Позавчера, 27 марта отмечался Всемирный день театра. Вчера исполнилось 240 лет со дня основания Большого театра. Это ли не повод рассказать о моем московском театральном опыте?
Люблю театр. Знакомая мне как-то сказала, что в нем, в отличие от кино, она еще ни разу не разочаровалась. И я с ней в этом вопросе солидарен :) Поэтому, планируя свой досуг в столице в отпуске осенью 2014, решил посетить пару постановок.
Я бы себе не простил, если, будучи в Москве, не побывал бы в Большом :) но о нем ниже.
Опера оперой, но драматический спектакль и игру известных актёров посмотреть тоже хотелось. Я очень хотел попасть в "Современник", театральный сезон у них начинался 1 октября - по датам я в принципе успевал, но продажа билетов открылась поздно. Ждать столько было непозволительно :) Выбирал между "Ленкомом" и театром имени Вахтангова. В "Ленкоме" на нужный мне день давали незнакомую зарубежную пьесу - подумал, что лучше посмотреть нашу классику.
1. Итак, вторник 30 сентября, после вечерней прогулки по Арбату:
2. Театр ведет свою историю с 1921 года, когда была образована Третья студия Московского художественного театра, переименованная в 1926 году в честь основателя, Евгения Вахтангова. В годы войны театр работал в Омске. Поскольку здание театра на Арбате было разрушено, Сталин предложил перевести труппу в Новосибирск - на Урал и в Сибирь были эвакуированы многие предприятия тяжелой индустрии, ставился вопрос о развитии культуры в новых промышленных областях. Возразить Сталину напрямую не мог никто, но Анастас Микоян заступился за театр, сказав: "Да, это очень хорошая идея! Давайте и Третьяковскую галерею туда же". Сталин улыбнулся, погрозил пальцем, и театр вернулся в Москву. В 1947 для него открыли новое здание.
3.
4. Труппа театра - можно увидеть много знакомых персоналий
5. Среди них, например, Владимир Вдовиченков, Ольга Тумайкина, Мария Аронова, ...
6. ... Алексей Гуськов и Максим Суханов.
7. Большой зал фойе
8. Зрители осматривают интерьеры
9. На левой и правой стороне фойе можно посмотреть фотографии спектаклей из репертуара театра. Я ходил на постановку "Дядюшкин сон" по одноименной повести Достоевского. Её до этого не читал, но тут выдался отличный повод! Получил настоящее удовольствие - хотя фирменный язык автора узнаётся, атмосфера у неё в целом лёгкая, местами даже смешная. Соглашусь с мнением, что написана она под влиянием гоголевских традиций - по настроению напоминает "Мёртвые души".
В главных ролях - Владимир Этуш и Мария Аронова.
10. В зрительном зале. Я взял билеты в партер
11. Мест за почти полтора месяца до спектакля оставалось немного. Хотя зрительный зал совсем немаленький - вместимостью 1055 человек!
12. Понравились балконы
13. Узнаётся послевоенный стиль
14. Теперь о спектакле. Остался под большим впечатлением! Такое ощущение, что роли писались специально под актёров. Мария Аронова была неподражаема в роли Москалёвой - невозмутимая, надменная, но не без изрядной доли юмора, и при этом настолько непринуждённая! А на тот момент 92-летний Владимир Этуш потрясающе смотрелся, играя немощного Князя К. Без сомнения, этот спектакль - лучшее, что я до сих пор видел в драматическом театре.
(прощу прощения за качество фото, зум у меня все же слабоват)
15.
16.
Ну а теперь о моем посещении Большого театра.
Надо ли говорить о том, как быстро разбираются билеты на постановки ведущего театра страны? Я специально поджидал день открытия продаж, но уже буквально в первые часы билетов оставалось совсем чуть-чуть. Я, можно сказать, урвал место на 1 ярусе левой стороны за 2 тысячи рублей. И это почти за 3 месяца! (посмотрел сейчас по электронной почте - покупал 5 июля, спектакль состоялся 2 октября).
У кассы, где я распечатал свой электронный билет за полчаса до спектакля, тусовалась довольно большая группа перекупщиков, продающих билеты на сегодняшний вечер.
17. Зрительный зал, конечно, впечатляет роскошью убранства. Императорская ложа
18. Плафон "Аполлон и музы" и хрустальная люстра весом 2,3 тонны.
19. Обзор сцены с моего места. Не так уж плохо, надо сказать - ограничение видимости всего 20%, если верить сайту театра
20. Светильники и лепнина. В 2005-2011 годах основная сцена находилась на нашумевшей реконструкции, в ходе которой интерьерам зала восстановили первоначальный облик по задумке главного архитектора Императорских театров Альберта Кавоса
21. Публика разнообразная. Обзор со второго ряда балконов, думаю, совсем неважный - на билетах даже пишут крупными буквами "НЕУДОБНОЕ МЕСТО". Эти места дешевые - много таких билетов распространяется среди пенсионеров, но ушлые перекупщики заклеивают непотребные надписи и продают тысячи по две неискушенным зрителям, надумавшим в день представления послушать оперу.
22. Оркестровая яма
23. Антракт. Время побродить по фойе и купить программку
24. Еще несколько снимков зрительного зала. Знаменитый "золотой" занавес из парчи, впервые украсивший сцену в 1955 году
25. В Большой театр стоит прийти хотя бы ради созерцания этого великолепия
26. Пару слов о спектакле. Слушал оперу "Травиата" Джузеппе Верди. Почему опера, а не балет? Во-первых, на нужные мне даты на исторической сцене давали только оперу, а пойти на Новую сцену - лишить себя большей части удовольствия от пребывания в Большом театре. Во-вторых, я не понимаю балет. Опера тоже для неподготовленного человека может быть сложна для восприятия - но вот ее я люблю. Скучно при просмотре оперы не бывает: успеваешь следить за действием на сцене, переводом арий на небольшом экране над ней и слушать исполнение солистов - а оно порой трогает до глубины души.
26. "Травиата" - одна из известнейших опер, по данным за последние 5 театральных сезонов возглавляет список популярных опер мира. Многие ее музыкальные фрагменты знакомы даже далекому от мира музыки человеку
27. Вечер в опере мне не мог не понравиться, однако увиденное и услышанное было в целом ничем не лучше постановки малоизвестной Пражской государственной оперы, которую я посетил в 2013 году (туда я ходил на "Кармен"). В антракте разговорился с рядом сидевшей женщиной. Она же была не в восторге от представления - из беседы я понял, что ее профессиональная деятельность связана с музыкой. Моя собеседница осталась при мнении, что художественное исполнение не соответствует высокому уровню театра, и Большой - не более чем раскрученный бренд.
Что ж, у меня музыкального образования нет, поэтому я особенно спорить с соседкой по месту не стал - возможно, она и права. Ее разочарование было усугублено еще и немалой стоимостью билетов - она привела на спектакль свою маму из другого города, и ей билеты на сайте-перекупщике на аналогичные моему места обошлись по 5 тысяч рублей (повторюсь, я отдал две тысячи). Почувствуйте разницу.
28. Вот чем я завидую москвичам - так это возможности посещать известные постановки, не выезжая из своего города :) Надеюсь, я смогу и сам еще не раз побывать на спектаклях столичных театров.