Методика восстановления равновесия в системе энергетических центров при помощи голоса была описана тысячи лет назад. В большинстве случаев воздействие на чакры сводится к пению мантр, однако может включать в себя и отдельные гармонически связанные звуки. Существует методика воздействия на чакры при помощи человеческого голоса. Суть ее в следующем: человек, желающий восстановить гармонию собственных структур, поет ряд звуков, гармонически связанных между собой. Эта вокальная техника несколько отличается от обертонального пения, однако в основе ее лежит тот же принцип - принцип гармонического ряда.
Гармоники могут оказывать резонансное воздействие на мозг. Люди, занимающихся обертональным пением, отмечают, что в момент создания вокальных гармоник они ощущают в голове вибрацию, а иногда, закрыв глаза, видят свет, четко чувствуют, как разные гармоники вызывают резонанс в различных зонах мозга.
"Как-то раз, - говорил Пир Вилайят Инаят Хан (известный суфийский мистик), - я побывал в гостях у немецкого композитора Штокгаузена. За ужином он продемонстрировал мне свое удивительное искусство обертонального пения. Ему удалось пропеть двадцать восемь обертонов, чистых, как звон колокольчика. Господин Штокгаузен объяснил, что, производя обертон, он сосредоточивается на определенной точке в мозгу над верхним нёбом; и чем выше обертон, тем выше расположена соответствующая точка".
Карлхайнц Штокгаузен - немецкий композитор-авангардист, мистик и ясновидящий. Он первым сочинил музыкальное произведение специально для певцов обертонов. Этой композиции Штокгаузен дал название «Stimmung», что в переводе с немецкого означает «настройка». Его вклад в развитие гармонической музыки трудно переоценить.
В сопроводительной статье к альбому «Stimmung» 1969г. Штокгаузен писал:
"Композиция Stimmung - не что иное, как один-единственный аккорд, звучащий на протяжении семидесяти пяти минут и за это время не меняющийся ни на полтона. Аккорд составляют одни лишь вокальные гармоники - вторая, третья, четвертая, пятая, седьмая, девятая. Основного тона среди них нет... Певцам потребовалось полгода, чтобы научиться точно выпевать обертоны - девятый, десятый или одиннадцатый, тринадцатый - вплоть до двадцать четвертого... Процесс обертонального пения сопряжен с удивительными ощущениями: вы отчетливо чувствуете, как обертоны порождают вибрацию в разных участках вашего черепа. Если бы вы встретились с певцами по прошествии шести месяцев после всемирной выставки в Осаке, когда они впервые выступили с этой композицией, вы бы заметили, как сильно они изменились за это время".
Karlheinz Stockhausen - Stimmung (flac).rar