Продолжаем.
Теперь со стен церквей перенесемся на купола, а точнее на кресты на куполах. На большинстве церквей Новгорода они имеют вид, который официальной историографией и церковью трактуются как раннехристианские. На самом деле это никакие не христианские кресты. Это язычество. В своей основе такого типа кресты имеют равносторонний крест, на торцах которого в обязательном порядке присутствуют знаки бога, которому посвящен храм. Давайте я еще раз немного отвлекусь и сделаю разъяснение, иначе будет не понятно. Данная информация малоизвестна.
Общий принцип таков. В основе, как и в символике на фасадах (и вообще на любых изображениях), был равносторонний крест, на торцах которого были кружки. В этих кружках изображался знак того бога которому храм предназначался.
Каждый бог имел свой знак. Богов было много. Боги делились на пантеоны. Высшим считался пантеон космических богов. Собственно, подавляющее большинство храмов и посвящалось богам космического (небесного) пантеона. Кроме отличий в знаках на крестах, храмы посвященные разным богам еще отличались и архитектурной концепцией. Например храмы посвященные солнечным богам в обязательном порядке имели алтари, а алтари располагались строго по направлению точки восхода солнца соответствующей этому самому богу. То есть в случае храма посвященного богу молодого зимнего солнца Коляде, храмы всегда имели алтари ориентированные на юго-восток, ибо зимой солнце встает поздно. Храмы посвященные богу весеннего ярого солнца Яриле (Яру), всегда были ориентированы на северо-восток, ибо летом солнце встает рано. Храмы посвященные богу осеннего умирающего солнца Хорсту ориентировались алтарем в значениях близких к астрономическому востоку, потому что подавляющее большинство отмечаемых дат и праздников связанных с Хорстом приходились на начало осени (осень начиналась со дня осеннего равноденствия). Это благодарение за урожай, проводы птиц, иные даты и праздники, и даже встреча Нового года. Напомню, что на Руси Новый год на Хорста отмечался вплоть до 1700 года, до так называемой календарной реформы Петра I. Правда тут важно отметить и то, что были периоды, когда Новый год отмечали и на Яра (Ярило), и на Коляду. Мы сейчас отмечаем его как раз на Коляду. Все нестыковки в датах, то есть подвижки в несколько дней, исключительно из-за погрешности календарей на протяжении веков.
Если храмы солнечным богам объединялись, то алтари имели две или три апсиды. При этом окна каждой из апсид часто смещались в сторону относительно оси симметрии, таким образом дополнительно характеризуя принадлежность соответствующему богу. Условно схема такова.
Еще раз напомню, что данное правило исключительно для храмов посвященных солнечным богам. Церкви, которые посвящались иным богам, не имели правил ориентирования и ставились как угодно. Обычно с ориентацией по дороге или берегу реки. На протяжении столетий принадлежность храмов многократно могла меняться, особенно под нарастающим воздействием христианства. На каком-то этапе практически все церкви обзавелись алтарями, особенно каменные, монументальные. А это по большей части были храмы богов космического пантеона. Храмы богов земного пантеона или иных богов, как правило не были каменными, а были деревянными, и до наших дней, к сожалению, практически не сохранились, за исключением совсем редких случаев. Например сохранились
Кижи. Сейчас их восстанавливают, правда без понимания причинно-следственных связей. Дело в том, что, как я уже многократно писал, последние несколько сотен лет в основном церкви были многоконфессиональными, особенно после эпохи Ивана Грозного. И, соответственно, каждая церковь имела двойное или даже тройное название. У язычников, допустим, это был храм Коляды, а у восточных христиан он мог быть храмом какого-нибудь Николая Чудотворца. Иудеи её именовали просто синагогой. Магометяне мечетью. Приезжие из западной Европы купцы какой-нибудь кирхой Святого Николаса. И так далее, вариантов много. Из монументальных храмов богам не космического пантеона до нас дошел
храм Василия Блаженногоо, это бывший храм Перуна. Есть его стилистические аналоги позднего периода - это
Петропавловский собор в Петергофе и
Спас на Крови в Петербурге. Кстати, Спас на Крови изначально строился и действовал как мультиконфессиональный храм, соответствующая символика размещена по всему фасаду. Правда уже в редакции конца 19 века. Например на одном из фасадов есть изображение Христа на кресте Хорста, причем новгородской стилистики.
