«Но это же не вернет мертвых!»

Sep 23, 2016 15:49

После заголовка можно было бы больше ничего в записи и не добавлять, потому что это никого не вернет. Вообще, много что не вернет мертвых. По большому счету, ничто, кроме всеобщего воскресения мертвых, то есть специальной процедуры по возвращению мертвых, мертвых не вернет. И это медицинский факт. Поэтому указание на определенные действия, связанные со смертью, как на бесполезные с точки зрения воскрешения, мягко говоря - бессодержательны.

Что же можно сделать, даже если это не вернет человека из-под подземного солнца, не склеит разбитую чашку и не сделает бывшее не бывшим? Можно отомстить. Месть носит социально-психологический характер и укоренена в культуре, даже современной. Только сейчас месть делегируется органам государственной власти того общества, к которому принадлежит потерпевший, жертва или заинтересованная сторона. Но по сути ее функции и цели остаются прежними.

Определимся с объектом и субъектом мести. Какие условия должны выполняться? Для наступления необходимого фактора мести объект, выступая в качестве субъекта, сначала должен совершить дискриминационные действия по отношению к объективированному им субъекту. Убить, ограбить, ударить, обокрасть, изнасиловать и съесть. Не обязательно в таком порядке и это не исчерпывающий список того, что с человеком можно сделать.

Кроме этого (мы дальше говорим только о мести, потому объект это тот, кому мстят), объект должен быть доступен для месть субъекта, то есть быть слабее его. Есть, конечно, случаи, когда в порыве мести люди секут море и борются с ветром (не путать с «против ветра»!) Но эти происшествия носят характер курьезов. В здравом уме и без художественно-поэтических целей, что одно и то же, никто не будет мстить непреодолимой силе. К таким силам относятся небо как небо и небо как Небо, мир как мир и мир как народ. Туда же относят и государство, но это тонкий вопрос.

В последнее время стало возможно вчинять иски и государству. Для преодоления коллизий они могут быть перенесены с государства и страны на отдельные институты и частных должностных лиц (кто скажет, что полицейский набрал 8 миллиардов рублей не как частное лицо, а в рамках выполнения им своих должностных полномочий, тот начал уже что-то понимать). Но бывает, что государственные институты вырождаются как лучшее в обществе или перерождаются подобно раку в режимы, сатрапии, тирании, диктатуры и тому подобное. То есть, они уже не являются функциональной частью народа, а обособляются в замкнутый конгломерат и начинают этот народ жрать. Помимо того, что это неправильно и больно, у данного явления есть и другое следствие.

Подобный режим - это всегда часть народа, как бы он не был обособлен. Он живет в народе, окружен народом и он, что самое важное, меньше и слабее народа. Особенно, если различать режим и обычных граждан, которых этот режим временно нанял для своей защиты от остального народа, но не считает их своими, не включил в бенефицианты и относится, в общем-то к ним средне паршиво. А раз он слабее, то его можно, должно и сможно рассматривать как объект мести.

Рассмотрим психологическую мотивацию мести. Она же будет связана и с социальным бытием человека. Наступая после дискриминации, потребность в мести служит выравниванию, то есть восстановлению паритета, нарушенного дискриминацией. В известном смысле, это отложенная самооборона, которую не удалось провести на месте и мгновенно. Говорить о наличии мести у низших животных, наверное, преждевременно, поэтому отнесем ее в разряд социальных явлений, необходимых для восстановления нарушенного положения в обществе. Месть показывает, что с данным лицом нельзя обращаться как с низшим существом. Кстати, по причине существования мести нельзя обращаться с ребенком, как с низшим существом. Потому что он вырастет и отомстит активно кулаками или пассивно, не подав стакан воды. И вообще отношение к родителям как к низшим формам жизни полностью отзеркалит даже бессознательно, как усвоенную форму общения.

Таким образом, месть предохраняет субъект от дальнейших дискриминационных действий, от нового ущерба. Если речь идет о смерти, то она защищает права родных, показывая, что их социум достаточно могущественен и может за себя постоят, не позволяя убивать своих членов без наказания. Пускай и отложенного во времени.

Как влияет месть на объект и чему она должна научить? В соответствии с теорией рефлексов (мы не различаем условные и безусловные рефлексы, поскольку гены не позволяют говорить, что там предписано как-то реагировать на то или иное раздражение, хотя уже яйцеклетка и сперматозоид рефлексами обладают, но речь сейчас не об этом) у объекта должна в результате мести возникнуть связь между его предыдущим дискриминационным действием и последовавшим за него возмездием. В частности, поэтому, не имеет успеха наказание невиновных, хотя, пока не открылось, определенное педагогическое воздействие на третьих лиц оно оказывает. Но всамделишний объект мести, избежавший наказание, ходит в это время без рефлекса на дискриминационные действия как Каин и продолжает творить злодейства на потребу своему черному сердцу.

Мы, разумеется, даже слегка не коснулись темы мести, ее организации в современном обществе, целей и задач, но пост уже и так вырос за пределы разумного, поэтому мы благодарим читателя за внимание и переходим к вопросам и обсуждению в комментариях. Час потехи закончился.

социум, психология, философия, опус

Previous post Next post
Up