Дописывая Библию

Apr 13, 2016 12:01

В топке ЖЖ или в промо топчется пост про антропологические выводы из Библии. Про первичность животноводства и прочее. Пусть, автор имеет право на все, в том числе на высасывание из пальца. Мы в данном посте попытаемся посмотреть на цикл книг Библии как на единое произведение. Мы имеем на это право не меньшее, и это не натяжка. Поскольку, при различии авторов, трудно отрицать то, что у книг был на разных этапах единый редактор, компилятор и составитель, пусть и коллективный, вроде собора или синедриона.

По законам сюжета повествование должно заканчиваться на новом витке там же, где и началось. Герой должен вернуться обратно. Он не может начать в одном месте, а закончить, болтаясь в другом. Это не литературно. Если этого не происходит в книге буквально, то должно обозначиться на каком-то уровне понятийно. То есть, в чем-то герой должен вернуться.

Иногда для этого, как в Очарованном страннике, вводится рассказчик, чтобы на корабле начать повествование и на корабле кончить, пусть Голован и прошел путь от крепостного до монаха. Можно ввести шаль, чтобы как безумный глядеть на нее, понимая, что стихотворенние от шали и начиналось. Если Одиссея и рвет это правило, то лишь отчасти. Мы ведь понимаем, что путь героя начался не от стен Илиона, а из Итаки, куда он и возвращается.

На этом месте можно было бы пост и завершить, потому что, потоптавшись на месте, тема завершилась ничем, что лишь подтверждает описанное правило. Но попытаемся вырваться из этого кольца и посмотреть, а как теория применяется в Библии.

Мы предположим, что существующий сейчас кодекс Библии - не единственный. И начиная с истории грехопадения книга каждый раз представляла собой завершенный сюжет, смотря по тому, что в ней актуализировалось, как существенное в начальной точке.

Это очень продуктивный прием, поскольку может помочь реконструировать разные завершенные редакции. Например, предположим, что история Авеля и Каина завершает книгу. Это красивая идея. Во-первых, тут актуализируется обещание "смертию умрешь" и больше ждать и бояться смерти не надо. Во-вторых, герой - Каин - возвращается в бессмертное состояние под защитой Бога, его не могут убить. В-третьих, он основывает город - свой сад взамен потерянного рая. Енох вместо Эдема. Можно найти и еще признаки возвращения сюжета на исходную, но достаточно.

Наверняка есть и промежуточные точки остановки сюжета. Можно говорить о том, что в Библии постоянно герой - человечество или еврейство - возвращается обратно, чтобы постоять, осмотреться, решить: "А, нет, не то!" - и пуститься в новый путь. Крупной остановкой можно считать Закон Моисея, когда произошло возвоащение в Обетованную землю. Да, не рай. Да, смертны. Но есть закон вместо нарушенного. Есть территория, своя, но данная богом. Есть и что-то еще третье, что я не придумал, но без чего утверждение не будет достаточно убедительным. Но можно сказать и так, что главное - это обретение земли, "из которой взят" и таким образом завершение пророчества. Объект тут - коллективный Израиль, который обретает таким образом бессмертие, наследуя завет Адаму.

Крупным мазком - кодекс времен Нового завета, кончая книгой Откровения. В ней каждый человек возвращается в состояние,когда над ним больше не довлеет проклятье. Проблема тут, на которую уже указывали неоднократно в том, что человек приобретает состояние "нападательное", то есть он не может согрешить.

В то же время, мы помним, что в исходном состоянии Бог не имел над Адамом такой власти. Да и, по-видимому, никакой не имел. Был лишь один запрет, который человек преодолел довольно легко. По-видимому, именно состояние свободы и должно быть если не точкой в новой редакции, то актуальным пунктом назначения в какой-либо из старых, чтобы сюжет вернулся в начало.

Какой он будет, мы не знаем, но в данном посте даны его признаки. Это должно быть полное возвращение в исходное состояние до повествования книги Бытия. Выходов в таких случаях, когда сюжет ушел в жесткую фантасмагорию, глядя на которую Алиса с Белым Кроликом, обнявшись, плачут от зависти и курят в уголке грибы, на самом деле, немного. Первый, что приходит на ум - пробуждение. Тем более, что предыдущие редакторы на него уже указывали, когда "навел Бог сон на Адама", дал ему жену и сказал: "Не заморачивайся." Но потом сюжет с санкционными яблоками возник вновь. Не в том сновидении Адам пробудился, не в том слое книги. Нужно пробудиться до слов "В начале сотворил..." и признать все повествование сном. Имеющим перекличку с реальностью, но как и положено сну - довольно отдаленному, а в основном это подавленные желания и фобии. Впрочем, выбор за читателем...

книголюбие, социум, философия, филология, история, холивары

Previous post Next post
Up