И в
Новгородском музее и в Новгородской
Софии можно увидеть крест Хорста с распятием Христа.
Данный артефакт официальной историографией выдается как подлинник датируемый ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО аж 14 веком. Достоверно он значится в описи Софийского собора только с 1858 года. То есть происхождение его неизвестно. Исходя из моих знаний и наблюдений, я вам скажу так - это изделие вряд ли можно датировать периодом ранее второй половины 18 века. Объясняю. Во-первых обратите внимание на то, что Иисус распят на так называемом
православном кресте. Это привычный нам восьмиконечный крест с косой палочкой. Как я уже писал в этой статье, а так же в других своих статьях по данной тематике, первое изображение подобного креста более-менее достоверно можно отождествлять только с большой печатью Ивана Грозного. Хотя и без этого креста к этой печати
очень много вопросов. Подлинность её сомнительна. А потом подобного типа крест исчезает из поля зрения практически аж до конца 18 века. Если начать анализировать картины где такой крест имеется на куполе какой-нибудь церкви, то, как правило, находится рисунок другого автора примерно того же периода, но с другим крестом. В том же Санкт-Петербурге, в столице империи, в цитадели царя и Святейшего Синода, таких крестов не было на церквях аж до 1905 года. Ни на одной! Во-вторых, в википедии указано что данный крест сделан из известняка. А те кресты которые я видел в Новгороде на старых церквях, которые я показываю в этой статье на фото и в видео роликах, сделаны из другого камня. Достаточно твердого. Я склонен полагать что это доломит. Очень сомнительно, что при потоковом производстве крестов из одного камня, вдруг чудесным образом появляется единично сделанный крест из другого камня, да еще вдобавок и отличающийся стилистически. Помните, в прошлой части я показал подобный пример исторического подлога на фасаде одной из церквей. Там тоже был мягкий материал, очень похожий на современную строительную смесь на основе гипса.
Так, суть ясна, переходим к примерам.
Для начала вот такой крест. Он хоть и не первородно древний, однако всё же достаточно старый и в основном сохранил первичную стилистику и атрибутику. Сейчас, к большому сожалению, даже подобного типа крестов осталось крайне мало, считанные единицы. Это крест Дмитровского собора во Владимире.
Мы видим , что у данного креста на торцах внутри кружка равносторонний крест с полумесяцем. Равносторонний крест в круге это знак Хорста - бога умирающего осеннего солнца. А полумесяц - это знак Мары - богини смерти. То есть данный храм построен где-то у какого-то погребения или места битвы. Как я уже сказал, это тоже относительный новодел. Изначально внутри маленьких кружков знака полумесяца не должно было быть. Просто равносторонний крест. Полумесяц должен быть только в основании большого креста. Думаю что данную редакцию этого креста нужно датировать периодом не ранее второй половины 18 века.
Если внутри кружка был, допустим, знак шестилучевой звезды, а если сказать совсем точно - то два скрещенных треугольника, то это храм Велеса. В данном случае, на фото, тоже новодел. Знак шестилучевой звезды сохранен только в центре большого креста внутри солярного знака, и символизирует теперь у православных христиан Вифлеемскую звезду. А на торцах, там где раньше был данный знак, теперь золотые чашечки, то есть символ убран с глаз долой.
Некоторые языческие символы ныне стали откровенно криминальными, и остались разве что на старых фотографиях. После войны их убрали. Ну, как убрали. На церквях староверов они остались и сейчас. Но это где-то на отшибе как правило. В частности свастика внутри круга - это знак Перуна.
Сейчас у староверов это выглядит вот так. Знак Перуна ниже, а выше знак Инглии, веры первопредков.
Позднее со временем была трансформация изображений, но суть в общем-то оставалась прежней. Равносторонний крест с символикой на торцах. Такого примерно типа кресты с незначительными визуальными изменениями были массовыми вплоть до начала 20 века. Повсеместно. По всей стране. И даже за её пределами. И даже ангелы на шпилях были с такого типа крестами. Вот фото питерской Петропавловки.
