Завершая трилогию: о бюджете 2013-15

Sep 29, 2012 18:13

Из 3-х китов, несущих на себе экономику России, и озвучивших на пороге очередного хозяйственного года (как считали их у нас в период между военным коммунизмом и великим переломом - с последнего квартала предыдущего) свои модели будущего, неохваченным остался Минфин с его magnum opus - бюджетом на очередную трехлетку, передаваемым со следующей недели для дальнейшего совершенствования в руки Госдумы. Поскольку основная идея документа - возвращение бюджетного правила, призывающего народ России к аскезе и самоотвержению - уже упоминалась тут раньше, а писать и читать длинные бухгалтерские тексты забесплатно - любителей немного, ограничимся парой графиков, показывающих, как эта идея воплощена «в металле».




1. Как известно, бюджет по новому правилу считался не от прогнозных цен нефти (97-101-104 долл. за барр. по годам трехлетки по основному сценарию), а от скользящих за предыдущий 5-7-летний период (92-94). Разница между расчетными и фактическим нефтегазовыми доходами будет резервироваться, накопления легко прикинуть из расчета 2 млрд. долл. на доллар за баррель. Так что при прогнозных ценах МЭР Резервный фонд за три года будет пополнен примерно на 46 млрд. долл. (1.9%ВВП 2015).

Это снизило расчетные нефтегазовые доходы с 10.4-10.5%ВВП, которые будет по итогам с.г., на 2 пункта - до 8.5. В итоге, несмотря на аскезу, расчетный бюджет свелся с дефицитом (чуть более полутриллиона руб., или 0.78% ВВП в 2013), который, как и общалось властями, устремляется к 0 к концу трехлетки.

Ждут ли Россию великие потрясения и секвестр расходов, если и этих 92-94 долл. за бочонок нефти не будут давать в плановую трехлетку? Вероятно, нет. Ведь внутренний долг правительства при расчетных параметрах бюджета не превысит смехотворной цифры в 10% ВВП. В обращении будет ОФЗ на 8.1 трлн. руб., которых едва хватит для обеспечения ожидаемой налично-денежной эмиссии в 2013-15, или, иными словами, в качестве залогов для получения банками рефинансовых кредитов в Банке России, компенсирующих эту «утечку» банковской ликвидности в наличность.

Без каких-либо проблем правительство может нарастить в случае непредвиденного падения доходов свой долг в 2-3 раза. И даже при желании монетизировать его, или, что то же самое, профинансировать расходы из Резервного фонда («включить печатный станок», как теперь выражаются уже и приложения к газете Коммерсант), без каких-либо инфляционных последствий, как это было в 2009 и (временами) 10-м годах. Лимит внешнего госдолга поднимется с 66.2 млрд. долл. на конец 2013 до 83.8 в конце 3-хлетки, - суммы, которая во времена коллапса СССР казалась неподъёмной, а теперь также смехотворна, 3.4%ВВП.

2. Бюджетный аскетизм, как видно из второго графика, достигнут главным образом за счет победы над ростом пенсионных расходов. В предстоящую трехлетку им предстоит стабилизироваться в отношении ВВП, при значительным сокращении прочих социальных трансфертов. До этого за предыдущую 3-хлетку (2010-12) расходы бюджетной системы на соц.политику, наоборот, выросли с 10.7% (terms of trade adjusted) ВВП в 2009 до (если верить оценкам МЭР) 13.1 в 2012, в т.ч. пенсии - с 7.6 до 8.3. Единственным растущим в отношении ВВП направлением бюджетных расходов останется армия, в связи с программой ее перевооружения.

Тем временем профицит федерального бюджета 2012 за январь-август составил 1.4% ВВП. С учетом сезонной неравномерности расходов он может быть спрогнозирован по итогам года в 0.4-0.5%ВВП (300 млрд. руб.) и с возращением не нефтегазового дефицита на уровень 10% ВВП или чуть больше (в начале года из-за предвыборного форсажа расходов он превышал 12%ВВП).

Это - примерно на уровне прошлого года. Однако все равно слишком много на фоне бюджетного правила, вводимого в будущем году. В соответствии с ним расчетный не нефтяной дефицит будет снижен в 2013 примерно на полпункта ВВП и еще на 1 пункт к 2015 году - до 8.5% ВВП (что все еще с точки зрения МВФ будет выглядеть как риск и недопустимо большое транжирство нефтяного богатства России).

Ранее по теме: 1, 2, 3, 4.

Бюджет

Up