Противостояние вокруг шихана Куштау: освоить нельзя оставить

Oct 23, 2020 09:46

Пост выходит с большим опозданием. Он был написал ещё в августе, но по причинам, связанным с разными моими личными жизненными сложностями, не был опубликован своевременно. Тем не менее, так как проблема Куштау на 100% ещё не решена и так как сегодня появилось время, то допилил его до состояния, когда не стыдно опубликовать. Итак…



Пока в Беларусии бушуют нешуточные страсти (а в соседней братской стране, кстати, до сих пор неспокойно, что достаточно веско подтверждает обоснованность протестов), у нас в Башкирии внезапно также обострилось противостояние между разнообразными гражданскими активистами и властями.

Многие, возможно, слышали, что в Башкирии уже несколько лет обсуждается ситуация по поводу сырьевой базы градообразующего комбината во втором по величине городе республики - Стерлитамаке.

БСК (Башкирская содовая компания) была создана в 2013 году, путём слияния советских ещё заводов «Сода» и «Каустик»... Нет, на самом деле, все пертурбации с бывшей госсобственностью, расположенной в небольшом башкирском провинциальном городе, где почти монопольно производится российская сода и многие другие полезные химикаты, начали происходить намного раньше и традиционно изначально всё было мутно и непонятно. Так или иначе, в результате в настоящий момент контрольный пакет акций холдинга находится в частных руках и точных данных о бенефициарах компании у властей как будто бы нет - их имена и следы теряются в оффшорах, где обезличенные трасты перекрёстно владеют друг другом.

Причём, оставшиеся у государства 38% акций также управляются любопытным образом - ими распоряжается некий «Региональный фонд», который не стеснён строгими бюджетными правилами и потому свою долю прибыли распределяет не менее легко (и концы там найти не менее сложно, конечно же).

А о каких суммах идёт речь? - наверное, интересно вам. А совокупно получается примерно по 150-170 миллионов долларов - именно столько ежегодно направляет на выплату дивидендов своим акционерам БСК. Ну, то есть ровно всё бабло, которое зарабатывает комбинат, выплачивается обезличенным собственникам напрямую либо чуть более заморочено тырится через бюджетный фонд - шикарно 😉

Кстати говоря, не только неизвестные широкой публике собственники там катаются в шоколаде - реальные руководители тоже живут припеваючи: так, средняя зарплата у топ-начальства (всего 19 человек) составила в среднем… 1,5-2 млн.руб в месяц! И это при том, что зарплаты прочих работников комбината (примерно 10 000 человек) не отличаются от обычных средних по России. Тут ещё в тему можно отметить, что именно в руководстве БСК находят тихую гавань многие башкирские крупные чиновники, уставшие от напряжённой госслужбы…

Впрочем, мы отвлеклись от темы поста, потому вернёмся непосредственно к шихану и противостоянию вокруг него.



Итак, изначально советские руководители решили построить завод по производству соды именно в этом месте на юге Башкирии, потому что там буквально рядом расположились три из четырёх крупных шиханов, сплошь состоящие из чистого качественного известняка, очень выгодного для примитивного процесса производства соды - именно поэтому возле небольшого тогда города Стерлитамак с населением примерно 30 000 человек в 30-е годы началось строительство комбината. Да, решение было принято целиком и полностью в радикальном революционно-большевистском духе: без всякого «лишнего» пиетета по отношению к историко-культурному (и геологическому) наследию в топку паровоза, который должен был максимально быстро мчаться к Светлому Коммунистическому Будущему, кидалось тогда всё, без каких-либо мелочных раздумий и жалости. В том числе обречены были воодушевлёнными и одновременно рациональными советскими специалистами останки этих шиханов, возникших почти триста миллионов лет назад...

Да, кстати, вы, скорее всего, даже и не знаете о том, что когда-то очень-очень давно между самыми высокими на планете Уральскими горами (на тот момент) и тем местом, где сейчас находится Москва, плескалось достаточно мелкое море - Уральское - остатки эпичного Уральского океана, который сжали двигающиеся навстречу друг другу континенты. Так вот, примерно 250-300 миллионов лет назад вдоль свежих и невероятно крутых этих наших гор протянулся огромный морской риф (самый крупный из всех известных в истории), остатками которого и являются башкирские шиханы (более подробно про шиханы можно прочитать здесь).
И вот в данный момент один из четырёх шиханов (Шахтау) полностью освоен (буквально срыт до основания) и современные «эффективные бизнесмены», в прочной спайке с властью (помним про оффшоры и кабинеты начальников с высокими зарплатыми, да?), совершенно определённо рассчитывали на освоение следующего шихана - Куштау. Что, в общем-то, им и было недвусмысленно обещано (лицензию на разработку выдали 2 года назад).