Еще, особенностью относительно более позднего времени было то, что знаки богов на торцах креста могли заменяться знаками миров. У язычников считалось что в своем развитии от рождения душа проходит три стадии. И если по итогу сдавала "экзамен на профпригодность", то отправлялась навсегда в мир богов. Если не сдавала экзамен, то реинкарнировалась в новую жизнь, и так по кругу. Проваливать экзамен можно бесконечное количество раз. И каждая стадия развития души имела свой собственный знак (мир) - пики, червы, крести и на финише после удачной сдачи экзамена - буби. Эти знаки миров до сих пор сохранились как масти в игральных картах. В частности вот пример того, когда знаки на кончиках креста обозначали масти круга миров. Мы видим знаки пики, червы и крести. Соответственно миры яви, прави и нави. На правом знаке с червами в центре креста просматриваются стилизованные знаки буби. Кстати, это тоже
Питер.
А сейчас на кончиках крестов современной Русской Православной Церковью как правило стал изображаться просто крестик или любой профильный декор. Если церковь соотносится каким-то образом, допустим, с морем и моряками, то будет символ корабельного якоря. Последним писком моды стала сюрреалистичность. Как говорится, лишь бы пипл хавал, просто бизнес. Вот подобный пример, как раз с якорем. Жуть.
С развитием печатного дела внутри кружочков на торцах крестов стали появляться рисованные изображения, в основном Христа, Марии и разных святых. Как на этом фото.
Теперь, когда основную теоретическую часть я разъяснил, вернемся в Новгород. Да, пока не забыл. Кому эта тема интересна, все подробности найдете в моей статье 2016 года, она подробная, состоит из 5 частей, вот ссылка на
1 часть. Далее по порядку.
Итак Новгород. Сперва два ролика. Они уже были в статье в предыдущих частях, но надо их снова показать. Для наглядности. Это София в Кремле и церковь на Знаменской улице.
Click to view
Click to view
Вот кресты Софийского собора на фото. Суть у них одна, отличаются лишь стилистически. Левый крест больше сохранил старое наследие, правый крест меньше. Между прочим, крест который справа, был во время войны
вывезен в Испанию и возвращен в Россию в 2004 году.
Как эти кресты выглядели изначально вам уже теперь понятно. На левом кресте на торцах вокруг кружочка никаких дополнительных крестиков не было. Там внутри кружочка просто был символ бога которому предназначался храм. Правый крест это вообще авангардизм какой-то. Думаю после реформы 1905 года, ибо в
путеводителе за 1891 год есть картинка Софии и там вот такие кресты. Кликабельно.
Исходя из монументальности можно предположить лишь то, что изначально это был храм богов космического пантеона, скоре всего посвящался солнечным богам. С высокой степенью вероятности могу предположить что на том этапе, когда внешний вид храма уже был близок к современному (он явно не строился таким изначально), все купола были разного цвета, при этом центральный купол был синим со звездами. Он олицетворял Макошь, богородицу которая родила Солнце. Сейчас этот купол золотой, остальные серые. А нынешние серые купола раньше были зеленые и золотые, а поскольку имеется знак полумесяца, то как минимум один из куполов точно был тёмнокоричневым. Есть там еще один большой купол. По идее там должна быть башня, олицетворяющая мужское начало, бога Сварога - творца всего сущего. Сейчас эта башня построена отдельно рядом. На видео её видно. Думаю изначально башня вместо купола и строилась. Переделали потом, скорее всего после погрома Иваном Грозным. Такая концепция, с башней, стандартная для всех старых соборов подобного типа по всей Руси. Так же на это указывает и схема.
Идем дальше. Крест из второго ролика.
Все тоже самое как с Софией. Там один из крестов точно такой. Новодел. Никаких крестиков вокруг кружочка быть не должно. Знак бога должен быть внутри кружочка. Исходя из того, что за пределы кружочка вынесены знаки в виде равностороннего креста, напрашивается вывод о том, что изначально внутри кружочка и был равносторонний крест. То есть знак Хорста. Как на кресте Дмитровского собора во Владимире, чье изображение я показал в начале этой части статьи.
Далее. Спас на Ильине. Новодел. Причем откровенный.
Церковь Федора Стратилата. Новодел. Но стилизованный под старину. Все тоже самое. Опять крестики снаружи кружочка.
Еще пара фоток и заканчиваем.
