лишь восстановление технической готовности. «Леопарду» же предстоит глубокая модернизация. Причем такой объем модернизационных работ на АПЛ ягринской верфи, пожалуй, предстоит выполнить впервые в своей постсоветской истории. Это второй аспект. Модернизация затронет практически все системы - навигацию, штурманию, гидроакустику, другие радиоэлектронные системы, комплекс вооружения, главную энергетическую установку, турбины. В результате этих работ «Леопард» будет отнесен к поколению «3+». Следующим нюансом выполняемых работ является сложность конструкции. В кораблях 971-го проекта ясно угадывается почерк «малахитовских» конструкторов. Корабль чрезвычайно насыщен оборудованием, свободного пространства - минимум. На начальном этапе работ по демонтажу оборудования, к примеру, шестого отсека монтажникам приходилось перемещаться где на коленях, а где и ползком. «Леопард» - первая из АПЛ «звериной» серии «Щук-Б». Всего же «Звездочке» предстоит модернизировать шесть кораблей этого проекта. Это огромный объем работы. К слову, со стапельной нитки, на которой размещен «Леопард», в предыдущие годы вернулись в строй шесть модернизированных ракетоносцев проекта 667БДРМ. В этом видится некий символ, своего рода преемственность. Как ранее «Дельфины», «Леопард» и его систершипы составят основной объем загрузки «Звездочки» в среднесрочной перспективе.
«Леопард» прибыл на «Звездочку» в конце июня 2011 года. В течение пяти месяцев было выполнен основной объем работ по освидетельствованию материальной части субмарины. В конце апреля 2012 года корабль был поднят на твердое основание. В доке были завершены работы по освидетельствованию доковой части, выполнена очистка корпуса, выгружен ингибитор. Спустя две недели после доковой операции «Леопард» занял свое место в эллинге и на корабле развернулись интенсивные работы по демонтажу оборудования. Как сообщил ответственный сдатчик корабля Николай Ясный, сегодня на заказе ежедневно работает порядка двухсот человек. Работа организована в две смены. Сроки торопят. Завершить выгрузку оборудования планируется в июне.
Как уже было сказано, «Леопард» открывает цикл модернизации «Щук-Б» по проекту 971М. Не все идет гладко. Имеются проблемы с отгрузкой оборудования, подлежащего ремонту. Надо сказать, что в случае с этим кораблем, сама «Звездочка» восстановит лишь около 15% оборудования. Остальную часть работы предстоит выполнить производителям систем. Для сравнения, во время ремонтов «Дельфинов» подавляющая часть работ по восстановлению и ремонту оборудования выполнялась на самой верфи. Это, пожалуй, самое узкое место в проекте. До сих пор строители не имеют полного комплекта рабочей конструкторской документации, которой проектант должен был обеспечить верфь еще полгода назад. Отсутствие РКД тормозит разработку технологических процессов на демонтаж оборудования и ремонт. По мнению специалистов, установленные сроки ремонта слабо учитывают реальные возможности ключевых контрагентов, а на них «Звездочке» постоянно приходится оглядываться. И если, к примеру, работа электромонтажников «Арктики» опасений не вызывает, то в случае с поставками Калужского тубинного завода определенные тревоги строители испытывают. К сожалению, эллинг - это не кухня, а гособоронзаказ - не общепит. Здесь отговорка про «первый блин» неуместна. Корабль надлежит сдать в конце следующего года. В свете дальневосточных разбирательств министра обороны с ремонтом АПЛ «Братск», затянувшемся на годы, поддержать авторитет судоремонтников можно только своевременной сдачей «Леопарда».
PS: Очень хотели проиллюстрировать данный текст фотоснимками, но… К нашему вящему сожалению, нам не удалось найти такой ракурс для фотосъемки корабля, который удовлетворял бы требованиям защиты гостайны. Надеемся, что вы, дорогие читатели, нас понимаете.

АПЛ, 971, Леопард, судоремонт, модернизация, Звездочка, Северодвинск, Щука-Б

Previous post Next post
Up