И тут вдруг именно в этом году все башкирские пассионарии внезапно всполошились: «Не отдадим наш легендарный шихан на разграбление!» - хором, в едином порыве дружно выкрикнула сборная пёстрая солянка активистов, состоящая из самых разных групп, казалось бы ничем ранее не связанных - от экологов и самых неравнодушных к окружающей среде местных жителей до феминисток и упоротых башкирских националистов. Настолько чётко и однозначно людям не понравилась эта затея (разработка нового шихана), что многие не обламались и реальной толпой припёрлись выразить свою гражданскую позицию на месте - разбили лагерь на обречённом шихане, стали мешать технике БСК там работать… Руководство БСК вместе с местным региональным начальством, не привыкшие к наглости быдла, не стали церемониться и решительно послали на подавление бунта своих ЧОПовцев, проплаченных и добровольно-принудительно привлечённых разнообразных спортсменов под охраной ОМОНа и Нацгвардии. Немотивированные спортсмены и старпёры из ЧОПа не оправдали надежд и потому в бой быстро втянулись официальные силовики, что создало характерную некрасивую картинку, которую быстро раздули нейтральные к истории, но голодные до жаренных новостей центральные СМИ, в результате чего форс-мажор быстро стал известен в Кремле и перед генерал-губернатором Башкортостана ребром поставили вопрос: какого хрена происходит?! Почему эпичное бабло настолько тупо пилится, что даже не смогли утрясти прогнозируемые протесты?! И в качестве умиротворяющей меры тут же Глава республики встретился с делегацией «активистов», пообещал максимально глубоко влезь в дела частной компании, в том числе пересмотреть условия выдачи лицензии на разработку шихана (за которую всем, кому надо, уже давно и щедро заплатили, конечно же), пересмотреть обстоятельства того, как компания сливалась и реорганизовывалась много лет назад. В общем, всё как обычно у нас: будет происходить установление «точечного правосудия», как его в настоящий момент понимает Радий Хабиров, по согласованию со вторым замом помощника третьего секретаря администрации президента - такая вот наша российская правовая реальность... 😆

Но это я опять в сторону от сути вопроса ушёл. А если вернуться к главной проблеме, то такая вот у нас вырисовывается дилемма: с одной стороны - «эффективные собственники» и власть, которые хотят выжать максимальную прибыль (разрабатывая удобный в качестве дешёвого сырья шихан), за ними же плотным строем стоят рабочие комбината со своими семьями и все, кто аффилированно зарабатывают на высокой прибыли БСК; с другой стороны - жители Стерлитамака, которым фиолетово на высокие доходы БСК, но нравятся шиханы, а также эко/этно и прочие активисты и защитники местной национальной истории, флоры и фауны.

И тут вот в чём закавыка: речь ведь не идёт о том, что для работы комбината требуется исключительно шихан - нет, БСК может работать на любом сырье, но маржинальность производства при этом резко снижается, конечно же. А в данный момент БСК генерирует примерно по 2 млрд рублей чистой прибыли в год - это эпичные цифры для старого относительно небольшого советского предприятия.

Кстати, технология производства соды в принципе можно было бы поменять на другую, но кому это нужно, если есть древняя проверенная высокодоходная схема?!

И тут ведь вот как получается: представьте, что речь идёт не об историко-культурно-геологической достопримечательности в виде шиханов в Башкирии, но, например, мы говорим о московском Кремле. И вот некие «эффективные менеджеры» выступают вдруг с предложением: так как Кремль сам по себе не приносит нормальной прибыли, то предлагаем пару башен Кремля снести и на их месте построить торговый центр - и прибыль получится высокая, и прочие башни останутся - профит!..

И вот как думаете было бы лучше и рациональнее поступить в такой ситуации? Снести часть башен Кремля и вместо них построить ТЦ? Освоить очередной шихан или, в ущерб доходности, использовать другие варианты производства соды, сохранив достопримечательность?

Poll
P.S. Есть мнение, что вся эта активность была инициирована с целью отжать БСК у старых собственников в пользу новой команды управленцев (подчинённых Хабирову), но так как история вышла за пределы республики, то в Москве решили принять «взвешенное решение» - ни тем, ни этим - и намерены отжать имущество себе в федеральную собственность. Ну, всё как обычно у нас, короче…

Если понравился пост - жми «лайк», добавляйся в друзья








#шиханКуштау #КуштауЖиви #БашкирскаяСодоваяКомпания #СтерлитамакБСК #противостояниенаКуштау #защитимКуштау #башкирскиешиханы #шихан

#защитимКуштау, #КуштауЖиви, правовая реальность, #БашкирскаяСодоваяКомпания, #шиханКуштау, противостояние, Башкортостан, #шихан, #противостояниенаКуштау, Башкирия, власть, протест, Уфа, коррупция, #башкирскиешиханы, холопы, #СтерлитамакБСК

Previous post Next post
Up