В общем понятно. Там где внутри кружочка должен быть знак языческого бога, мы видим просто заполняющую "дырку от бублика" накладную чашку. Как в фильме - замуровали, демоны. Вокруг чашки зачем-то натыкали крестики. Какую смысловую нагрузку они несут совершенно не понятно. Вернее понятно - никакую. Для красоты и не более того. Примерно такая картина на всех старых новгородских церквях. Поскольку стиль один, скорее всего это делалось целенаправленно в одно время по чьему-то указанию. Общий смысл таков - да, стилизовано под старину, но с утратой первоначального смысла. Когда произошел такой подлог я однозначно сказать не могу. Исходя из того, что в том же Владимире и в ряде других мест подобного рода кресты с первоначальной смысловой нагрузкой худо-бедно сохранялись вплоть до 1905 года, а кое где аж до нынешних времен, скорее всего данные изменения произошли относительно недавно, думаю в 19 веке. Хотя, есть вполне резонные основания полагать, что первые попытки правки на крестах могли быть уже при Иване III и Иване IV. Это если принять официальную историческую версию вхождения Новгородской республики в состав Руси и последовавших за этим массовых репрессий и погромов в Новгороде и прочих бывших новгородских вотчинах. О деяниях по разорению языческих мольбищь и принудительному охристианиванию местного населения в середине 16 века сохранились кое-какие документы. В частности есть грамота новгородского архиепископа Феодосия в Воцкую пятину, в Чюдь, в Ижору, в Карельский и другие уезды о разрушении мольбищь и искоренении языческих обрядов от 8 июня 1548 г. Небольшой отрывок. Кликабельно.
Красным я выделил перечень земель, это практически весь Северо-Запад современной России. Голубым выделил приказ боярам и христианским священникам на то, что нужно делать с язычниками. Полностью можно прочитать
здесь. По
ссылке вы найдете еще три документа подобного типа. Правда с этими документами тоже по всей видимости не всё чисто. Это не оригинальный текст, а современная переписка, список, копия, для историков. Лично меня очень смущают фразы про беспутство. У язычников, насколько я знаю, с этим было как раз всё очень строго. Тут прямая аналогия с князем Владимиром крестителем Руси, который по Повести временных лет пребывая в язычестве вел себя крайне распутно и разнузданно, мягко говоря. А затем приняв христианство одумался и стал благочестивым. Очень похоже на то, что эти и подобные им документы писались примерно в одно время и в одном месте. Так же смущает словосочетание "православные христиане". Сейчас в исторической литературе почти повсеместно употребляется именно эта фраза. Однако если поднимать документы в подлиннике, то есть оригиналы, даже те что датируются уже 20 и 21 веком, мы увидим совершенно иную трактовку. Там будут фразы "ортодоксальные христиане", "правоверные христиане" и пр.. В общем, если вдруг, ну случайно, у кого-нибудь из моих читателей найдется фото подлинника этого и подобных документов, выложите пожалуйста в комментариях. Буду крайне признателен. Эта тема в историографии крайне табуирована, нарочито искажена и мало изучена. Энтузиасты вроде меня весь материал собирают по крохам. Правда, тут еще большой вопрос, а существует ли оригинал вообще в природе? Запросто могут сказать что оригинала нет, а есть копия, да еще и какая-нибудь восстановленная.
Так, продолжаем. Однако репрессии христиан против язычников особого результата не принесли. Как выясняется. Те же водь, ижоры, карелы и прочие коренные народы северо-запада России до сих пор по сути язычники. Как минимум языческие традиции до сих пор популярны и никуда не делись. Они и у русских популярны, просто мы их уже не замечаем. Мы празднуем Новый год, наряжаем ёлку - это язычество. У нас на площадях фонтаны, статуи, стелы, и в некоторых случаях даже Вечный огонь. Это тоже язычество. У нас в стене московского Кремля урны с прахом усопших, а перед стеной Мавзолей. Это тоже язычество. Мы водим хороводы, даже христианские крестные ходы вокруг церкви с хоругвями у православных и кумирами у католиков - это тоже старые языческие обряды. Лепим снежную бабу, прыгаем через костер, кладем монетку под стельку, показываем молодому месяцу кошелек, валяемся по полю после посадки огорода, кладем несколько клубней или колосков после сбора урожая, три раза плюем через левое плечо, и так далее и так далее. Многие, если не сказать что почти все христианские и мусульманские обряды уходят корнями в язычество. Символика, в том числе государственная - тоже зачастую из язычества. Советский красный флаг - это языческое полотнище символизирующее солнце. Звезды и полумесяцы на гербах и флагах огромного количества стран - тоже язычество. Свастика у нацистов, на первых советских денежных купюрах, на автомобиле Николая II (автомобильный бренд), на груди Будды - тоже язычество. Знаки быков и медведей на финансовых биржах - это тоже язычество. Бык и медведь это всего лишь две ипостаси бога Велеса, зимнего и летнего Велеса. Названия наших рек, озер, городов и поселков - часто тоже из язычества. В частности река Волхов, на которой стоит Новгород, названа по имени языческого бога Волоха. Он же Волос, Велес, Власий, Николай, Микола, он же Чёрт, Сатир, Пан и так далее у разных народов и в разные времена. На "границе" Новгородской и Ленинградской областей есть город Волосово и даже район есть Волосовский. Самое большое в европе озеро - Ладожское - по имени богини Лады. Лада имеет и иные имена, в частности Лига. В Санкт-Петербурге есть речка Дудергофка которая до 19 века именовалась как Лига, а поселок Лигово и станция Лигово существуют до сих пор. Река Волга ранее именовалась Ра по имени верховного языческеого бога. И горы вдоль реки Ра именовались Уральские, то есть горы у реки Ра. Обратите внимание, эти горы никогда не именовались и не подписывались как Урал. Только Уральские. Урал - это река. Причем это новоязычное название, с конца 18 века, старое название реки - Яик. Когда мы смотрим на небо ночью мы наблюдаем звезды в космосе. И никто не догадывается что слово космос тоже всего-лишь обратное слоговое прочтение верховной языческой богини Макоши (Мокоши). Mo-cos = Cos-mo-s. Все бывшие храмы Макоши ныне являются храмами Марии Богородицы и по старой традиции до сих пор имеют купола синего цвета со звездами. Такие церкви есть почти в каждом русском городе.
В той же Новгородской губернии до конца 19 века языческие жертвоприношения быков на Велесов день были массовым явлением. А обряд этот именовался ни много ни мало мольбой. Так что впредь это знайте и не путайте слово мольба и молитва. И новгородская область тут не обособлена. По всей России это было, только обряд жертвоприношения трехлетнего быка именовался иначе - братчина или микольщина. Первые христианские монастыри были на месте языческих капищ. Эти капища как правило были обжитыми со своей инфраструктурой. В частности до сих пор существует
Николо-Волосовский монастырь, основанный якобы аж в 15 веке. Столько лет прошло, а название до сих пор языческое. Это еще один привет нашей доблестной официальной истории с тысячелетием крещения Руси. Если взять Соловецкий монастырь и прочитать его наоборот, то мы получим Волосов монастырь. Данную информацию я выкладываю впервые, пока еще её нигде не озвучивал. Соловецкий монастырь это вещь в себе, крайне загадочное место. Требует пристального изучения. Поскольку последние несколько сотен лет церкви были в основном мультиконфессиональными, то и молитвы зачастую произносились так, что подразумевали двуеверие. Поскольку на Северо-западе традиционно сильным был культ Велеса, то в молитвах обычно присутствовало обращение к его христианскому двойнику святому Николаю (Власию, Николаю Угоднику) и силам природы. Например в таком варианте:
- Господи Иисусе Христе, Николай Угодник, Пятница Параскева, Варвара великомученица, простите меня все православные христиане, мать сыра земля, небо синее, солнце ясное...
Если обратить внимание на национальные костюмы, ковры, посуду, иную домашнюю утварь, мы увидим сплошь языческую символику. Я до поры до времени не обращал на это внимания, хотя много лет занимался прикладным искусством. Ну узор и узор. Мало ли разных узоров. А когда окунулся в историю, на все эти узоры посмотрел иными глазами. Обратите внимание и вы у себя дома. А лучше когда окажитесь в деревеньке у какой-нибудь бабульки. Там обычно кладезь разнообразного язычества. Свастики, звезды, кресты, знаки богов, солярные знаки, зооморфные персонажи, масти круга миров и так далее.
На последнем фото Макошь.
Ладно, что-то меня опять понесло.
Давайте снова сделаем перерыв. С крестами пожалуй разобрались. Следующую часть наверное сделаю последней. Еще немного будет профильного материала и потом выводы.
Ссылки:
1 часть Возраст города
2 часть Дендрохронология
3 часть Мостовые
4 часть Церкви
5 часть Исторический подлог